Влюбился в девушку на портрете - и разыскал Валю

Борис прожил 45 счастливых лет с женщиной, в изображение которой он влюбился. Подруга рассказала мне почти детективную историю. В Кинешме мужчина разыскивал портрет кисти местной художницы,

которой много лет назад позировала его жена. Собственно, с той картины и началась их любовь. Недавно супруга покинула этот мир, и кинешемец решил разыскать то самое произведение – в память о ней. Я позвонила заведующей информационно-туристическим центром Марины Крайник, которая помогала ему в поисках. От нее я узнала телефон Бориса Голубева, и мы встретились у него дома.

Борис Алексеевич сразу же поделился со мной радостью. Картину он нашел!

- Не поверите, у меня - почти как у Пигмалиона, - смеется Борис Алексеевич. – Только он сам изваял Галатею, а потом влюбился в скульптуру - и она ожила. Я же увидел Валю на картине, а встретил позже.

Родился Борис Голубев в 1945 году в деревне Шишкино в трех километрах от Кинешмы. Отец вернулся с войны инвалидом с тяжелыми ранениями и орденами. Мама воспитывала восьмерых детей.

- Держали корову, мама занималась хозяйством, - вспоминает Борис Алексеевич. – Отец по состоянию здоровью смог устроиться только кладовщиком на прядильно-ткацкую фабрику в Кинешме. Там работали и подрастающие братья-сестры. Закончил я 10 классов в Кинешме. Занимался спортом. В лыжной секции при клубе фабрики познакомился с девушкой Ниной. Она меня и провожала на службу в конце 1963 года. По росту (185 см) и физическому развитию я подходил для флота. Срок службы у моряков был тогда целых 4 года. Нина обещала ждать меня.

Сначала была «учебка» в Латвии, где Борис изучал аппаратуру большого противолодочного корабля. Затем несколько месяцев новоиспеченные моряки жили в Ленинграде. Ждали, пока на заводе закончат строительство нового корабля под названием «Славный». Затем на нем пошли в Черное море. А дальше – Балтика.

- Я был командиром отделения операторов корабельного телевидения, - говорит Борис Алексеевич. – Но это не то, о чем вы подумали. На корабле установили 7 телекамер, с которых командир на мониторе отслеживал разные моменты боя, работу корабельной артиллерии. Нина присылала письма. Однажды она написала: «Извини, я встретила другого». Я переживал, конечно. Наш призыв был последним, кто служил 4 года. Уходили с корабля домой под марш «Прощание славянки» - до слез. Когда вновь встретил Нину, понял, что не люблю ее.

Борис вернулся домой в 1968 году. Мама устроила праздник. На третий день он отправился в военкомат - сниматься с учета. Закончил там дела и вышел на улицу. Вдруг пошел дождь. Укрыться от него Боря решил в здании местного храма, в котором в то время был музей. Прочел объявление на двери: «Выставка работ кинешемских художников». Зашел, стал рассматривать картины.

- На одном портрете была изображена девушка-строитель в красной блузке. Красивая, какая-то необыкновенная, завораживающая, - вспоминает Борис Алексеевич. - А за ее спиной — Волга. Я запомнил: «Каменщица», художник Елизавета Баженова.

Прошло два года. Борис работал на текстильной фабрике слесарем, в бригаде сантехников. Быстро дорос до бригадира. Летом 1970 года его бригаду направили от фабрики на строительство 100-квартирного дома. Монтировали водопровод и отопление.

Как-то Борис зашел в бытовку строителей. Там сидела... девушка с того портрета. Она в обеденный перерыв что-то вязала спицами.

- Вся точеная, темно-серые глаза поволокой, -рассказывает Борис Алексеевич.- Я сначала остолбенел. Но потом, будучи человеком общительным, заговорил с нею. Ее звали Валя Волгина. На год младше меня. Она родом из Кинешемского района, тоже деревенская девчонка. И отец у нее герой, воевал, как и мой папа. В 1967 году Валентина закончила ивановское училище. Ее направили каменщицей в строительно-монтажное управление №5 Кинешмы. Жила на съемной квартире, неподалеку от нашего дома: тогда деревня Шишкино уже умирала, все перевозили срубы в город, и мы тоже переехали. Стали общаться. Про портрет спросить тогда я не решился. А завоевывал свою любимую долго — месяцев 10. Валентина - человек легкий по характеру, но сдержанный. Она свои чувства ко мне открыла не сразу. Я же с первой минуты понял: мой человек до последних дней.

Валя понравилась родителям Бориса. Отец у него был человек деликатный. Всех своих снох и зятьев звал только по имени-отчеству, что поражало многих. Родные позаботились и о том, где молодым жить. Брат Бориса, работавший на Севере, пустил их пожить в свою кооперативную квартиру в Кинешме. За тканью на платье невесты молодые ездили на мотоцикле аж в Костромскую область. В 1971 году сыграли свадьбу — веселую, шумную, с гармошкой и плясками.

