Автодесант в Рдею открыл псковичам затерянный остров отшельника Васильюшки

Что и говорить, 17-я мобильно-парамоторная экспедиция в псковско-новгородскую обитель на болотах преподнесла море сюрпризов. Это была очередная неофициальная поездка. После череды смертей холмские чиновники напрочь открестились от экстремалов...

Молчало и духовенство, не найдя подвижников. В памяти остались лишь слова новгородского экс-губернатора Митина, обещавшего 40 тысяч штук кирпича и консервацию кровли в 2013 году. Но всё зависло в воздухе, а потом случилась отставка. Что и говорить, Рдея не прощает обещаний. Никому!

По зову сердца

И здесь необъяснима тяга сотен простых россиян к жемчужине. В этот раз нас набралось 35 человек, ехали командой от Академии туризма во главе с Любовью Масленниковой (пилоты Мирона Антипова добрались сами). В болоте встретили путников из Москвы, Карелии и Крестецкого района. Парни и девушки шли пешком и на лыжах. Да и парапланеристов нынче привалило – 24 пилота.
Можно только порадоваться, что вылетали без шумной местной ярмарки и песен под шашлыки. Не то время и не та тема. В одной из промоин стоял провалившийся «по самое не могу» колесный трактор. С болотом шутки плохи.


В Рдею с нами ехал батюшка Антоний Рехлов. 16 лет назад он был здесь юным келейником от отца Олега Тэора из храма Невского. Потом – Чечня, духовное училище и служба в Клину на родине патриарха Тихона. Если учесть, что в общем молебне участвовал и Андрей Таскаев, первым из наших батьков совершивший на заре десантов крестный ход вокруг собора, то тандем получился знаковым.

 

Неизвестная гряда

А теперь о Васильюшкиной гряде. Каждый, кто осознанно бывал здесь, знает про собор, итальянский иконостас, мецената Мамонтова, украденную польскую плитку для бани в Поддорье, а вот про отшельников – почти ничего.
В 2010 году мне вместе с журналисткой Ириной Кокоркиной из газеты «ВолховЪ» довелось услышать лучшее о Рдее – рассказ Надежды Павловны Алексеевой из-под Великих Лук («Молитва в обители, или Как моя мама родилась мёртвенькой») и Нины Васильевны Сергеевой из-под Великого Новгорода («Голуб-Голуба», см. на старом сайте «Курьера»). Речь шла о чудесах, Голубушке из ШапкОво и Васильюшке с его же гряды.
Тогда я впервые и узнал о праведнике. В годы войны он не побоялся заявить фрицам (через кокочущего кочета и отрубленную голову), кто победит в войне, и что ему, старику, за это будет. По преданию, Голубушку убили партизаны, а Васильюшку – фашисты. Первая похоронена где-то в обители, могила второго неизвестна.

Два затворника

Вообще в истории Рдеи было два Васильюшки. Жили они в разные века. Один – в конце XIX века. К старцу часто приезжали на его гряду-«сапожок» крестьяне, увозили его в Рдею, и он отпевал там умерших. Позже на гряде появилась часовня.
Ещё раньше здесь жил другой святой (уж не Афанасьюшка ли?). Остров этот считался намоленным, не раз случались чудеса. Какие? Увы, не сказано, но именно у Васильюшкиной гряды поглотило болото подбитый немецкий транспортный самолет.
Если вспомнить, что XVII век – время истовых затворников, то в основанной тогда мужской Рдейской обители таковые явно были. И Васильюшкина гряда – подтверждение. Простому смертному сюда не добраться (даже зимой не замерзают бездонные воронки-промоины). Оба Васильюшки строго соблюдали запреты, не пускали женщин. Перед войной на «сапожке» не смогла поселиться и Голубушка.

 

Крест кузнеца

Но где он, тот остров? Каждый из «ёжиков» с крыши Успенского собора казался мне святым. Лишь в прошлом году водитель вездехода Василий Выдрин втайне признался, что знает гряду Васильюшки. Однако озеро нынче не держало тяжелую технику, да и вход в те места ей запрещен. Лишь благодаря экс-мэру Холма и истинному рдейцу Анатолию Коваленко удалось выйти на бывшего лесника Артёма Акимова, проводника и обладателя снегохода.


С пустыми руками туда ехать нельзя. И тогда родилась идея – в память о Васильюшках и всех подвижниках привезти от псковичей крест. С журналисткой Гизелой Державиной вышли на учеников талантливого и безвременного ушедшего от нас кузнеца Евгения Вагина. Мастера без слов согласились помочь, за что им поклон. В итоге Сергей Васильев сковал красивый крест. Святыню наши батьки освятили прямо в автобусе, под Новоржевом.


