НА ПУТИ К ЕГЭ: спокойно, и еще раз – спокойно!

Выпускные экзамены – это всегда большая психологическая проблема для ребенка. И если устные испытания предполагают живое общение с преподавателем, во время которого есть возможность выудить из памяти все, что знаешь, то тестовая система школьникам таких шансов не дает. Как справиться с волнением и ученикам, и их родителям, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. Нервная обстановка, в которую попадают и дети, и родители по мере приближения самого главного школьного испытания – ЕГЭ – зачастую делает ситуацию неуправляемой. Школьники на грани нервного истощения теряют способность адекватно воспринимать материал и испытывают проблемы с запоминанием. А родители, находящиеся в не меньшем нервном напряжении, давят на детей, еще более усугубляя обстановку. «Последний год обучения дети, как правило, проводят в постоянном стрессе, – утверждает Татьяна БОРИСОВА. – Во-первых, они начинают понимать весь драматизм происходящего. И если в 10 классе они еще предполагали, что успеют «надышаться перед смертью», то в 11-м понимают, что времени для восполнения пробелов в знаниях становится все меньше и меньше. И чем больше их обнаруживается, тем быстрее тает уверенность в себе и собственных силах. Во-вторых, подростки ощущают серьезное давление со стороны родителей. Чаще всего оно проявляется в желании помочь, но эффект от него далеко не всегда бывает положительным. Многие родители подсознательно ассоциируют мозг детей с накопительным диском компьютера, на который можно записать огромное количество информации. Поэтому они стремятся не только контролировать их знания, но и обращаются за помощью к репетиторам, используя интенсивную схему обучения. Проще говоря, они пытаются форсировать события, когда дети уже поняли, что выучить все на отлично уже не выйдет. К счастью, дети имеют индивидуальные способности, в силу которых восприятие информации происходит до определенного момента. Как только будет достигнут некий «потолок», сработает «предохранитель» и последующая информация попросту пройдет мимо. Школьник, как правило, и так идет к экзаменам на пределе своих возможностей, а выше головы, как известно, не прыгнешь. Взрослые далеко не всегда понимают особенности запоминания и стараются сделать так, чтобы каждая минута школьника за 2-3 месяца до ЕГЭ была использована для подготовки. Представьте себе на минуточку, что учебная «деятельность» ребенка на протяжении 2-3 предыдущих лет была, мягко говоря, неспешной, а перед самым экзаменационным испытанием ускорилась в десятки раз. То есть к страху перед ЕГЭ у него добавится непомерная нагрузка, которая, по расчетам родителей, должна привести к хорошим результатам. В-третьих, на детей оказывает воздействие и «забота» учителей. Довольно много работая со школьниками, я сталкивалась с фактором запугивания со стороны педагогов. Учителя считают своим долгом сильно напрячь школьников, рассчитывая, что дети, в свою очередь, застращают родителей, и вся эта цепочка завершится учебными успехами. На деле же получается, что дети от навалившейся на них ответственности замыкаются в себе. В сухом остатке мы получаем нервных и раздраженных родителей и запуганных уставших школьников. Смогут ли дети в таком состоянии честно и успешно сдать экзамены? Полагаю, что это маловероятно». По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, в этой непростой ситуации не стоит строить блицкриговские планы, рассчитывая подготовиться за месяц и на ура сдать все экзамены. Необходимо не нагнетать обстановку, а наоборот – создать спокойную и благожелательную атмосферу, в которой школьнику будет комфортно готовиться к экзаменам. ДОБАВЬТЕ ЕМУ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ Комментарий специалиста: «Хорошо известно, что смелость города берет, – напоминает Татьяна БОРИСОВА. – Уверенность в себе и в своих знаниях поможет ребенку собраться с силами и одолеть экзамен. Нервная же обстановка в школе и дома заставляет его все время сомневаться в своих силах. А это значит, что во время испытаний он будет мучиться сомнениями даже в том случае, если напишет правильный ответ. Кроме того, школьник с низкой самооценкой тратит больше времени на решение заданий, чем уверенный в себе ребенок. Это значит, что у него будет меньше шансов дать максимальное количество правильных ответов. Следовательно, его общий балл за экзамен будет ниже. Ребенку, который готовится к ЕГЭ, прежде всего необходима психологическая поддержка. Если вы постоянно будете хвалить школьника и приободрять, убеждая его, что экзамены он сдаст удачно, он станет увереннее в себе, по-другому посмотрит на подготовку, ассоциируя ее не с чем-то утомительным, а начнет воспринимать знания как инструмент для достижения поставленной цели». ОТДЫХ И ПЕРЕД ЕГЭ НЕОБХОДИМ Комментарий специалиста: «Как бы вам ни было жаль использовать время не на занятия, отдых у ребенка должен быть всегда, – настаивает Татьяна БОРИСОВА. – Без него школьник не восполнит свои умственные и физиологические ресурсы, а значит, не сможет полноценно работать. Кроме того, как мы знаем, усталость имеет свойство накапливаться, а это, в свою очередь, приводит к стрессу, который спровоцирует хронические заболевания. Организуйте для школьника полноценный отдых, во время которого он сможет отвлечься от занятий. Отпустите его в кино или сходите вместе в парк. Этого будет достаточно, чтобы ребенок отдохнул, сбросил напряжение. Не настаивайте на занятиях, если школьник жалуется на здоровье. Понять, что он симулирует, вы сможете довольно быстро, но если он действительно плохо себя чувствует, то это сигнал, что ему срочно нужно отдохнуть от учебы. Помните, что у школьника есть возможность пересдать экзамены еще раз, а вот вернуть потерянное здоровье проблематичней».


подпишитесь на нас в Дзен