Многодетная прима балета
Перед тем, как попасть в квартиру героини, я стала свидетелем маленькой интимной сценки. Супруг Татьяны, видимо, собирался идти куда-то по делам. Но прежде, чем переступить порог, он звонко поцеловал жену и вдобавок игриво хлопнул ладошкой по бедру. Я увидела это, выходя из лифта. Балерина сразу же засмущалась, а мужчина весело рассмеялся. Мне подумалось, что так могли бы себя вести молодожены. Между тем, у Татьяны и ее супруга – народного артиста России Андрея Булдакова – за плечами солидный стаж семейной жизни. Они двадцать лет вместе на сцене и дома.
– С Андреем мы знакомы чуть не с детства, - рассказывает моя собеседница. – Мы оба выпускники Пермского хореографического училища (детей берут туда с 10-летнего возраста). Правда, во время учебы мы почти не общались. Я дома с родителями жила, а Андрей в интернате при колледже, он родом из Ижевска. То, что мы знакомы, обнаружили уже здесь – в Челябинске, в балетном зале. Но поначалу между нами тоже ничего не было – просто занимались, репетировали. Уже потом, когда я рассталась с мужем, Андрей стал за мной ухаживать.
О своем первом замужестве Татьяна предпочла не распространяться. Но из ее скупых фраз я поняла, что первым супругом балерины был партнер по танцам, оба служили в театре Уфы. Но несмотря на рождение сына, их совместная жизнь не сложилась. В 1992 году Татьяна уехала в Челябинск - ее пригласили на должность ведущей солистки Челябинского оперного, где ставили тогда премьеру «Дон Кихота». Новым партнером по танцам стал Андрей, и он же стал самым родным и близким человеком в ее жизни. Дуэт Булдакова и Сулеймановой театральные знатоки называют одним из самых блестящих на челябинской сцене. В составе труппы их дуэт выступал на гастролях в Европе, Северной и Южной Америке, Индии, Китае. Они были исполнителями всех главных ролей в репертуаре театра.
- У нас с Андреем отношения сложились естественно, мы словно с детства никогда не расставались. Просто сошлись и стали жить, решать какие-то бытовые вопросы, какие-то планы строить. В загсе зарегистрировались, когда у нас уже двое детей было. Андрей стал говорить: «Ты разводиться-то собираешься? А то живем-живем, а официально ты замужем за другим – штамп в паспорте стоит». А у меня и вправду развестись с первым мужем руки не доходили. Надо было бумаги оформлять, по разным кабинетам ходить. В конце-концов, к бывшему мужу подошла, говорю – такого-то числа идем разводиться. Он: хорошо, пойдем.
Татьяна рассказала, что в первые годы они с Андреем были всецело заняты друг другом и балетом, но потом поняли, что хотят детей. Их дочери Насте сейчас двенадцать лет, сыну Володе десять.
- Татьяна, многодетность для балета не характерна. Но вы, имея такую завидную карьеру, решились на рождение и второго, и третьего ребенка. Не страшно было уходить в декрет? В балете ведь как в спорте – молодые так и норовят на пятки наступить.
- Наверное, это и есть любовь. Если бы нам с мужем было плохо, разве мы решились бы завести детей, да еще и в профессии остаться? Но если бы в 18 лет мне кто-то сказал, что я буду многодетной матерью, я вряд ли поверила бы. Конечно, карьера в балете очень важна, особенно если ты уже успел чего-то добиться. Но ребенок – это дар от бога, и грех от него отказываться. И когда я слышу нытье, что ребенка нельзя себе позволить, или что некому с ребенком сидеть, я этого не понимаю. Все можно решить. Например, первого сына мне приходилось брать с собой на репетиции. Я оставляла коляску за кулисами, и мой ребенок спал там, пока я танцевала. Подруги в случае необходимости могли дать соску ему, укачать. Потом ставила коляску в зрительный зал. Причем, сын не плакал, не пытался вылезти, смотрел как мы танцуем и ему все нравилось. А когда появился второй и третий ребенок, в таком раннем возрасте мы с мужем в театр их не брали, у нас уже были деньги на няню.
- А располнеть, потерять фигуру не боялись?
