Андрей Ильин: "Опять играю в паре с Каменской"

Актер, известный по роли Алексея Чистякова, мужа Насти Каменской из сериала "Каменская", гастролирует с комедией "Привет, маньяк!". Почему ему было трудно играть с Еленой Яковлевой,

как он учит большие тексты и какой он папа, Андрей Ильин рассказал в одном из городов России.

 - Андрей Епифанович, у вас много театральных работ, в том числе знаковая для многих актеров роль Гамлета. А в кино вы сыграли все, что хотели?
 
- Даже одну тысячную не сыграл . С удовольствием исполнил бы в кино все роли, что я были в театре, начиная с "Принца и нищего". Тогда бы я был, наверное, одним из самых счастливых, состоявшихся артистов. А так меня кинокартины не балуют. 

 - А почему? Может, вы и сами не стремились?

 - Я либо соглашался, либо нет. А чтобы я рвался или специально себя кому-то предлагал, такого не было. Я вообще себя никому не предлагаю. 

 - Какие у вас требования к проектам?
 
- Их много. Прежде всего, меня интересует материал, потом - имя режиссера.. Если бы мне предложили сценарий уровня Чехова, я бы с радостью побежал, закрыв глаза на многие обстоятельства, в том числе и на финансовые.

 - А правда, что в 1990-е годы у вас был сложный период, приходилось даже таксистом работать?
 
- Не совсем. Я совмещал приятное с полезным. В начале 90-х я приобрел свой первый автомобиль. И по ночам после спектаклей садился за руль и крутил баранку. Изучал Москву – направления, повороты. Мне было интересно заехать в глушь и потом оттуда выбираться. Даже сталкивался с какими-то приключениями и опасностями. И по дороге, бывало, кого-то подвозил. Люди иногда оставляли деньги, думая, что я подрабатываю. Хотя и правда, бывали случаи, когда было полное безденежье. Нужно было выживать -  зарплата маленькая, антреприз еще в помине не было.

 - Сериал "Каменская" помог вам в кризисной ситуации?
 - Я начал сниматься с конца 80-х. И я бы не стал ставить знак равенства между "Каменской" и финансовым благополучием. Его потом опять еще долго не было. Но ролей в сериалах стало больше. И в 90-х у меня уже было достаточно много предложений. Я тогда у Петра Тодоровского снялся, а до этого и у Валеры Тодоровского в его дипломной картине "Катафалк". Эта картина и по фестивалям поездила, и призовые места собрала. 

 - Сейчас по телевидению повторяют сериалы, и "Каменскую" в том числе. Если смотрите, то нравитесь себе?
Даже чересчур требовательно отношусь к собственной работе и в театре, и в кино. И я все-таки театральный актер. Нас никто не учил быть киноартистами. До сих пор постигаю эту загадочную для себя профессию.

 - Где-то сейчас снимаетесь?
 - Вот опять с Леной Яковлевой. Снова играем пару в продолжении сериала "Склифосовский". Правда, когда выйдет, не знаю.

 - Как думаете, почему вас с ней опять поставили в пару?

 - Может, посчитали, что зритель соскучился по нашему тандему. Тем более, что наши персонажи не второстепенные, которые где-то там ходят-бродят. Мой герой - первая любовь героини Лены, они собирались жениться, но он уехал в Израиль. Потом в силу обстоятельств он вернулся, и чувства вспыхнули снова.

 - Зрителям будет приятно снова увидеть вас вместе...
 - Может быть. Но мы просто коллеги, не брат с сестрой. Очень хорошо относимся друг к другу, терпимо, с юмором. С Яковлевой очень приятно работать, хотя непросто. 

 - Почему?

 - Елена очень легкомысленная. Не знаю, как ей удается, но она никогда не учит текст - все время импровизирует, и в ее сиюминутность нужно попадать, потому что она непредсказуемая. Лена примерно знает, о чем сказать, но ее все время надо ловить. Такая у нее актерская загадка, под которую нужно подстраиваться.

 - Когда нужно произносить большой текст по роли, подсказки используете?

 - У меня был сериал про разведчиков, я играл генерала. И у меня были огромные монологи, на выучивание которых совершенно не было времени. По роли я находился в машине за спинкой переднего сиденья, поэтому спокойно мог вешать текст на спинку. Я, правда, плохо вижу, поэтому приходилось писать крупными буквами начала фраз. А суфлеры за кулисами мне мешают, лучше уж сказать своими словами.

 - Вам больше нравится сниматься в исторических фильмах или в картинах о современных реалиях?

 - Меня прельщает хороший материал, не картонные персонажи, а живые герои. И конечно, интереснее существовать в исторических проектах. Взять сериал "Адъютанты любви", там уже другая осанка, другая пластика. Играть определенное время – это уже актерское приспособление. Бакенбарды накрутили, бант привязали, и ты уже чувствуешь себя совсем по-другому.