- О картине я спросил Валю позже, - улыбнулся Борис. – «Не ты ли это?». Она засмеялась: «Было дело!». Оказывается, в 1967 году к 50-летию советской власти на стройку направили творческую бригаду художников — запечатлеть образы молодых строителей коммунизма. И Валя позировала местной художнице.

В 1972 году у Голубевых родился сын Игорь. В 1977-м Валентине как строителю дали двухкомнатную квартиру. Жили дружно и весело. В 1980 году появилась на свет дочурка Юля.

- Особенных бед в жизни у нас с Валентиной не было, - продолжил рассказ Борис Алексеевич. - Дети росли. Мы с Аалей похоронили своих родителей. Все 45 лет, что прожили вместе, были счастливы. Так совпало, что я запомнил тот романтичный образ жены с картины. Но полюбил я ее как человека. Душа у нее красивая. Валя заботилась обо мне, прихожу с работы — а ужин уже разогрет. Работали мы оба всю жизнь на одном месте - она в СМУ до пенсии, я на фабрике — до закрытия предприятия.

Для своей любимой Борис построил дачу. На месте родного дома - в деревне Шишкино. Так совпало, что от фабрики тут выдавали участки. Валентина Ивановна очень любила бывать на «фазенде», заниматься огородом.

Дети выросли. Игорь закончил политехнический вуз во Владимире, работает ведущим программистом в московской фирме. У Юли педагогическое образование, сейчас она трудится в частной фирме оператором.

- В 2015 году Валя заболела, врачи сказали: онкология, - вздыхает Борис Алексеевич. - До этого она даже в поликлинике ни разу не бывала. В медицинской карте были отмечены только диспансерные осмотры, которые проводили на работе. Она все прошла: операцию, химиотерапию. Боролась до последнего. Были сильные боли в руке и плече. Я вез ее на машине в Иваново, видел, как она морщится и думал: какая сильная!

Борис ухаживал за женой — кормил, мыл. Окончательно слегла она осенью 2016 года.

- За день до смерти позвала меня к себе, - со слезами вспоминает Борис Алексеевич. - Сказала: «Давай прощаться». Мы обнялись, заплакали. А в пять утра 10 ноября 2016 года моей Вали не стало.

В годовщину смерти в ноябре прошлого года Голубевы своей семьей поминали Валентину Ивановну. Дети спросили: «А как вы с мамой познакомились?». Отец впервые рассказал историю про портрет. Игорь и Юля были потрясены. Они ничего про это не знали. Все вместе решили: надо найти картину. И Борис Алексеевич приступил к поиску.

- Я ходил в картинную галерею Кинешмы — но там не оказалось работы Елизаветы Баженовой 1967 года, - рассказывает Борис Алексеевич. - Эта художница, почетный гражданин города, умерла в 2011 году. В январе этого года я зашел в информационно-туристический центр, при котором есть художественный салон. Познакомился с руководителем, Мариной Петровной Крайник. Она прониклась, подключила к поиску картины журналистов, художников. Весь город искал вместе с нами. Я благодарен Марине Петровне. В конце января картину нашли! Марина Петровна лично вручила ее мне. Вот она, у меня над диваном, в зале. Теперь Валя всегда со мной. Поверну голову влево — она с картины смотрит.

Я позвонила по телефону Марине Крайник.

- Это было в рождественские дни. Художественный салон работал, - вспоминает Марина Петровна. - Зашел высокий, приятный мужчина, стал расспрашивать про картины Баженовой. А потом рассказал о себе. У нас имелись две работы Баженовой. Но «Каменщицы» среди них не было. Борис Алексеевич уходил со слезами. Трогательная история любви Голубевых мне показалась настоящим рождественским подарком. Решила — обязательно помогу этому открытому, искреннему человеку. Вскоре мы в нашем центре устроили музыкально-литературный вечер. И я рассказала посетителям про поиск Бориса Алексеевича.

На том вечере присутствовала племянница Елизаветы Баженовой Ирина Николаевна. От нее стало известно, что часть картин из коллекции в трудные 90-е годы художнице пришлось продать. Возможно, «Каменщица» была среди них. С помощью Ирины Николаевны Марина вышла на вдову кинешемского художника Льва Успенского. В ее архивах оказался буклет той самой выставки 1968 года. А в нем — черно-белая репродукция «Каменщицы»!

Вся Кинешма искала коллекционера, который мог приобрести эту картину. И вскоре откликнулась ее владелица! Она согласилась обменять «Каменщицу» на другую работу этого же автора, которая имелась в информационно-туристском центре.

- Борис Алексеевич держал в руках портрет каменщицы с лицом задумчивой тургеневской девушки, и по его лицу было видно, что он счастлив, - сказала Марина Петровна.

Елена Касторина, Кинешма

На фото – Борис Голубев с портретом жены.



подпишитесь на нас в Дзен