«Я человек страстный…»

Вопреки уговорам, Иван ПРЯДИЛОВ отказался от сана священника, когда понял: не сможет смотреть в глаза прихожан, не краснея ОТ АВТОРА: о 47-летнем Иване ПРЯДИЛОВЕ я узнала от знакомого. Интеллигентный примерный семьянин, воспитывающий двух дочек, проводящий экскурсии по святым местам России. И мало кто из туристов-паломников, догадывается, что перед ними бывший священник, добровольно снявший с себя сан, посчитав, что не заслуживает этой, по его убеждению, счастливой доли. 22 апреля Иван согласился на встречу со мной, чтобы поделиться своей историей. Иван признается, что стал священником в 26 лет. Родители и друзья были предупреждены об этом месяца за 3-4. Принятие сана стало настоящей церемонией и происходило при большом стечении народа в соборе. Приехали даже знакомые из Швейцарии. Семья отчасти была шокирована выбором сына. Папа - партийный работник, всю жизнь занимавший руководящие должности, секретарь парткома, мать тоже не входила в церковные круги. Но решение Ивана рождалось планомерно. Встречу, определившую его жизнь, Иван ПРЯДИЛОВ помнит как теперь: в 1988 году, 16 – летнего студента-прядильщика ГПТУ судьба свела его с одним батюшкой, сегодня это настоятель Собора Воскресения на Дебре, 65-летний отец Александр КАРЯГИН. В то время Иван по рекомендации знакомых совершенно случайно зашел в собор поставить свечку за умерших. Буквально у порога храма его встретил батюшка, сразу поразивший своей живостью, легкостью. Он доступно и понятно объяснил пареньку суть обряда, проводил и все показал. -Так началось наше с ним общение. Тогда я не мог и подумать, что пройдет 3 года и батюшка даст мне рекомендации поступать в духовную семинарию. Я только начинал быть верующим: вроде все благополучно, а чего-то не достает. У меня было именно это – потребность в религиозном чувстве, иначе бы я в храм не пришел, – поделился Иван своими ощущениями на тот момент. Когда юноша стал наведываться в храм постоянно в поисках ответа на свои вопросы, батюшка оставил Ивану номер своего домашнего телефона. Но, чем больше узнавал Иван, тем глубже он хотел постигнуть тайны мироздания. -Я караулил батюшку у храма, заведомо приходил к окончанию богослужения, зная, что он скоро выйдет. Я встречал его и провожал до дома. Говорили обо всём: о Христе, о религиозном чувстве, о чудесах... Так паренек узнал историю одой из прихожанок, произошедшую в 1980-х годах: зрение женщины колебалось на отметке абсолютной слепоты. Когда врачи признали, что бессильны, она начала приходить в Воскресенский собор к чудотворной иконе Федоровскй богоматери и просить божью матерь о помощи. Пришла раз, другой, пятый. Зрение стало восстанавливаться. Через некоторое время врачи отменили ей очки за ненадобностью. Время шло - Ваню забрали служить в армию. Вернулся он в 1989 и сразу пришел в храм. -Ну что, будем в семинарию поступать? – с такими словами встретил батюшка старого знакомого. От этого предложения Иван, признается, несколько опешил и сперва категорически отверг эту мысль. Но уже через несколько недель движимый примером и образом священнослужителя, Иван, получив рекомендации трех священников, с легкостью поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Ленинград очаровал 21-летнего юношу. Духовная академия располагалась в самом начале Невского проспекта. Вместе с ним в комнате жили 8 человек. Держали воспитанников в узде. Но в свободное от уроков и послушания время, с 14.30 до 19.00 наступало долгожданное время, когда они были предоставлены сами себе и спокойно изучали город. 