Это дает актеру некую внутреннюю свободу. Я очень люблю героев Достоевского, Чехова. Сейчас с режиссером Андреем МАКСИМОВЫМ делаем спектакль по его же пьесе "Любовь у трона". Постановка очень сложная, на двоих, я играю там Петра Третьего, императрицу Екатерину – Ольга ТУМАЙКИНА. Это некая фантазия, спор с историей. Режиссера не смутило, что у меня нет никакого сходства с Петром, и я намного старше него. Премьера должна быть в ноябре.

 - У вас есть еще одна необычная работа в театре. На сцене Губернского театра у Сергея  Безрукова играете 98-летнего персонажа. Не трудно?

 - Там показана судьба героя - старичок выходит и рассказывает свою жизнь. Придуман такой ход, что я выхожу на сцену, здороваюсь со зрителями, поясняю: "Вот это расческа, вот это грим, очки". Хотя никакого сложного грима там нет. Я все оформляю пластически. И мне интересны эти мгновенные перевоплощения. Сначала моему герою 98, потом 9 лет, потом 12, 55, 50.

 - Не думали: "Что ж со мной будет в таком возрасте?"...

 - Со мной? Дожить бы - одно желание. А уж, как я буду выглядеть, неважно.

 - Рассказывая про период работы в Рижском театре, вы говорили, что были тогда молодой и талантливый. А потом что произошло?

 - Ничего не произошло. Просто с возрастом начинаешь где-то сомневаться, где-то просто не хватает сил. Раньше я мог спокойно стать на руки и пробежаться. Сейчас я не могу. Мы в молодости были легче, озорнее, возможности были другие. Я был ловким, пластичным, мог спокойно сделать сальто.

Сейчас, извините, животик появился, с чем я все время борюсь. Но пока безуспешно. А ведь нам, актерам, очень важно оставаться интересными на протяжении всей карьеры. В молодости играешь одних персонажей, после 30 - других, а после 45 - совсем незнакомых тебе героев, с другим жизненным опытом, с иной жизненной позицией, с новым отношением ко всему происходящему, к жизни и к самому себе в том числе.

- Вы размышляли о возрасте. А совсем недавно вы впервые стали папой. Это добавляет молодости. Чем вас радует сын Тихон?

 - Он просто растет. Открывает для себя мир. Мне интересно наблюдать, как он задает "почемучки", на которые я не всегда нахожу ответы. Сын видит меня по телевизору. Но полагаю, он не совсем понимает, что папа артист. Знает, что отец уезжает на работу, потом возвращается, иногда привозит подарки, иногда нет. Он иногда спрашивает: "Что привез?". Я его ругаю за это: "Тишенька, не всегда есть возможность привезти. Иногда не хватает времени. Но я всегда думаю о тебе и скучаю".

 - Трудно было стать папой в 50 с лишним лет? Многим даже в 30 лет тяжело брать на себя этот груз, потому что человек невольно привыкает жить для себя... А малыш плачет, требует внимания.

 - Да, непросто. Но другое дело, что я очень хотел ребенка, как все родители, как все мужчины, как все люди на земле хотят продолжения рода. За малым исключением, конечно. И мне хотелось, чтобы у меня был наследник, отпрыск. И как это может раздражать или тем более бесить? Никогда в жизни. Это же такое родное, это же частичка тебя.

Одно желание - чтобы ребенку было хорошо, чтобы он уснул. Не дай Бог заболеет - это все естественные переживания. Я ни одну секунду не подумал, что меня это раздражает...

Строки биографии

Андрей Епифанович Ильин

Родился 18 июля 1960 года в городе Горький (с 1990 года - Нижний Новгород), в семье водителя Епифана и его супруги Зинаиды, завхоза в ПТУ. В школе заниматься в драматическом кружке.

Окончил Горьковское театральное училище, курс актерского мастерства, в 1979 году; Латвийскую консерваторию имени Язепа Витола, театральный факультет, в 1983 году.

Работал актером в Рижском театре русской драмы с 1979 по 1989 годы; с 1989 по 2000 - в Московском театре имени Моссовета; с 2000 по 2006 - в МХТ имени Чехова.

Снимался в кино и сериалах - "Каменская", «Между нот, или Тантрическая симфония», «Алхимик. Эликсир Фауста», «Майор полиции», «Дурная кровь», «Однажды в Ростове», «Без свидетелей», «Любовь приходит не одна», «Комплекс полноценности», "Какая чудная игра", "Анкор, еще анкор!", "Красная капелла", "Братья Карамазовы". 

Признание - Заслуженный артист РФ (с 1992 года).

Семья - жена Инга Руткевич, редактор на ТВ, в 2013 году у пары родился сын Тихон.



подпишитесь на нас в Дзен