В Каменку прибыли в 10.30. И здесь – о счастье! – меня встретил совсем даже не случайный проводник Артём (его отец, Анатолий Михайлович, срубил в Рдее первую беседку). Не дожидаясь пилотов и вездеходов, мигом «долетели» до Рдеи. Затворник Сергей Радченко не удивился нашей отчаянной идее побывать у Васильюшки.
– Лет 10 назад сам туда ходил, а в прошлом году ещё раз, – признался мой друг. – Раньше просматривались гряды, где Васильюшка сажал рожь. Сейчас всё заросло, нашел лишь заплывший колодец, но воды испить удалось. А вот из-за снега вы вряд ли что найдете.


Закралась мысль: достаточно показать любой взгорок, и я приму его за Васильюшкин. Напрасно. Нельзя в Рдее не верить в людей и в задуманное. В итоге мы поплутали на снегоходе по болоту, за свои сомнения я схлопотал не раз ветками по физиономии. Поделом.
– А вот и Васильюшкина гряда! – воскликнул проводник.
Посреди болота я увидел ершистого ёжика с устремившимися в небо стройными соснами. На душе стало легче.

 

В гостях у старцев

Общая длина гряды метров 250, в ширину – эдак 35. Обошли владения с востока на запад. Лепота! Артём тут же предупредил, чтобы я ненароком не встал… на медведя, мол, последнего здесь видели осенью, и он мог залечь в спячку. Невольно я выдавил из себя кривую улыбку и увидел на горизонте второй островок, подумалось: пусть уж лучше там спит. Сработало.
Проводник уточнил, что под нами – водораздел, все ручьи и речки по правую руку впадают в Шелонь, а все что налево – в Ловать. Уже дома (на карте Яндекса) я заметил, что Васильюшкин остров похож на сказочный сапожок с завернутым внутрь носком.
Ещё Артём обратил внимание на высоченные кусты вереска. Некоторые ветки росли странными кольцами. А через пару шагов с березы на нас смотрела огромная «голова» чаги. Как объяснял мне рдеец и знаток природы Юрий Старобинец, грибы такой формы появляются в особых местах – там, где плачут весной березы. Это сколько же надо было пролить слёз старцам? Аналогичные наросты я встречал в другом аномальном месте – на забытом кладбище у взорванной церкви Петра и Павла в родном Синозерье, что в Красногородском районе.
Прямо на взгорке Артём нашёл колодец, о котором говорил Сергей. Рыть снег и пить воду мы не стали (хотя сейчас жалею), зато квадрат от избушки Васильюшки благодаря осевшему снегу увидел первым.
– Все верно, его основание находится с южной стороны, как раз к теплу и солнцу, – подтвердил проводник. – Предки мои жили в Высоком и КокАчево, говорили, что старец в любое время года ходил босиком и молился над уснувшими путниками на болоте. А вот про Васильюшку первого ничего не слышал, – заключил Артём.
Думаю, все их чудеса давно переплелись и приписываются одному человеку. Где-то здесь стояла и часовенка, но гадать не стали. Для креста, не сговариваясь, выбрали одну и ту же сосну у колодца. Ни один из гвоздей не согнулся, да и иконка Ефросиньи Полоцкой оказалась к месту. Приложились. Артём сказал, что обязательно привезет сюда сына (всего у него 5 детей). А за сам крест переживать не стоит, злых людей Рдея не пустит!
Мы пошли к болоту, и тут я услышал надрывный гортанный звук неведомой птицы. Оглянулся – никого. Чую, это старцы подали знак. Приняли нас. Так или иначе, но обратно дорога шла, как по маслу. Мы тут же выехали на нужную просеку, и перед нами открылся новый вид на собор. В Сретенский храм попали, когда отец Антоний начал читать поминовение. Мне оставалось лишь отдать привезённые списки рдейско-гледенских монахинь, зачем-то забранные на Васильюшкину гряду.

О чем ещё мечтается?

Об обретении могил Голубушки и Васильюшки. Чтобы на святом острове оборудовали колодец и голубец (о часовне пока не мечтаю). Зачем? Так удобнее ИМ творить молитву.
А ещё верится, что рано или поздно холмичи поставят крест на месте первого храма Зосимы и Савватия; что возрожденный партизанский обоз из Нивок заглянет в Рдею, как мы заглянули вечером за Наволок, через линию фронта, к памятнику нашему обозу. А ещё верю, что поисковики Александра Грабчук из Дедовичей привезут в собор найденную в партизанской землянке икону Богоматери. Тем самым все мы невольно покаемся перед Голубушкой. Так надо!
Знаю, что среди москвичей появились энтузиасты во главе с Сергеем Кругленковым, жаждущие приложить здесь свои силы. В питерских архивах нашли даже первое графическое изображение обители. Будем надеяться, что ручеёк этих желаний сольется в общую реку помощи спасающей нас Рдеи.

 

Олег Константинов, Псков-Локня-Холм-Рдея

 

P.S. Когда мы вернулись домой, пришла весть, что власти Холма, по поручению нового замгубернатора, намерены вернуться к популярному туристическому маршруту в Рдею. Дай Бог, но не будем загадывать. Обитель пустых обещаний не прощает. Из монастыря от демидовского котла уже исчез именной рельс 1877 года...



подпишитесь на нас в Дзен