5 лет учебы пролетели незаметно. В 1994 Иван вернулся в Кострому молодым специалистом. -Чего греха таить: кадров на тот момент не хватало. Новый архиерей, владыка Александр, ныне костромской епископ, стал усиленно убеждать меня рукоположиться в священный сан. Но стать священником можно было только после женитьбы, а у меня тогда даже невесты не было. Мне пришлось наскоро искать супругу. В голове молодого человека лихорадочно всплыл образ девушки, с которой вместе учился в Петербурге. Никогда не общались, но знал, что она обучалась на дирижера церковного хора. Не долго думая, поехал к ней знакомиться. В течение одной недели молодые успели вернуться в Кострому и на скорую руку пожениться. Так прожили молодые люди вместе 8 лет. Иван был священников в храме в Шунге, затем перевелся в собор в Нерехту. Карьера успешно продвигалась: помогал владыке епархии, параллельно выступая в роли переводчика, когда в церковь приезжали для культурного обмена американцы. Подрастал сынишка, названный тоже Иваном. Семейная лодка просто разбилась и все – как сейчас говорит бывший священнослужитель. Не сложились отношения между родителями супругов. Дрязги, конфликты, не прекращавшиеся на протяжение всех лет брака сделали свое дело. Вспоминать об этом Иван ПРЯДИЛОВ не любит. Было понятно: дальше- только развод. И всё бы хорошо, если бы не одно но - священникам нельзя разводиться… -Я бы мог, формально оставаясь в браке, вместе не жить, тайно вести другую жизнь. Таких примеров в церкви масса. Архиереи люди мудрые и закрывают глаза на подобное. Владыка, узнав, что я решил отказаться от сана и развестись, ночь не спал. Уговорил взять 2 недели на раздумья, сказав, что вне этого сана меня не представляет. Через 2 недели, в назначенный день Иван вернулся, чтобы подтвердить свое решение. -Наверное, я понимал, что я - плохой пример для прихожан. Невозможно говорить о чистоте, будучи грязным. Я буду краснеть, буду голову опускать, и люди это почувствуют. Как мне говорить о верности и браке, не сумев это удержать? - объяснил Иван свое решение, принятое много лет назад. Кто-то после развода остается монахом. Иван заявляет честно: -Жизнь в одиночестве не для меня. Я человек страстный… Со второй будущей женой они встретились невзначай. Вновь вступать в брак было страшно, но решился, и в 35 снова стал мужем. Жена, как признается Иван ПРЯДИЛОВ, «околоверующая». Но это никого из них не смущает, супргуи убеждены: люди одного менатального уровня всегда найдут общий язык. Сейчас ему 47, ей- 43. Растят двух дочек 11 и 13 лет. Со своим старшим братом, Ваней, которому сейчас 20, они не общаются. Иван ПРЯДИЛОВ не раз писал письма бывшей семье, до сих пор проживающей в Нерехте, но все они остались без ответа. По прошлой жизни бывший священника нет-нет, да и заскучает, порой, от воспоминаний даже слеза накатывается-без стеснения говорит мой собеседник. -Да, я могу приходить в храм, я это делаю и сегодня, но я не совершаю таинство, не стаю у престола. Прихожу на исповедь, но глубина богообщения с моим уходом от священного сана утрачена безвозвратно. Но утешаюсь тем, что служу богу в более приземленном качестве. Утратив себя в сане, Иван нашел себя в качестве экскурсовода по священным местам России. Признается, если бы смог тогда себя переделать, - остался в церкви. Но на тот момент он был очень молод. По его убеждению, священничество - очень счастливая доля, но понимание это приходит позже: - Я бы установил возрастной ценз на становление священником – не ранее 40 лет. Когда страсти перегорели и ты уже испытал горечь и разочарование от того запретного, когда понимаешь, что действительно важно. Каждому возрасту присуща своя философия, а церковью это не учитывается. Поэтому смотрю на 20-летних священников со страхом…все страсти у них впереди. На мой вопрос, мог ли бы он сейчас вернуться в сан, отвечает однозначное и твердое: «нет», хоть и хотел бы. Говорит, что стал для этого уже мирским человеком. - Священничество предполагает полную погруженность в эту стихию, а у меня детки, я нужен им. По идее священник должен быть не семейным человеком .Ты день и ночь служишь богу, а если у священника 2 детей, и все мысли о том, как их обуть да накормить, до бога ли… - признается Иван ПРЯДИЛОВ. Что любопытно, своих детей от этой стези мой герой бы отговорил. - Сейчас происходит оскудение монашества. Мир не становится лучше, церковь - не исключение. Форма та же, а вот содержание…оно уже совсем другое. Светлана ИСАЕВА, г. Кострома


подпишитесь на нас в Дзен