- Да, я невысоко роста, и 40 кг для меня – это максимум. Даже лишние 500 граммов – уже недопустимо. Но несмотря на три беременности я ни разу не набрала лишний вес до неприличия. Хотя грудью кормила. Просто нагружала себя ничуть не меньше, чем у станка. И потом я же в полном смысле слова в декрете не сидела. Когда родила дочку, наш театр собирался на гастроли в Америку. Руководитель позвонил, говорит: надо ехать, у нас танцевать некому. Я прервала декретный отпуск, начала интенсивно заниматься и через пять месяцев уже танцевала «Лебединое озеро». С третьим ребенком еще проще было. Через три недели после родов вернулась в театр, а через два месяца танцевала «Щелкунчика», причем, не переставала при этом кормить грудью. Мне было в то время 39 лет, люди в этом возрасте уходят со сцены, а меня директор все никак не отпускал, уговаривал остаться. Да мне и самой хотелось танцевать.
- Что вы делали, чтобы похудеть?
- Каждый день часовое занятие на разогрев и затем двухчасовая репетиция. Не ела на ночь. Периодически устраивала себе голодные дни – перед спектаклем. Мой организм к этому привык. Чувство голода у балерин постоянно. Допустим, если вчера был спектакль, то сегодня-завтра-послезавтра я могу жить как нормальный человек – с пельменями, чипсами. Все как у всех. А перед выступлением – табу. Если вечером спектакль, то утром максимум, что я могла себе позволить – чашку кофе. Обеда нет. И только перед самым выходом на сцену - кусочек хлеба с кетчупом или перцем. Ну еще воду с лимоном.
- А у мужа какая-то диета есть?
- Нет, мужикам везет - им что в рот попадает, все куда-то исчезает бесследно, нет лишнего веса. Я завидую им. А вообще, все, что касается еды в нашем доме, это на моих плечах. Я и пироги пеку, и манники, пельмени стряпаю. Дети у меня пиццу любят. Вот вчера сделала селедку под шубой. Муж вчера ездил к дочери в Пермь, я думаю: приедет уставший, надо ему что-то вкусненькое приготовить.
Татьяна рассказала, что ее супруг продолжает работать в театре, он педагог-репетитор. А сама она сейчас завершила карьеру на сцене, ушла на преподавательскую работу в институт искусств.
- Вы всю жизнь с мужем на сцене, а в театральной среде чего только не бывает. И друзья, и соперники, и тайные недоброжелатели. Все эти рассказы про битое стекло, подсыпанное в пуанты соперницы, – это правда? И неужели вы с мужем никогда друг друга не ревновали?
- Про битое стекло слышала, но в нашем театре ничего подобного не случалось. А насчет ревности… В репетиционном зале мы все друг для друга «рабочий материал». У нас мужчины сами шутят, что когда они держат партнершу, они не мужчины, а артисты балета. Мы же с детства в парах танцуем, с 10 лет у нас дуэтные уроки. Поэтому, когда на сцене зритель видит любовь героев, то это не значит, что между партнерами какие-то особые отношения, в первую очередь это игра, умение входить в образ. Это у нас с Андреем так совпало, что и на сцене, и в жизни мы пара.
- И судя по всему, счастливая пара, - промолвила я, вспомнил сценку, которую видела, выходя из лифта.
- Чтобы жить с человеком в мире и гармонии, нужен определенный труд, как с моей, так и с его стороны. Сделать вид, что ты не заметила каких-то мелочей вроде незакрытого тюбика, не скандалить по пустякам. Например, я приучила себя не раздражаться по поводу разбросанных вещей. Нужно внимание и умение создать друг другу праздник. И дети, конечно. Без детей нет настоящей семьи и я рада, что мы с мужем состоялись не только как артисты балета, но и как родители. Наша дочь сейчас учится в Пермском хореографическом училище. Самостоятельный ребенок – мы за нее выбор не делали. Она у нас и на рисование ходила, и на синхронное плавание, танцами занималась, гимнастикой, даже каратэ увлекалась, медали получала. А в итоге пошла по нашим стопам – в балет. Младший сын тот же путь повторяет, ему интересно заниматься танцами и театром моды. Пусть ищет себя, время есть. И конечно как мать я очень рада, что мой старший сын Денис, которому сейчас 24 года, определился в жизни. Он программист, учится в аспирантуре ЮУрГУ. Говорит, что ему все нравится.
- То есть, можно говорить, что вам повезло во всем – в творчестве, профессии, семье, личной жизни. Вы считаете себя счастливой?
- Считаю. Только не сглазьте!
Татьяна СТЕФАНИВ,
г. Челябинск
Фото со сцены предоставлены героиней публикации. Автор снимков - Андрей Голубев.