Заставляют платить за счетчик

Недавно ко мне в дверь позвонили двое мужчин, представившиеся электриками управляющей компании. Они сказали, что на моем электросчетчике, находящемся в подъезде на лестничной клетке (а не у меня в квартире), 

сорваны пломбы и потребовали от меня покупку нового. Кроме того, он находится в железном ящике со стеклянными вставками под замком, ключ от которого имеется только у работников УК. Доступа к ним я не имею, следов взлома ящика не обнаружено, стекла целы. Я дважды обращался в управляющую компанию, но они настаивают на покупке счетчика. На каких основаниях?

Отвечает главный юрист СМОЛЕНСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ Юрий ХОХЛОВ:

- Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее также – Правила).

Оттуда следует, что на потребителе лежит обязанность по обеспечению сохранности и содержанию прибора учета в состоянии, обеспечивающем надлежащий учет потребленной электроэнергии. Так как на приборе учета, измеряющем показания в Вашей квартире, отсутствует контрольная пломба, то данный прибор учета является вышедшим из строя.

В силу положений п. 81 (14) Правил установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, в Вашем конкретном случае представители УК вправе требовать от Вас покупку нового счетчика, так как старый прибор учета считается вышедшим из строя. Кроме того, его установка и опломбировка, то есть ввод в эксплуатацию, также будет сопряжен с материальными затратами с Вашей стороны в силу изложенных выше положений Правил.

Однако, согласно п. 81 (11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Таким образом, Вы можете попросить у Вашей управляющей компании указанный выше акт, который они обязаны были составить при выявлении факта отсутствия пломбы на приборе учета. Если указанный акт Вам не будет предоставлен, то можно будет ставить вопрос о законности действий управляющей компании в отношении требования о покупке нового счетчика Вами.

Отдельно стоит отметить, что в указанном Вами вопросе существует много нюансов, которые могут повлиять на исход дела в ту или иную сторону.



подпишитесь на нас в Дзен