Что делать, если банк заблокировал карту при переводе денег?
«Столкнулась с ситуацией, когда моя банковская карта, на которую мне приходит пенсия, была заблокирована банком при моем желании осуществить перевод средств через Мобильный банк в размере 2 тысяч рублей клиенту того же банка, находящемуся в другом регионе. Мне пришло сообщение «Уважаемый клиент, Мобильный банк заблокирован. По вашей карте выявлены подозрительные операции». Я звонила на телефон горячей линии банка и просила разблокировать. Подобные ситуации случались и с моими знакомыми, особенно при оплате крупных покупок, например, бытовой техники. Приходили сообщения «Покупка отклонена как подозрительная. В течение 30 минут банк проведет проверку операции, и вы получите смс с результатом», либо «В связи с подозрением на компрометацию карты и для сохранности Ваших средств карта заблокирована банком. Для получения рекомендаций, как восстановить работоспособность карты, обратитесь в Контактный центр банка». Это очень неудобно. Подскажите, почему банк признает операции подозрительными, и как избежать неоправданной блокировки карты».
Нина КАЛЕНОВА, Костромской район (по телефону)
Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:
- Действительно, банки имеют право предпринимать необходимые, по их мнению, меры защиты безналичных расчетов своих клиентов от мошенников. У каждого банка есть своя клиентская база, на которую он ориентируется, изучает поведение клиентов и реагирует на резкие отклонения в поведении, в том числе блокированием конкретного перевода или временным блокированием всех операций по карте. Происходит это потому, что банки уделяют большое внимание вопросам безопасности.
Понятно, что подобные ситуации могут доставлять клиенту некоторые временные неудобства. С другой стороны, усиленные меры безопасности оправданы значительным снижением риска потери денег.
А с октября этого года блокирование сроком до 2 рабочих дней банками сомнительных операций по картам своих клиентов будет просто осмотрительностью и инициативой, а обязанностью - в конце июня был принят такой закон. Если у банка возникает подозрение, что операция совершается без согласия владельца денежных средств, он обязан связаться с клиентом и уточнить у него, действительно ли он совершает операцию. Если клиент не подтверждает операцию, то деньги со счета не уходят. Если связаться с ним не удалось, через 2 рабочих дня средства размораживаются и уходят по указанным реквизитам.
Признаков, по которым банк может отнести операции по карте к подозрительным множество. При чем у разных банков могут быть разные признаки, хотя в большинстве случаев они похожи и берут свое начало в законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Иными словами, банки блокируют операции по карте тогда, когда возникает подозрение на мошенничество или «отмывание денег». Кстати, к октябрю Банк России сформулирует основные признаки подозрительных операций и опубликует их, а банки смогут взять признаки за основу и дополнить собственными.
Чтобы избежать лишних подозрений банка в вашу сторону первый и главный совет – заранее оповещайте банк о характере транзакций. Так, например, имеет смысл поставить банк в известность, если вы собираетесь сделать какие-то очень крупные покупки по сравнению с обычными тратами. А при переводе денежных средств стоит указывать назначение платежа.
Если вы выезжаете в другой регион на шоппинг, тоже не поленитесь уведомить банк. Когда вы выезжаете за границу, тоже, лучше всего заранее предупредить банк. Потому что географически разнесенные транзакции, особенно когда они проходят в короткий промежуток времени, действительно могут выглядеть подозрительно.
Еще один совет: все банки предлагают шаблоны для перевода денежных средств. Лучше всего, если вы заранее эти шаблоны сформируете и будете ими пользоваться, ведь круг лиц и организаций, которым вы регулярно переводите деньги, ограничен. Операции с использованием шаблонов - это дополнительная информация для банка, что у клиента все в порядке.
