Авиакрах: Что будет дальше и как вернуть деньги за билеты

Кризис авиакомпании «ВИМ-Авиа» коснулся как бизнеса, так и путешественников. Из-за долгов компании, общая задолженность которой, по данным Росавиации, составляет около 10 миллиардов рублей,

начиная с 25 сентября, потерпели убытки и с трудом вернулись домой почти 40 тысяч человек.

Накладки коснулись туристов из 13 городов: Москвы, Казани, Уфы, Екатеринбурга, Волгограда, Челябинска, Белгорода, Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Ростова-на-Дону, Тюмени и Нижневартовска. В экстренном порядке во избежание повторения ошибок на законодательном уровне вводятся изменения в этой сфере.

Проблемы у авиакомпании начались далеко не в сентябре. Еще в июле прошлого года Росавиация предупреждала перевозчика, что если систематические задержки вылетов будут продолжаться, то они введут ограничения на выполнение чартерных перевозок. Однако авиакомпания продолжила набирать рейсы, и в сентябре этого года гром грянул. Совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид МУРСЕКАЕВ заявил, что авиакомпания не в силах справиться со взятыми на себя обязательствами и перестает осуществлять чартерные полеты.

По данным Ростуризма, в результате кризиса в авиакомпании за границей остались почти 40 тысяч клиентов перевозчика. Кроме того, с аналогичными проблемами столкнулись и китайские туристы, которые не могли вернуть из России на родину. Как сообщили в в Министерстве транспорта РФ, всего с 26 сентября по 8 октября на внутренних и международных рейсах были перевезены более 36 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч перевезены иностранными авиакомпаниями, 17,5 тысяч – «ВИМ-Авиа», остальные пассажиры – другими российскими авиаперевозчиками.

Однако до сих пор не известно как быть тем, кто только собирался полететь в отпуск. С ноября из Казани должны были стартовать вылеты «ВИМ-Авиа» в китайский Хайнань. Первый рейс запланирован на 3 ноября и практически все билеты на эту дату выкуплены. Кроме Казани по этому направлению туристы должны были вылететь еще из ряда городов.

Пока замену авиакомпании нашли только для Москвы и Санкт-Петербурга. Туристов повезет «Россия». Причем выяснилось, что «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки, и не всегда оформляла обратные билеты.

В связи с крахом эксперты прогнозируют подорожание турпутевок на 20 процентов. Особенно вырастет стоимость билетов по России (Сочи и Крым), в Турцию, Грецию и на Кипр. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи ЛОМИДЗЕ, на «ВИМ-Авиа» приходилось 15 процентов всего рынка чартерных перевозок. Эксперт отметила, что сейчас в России нет перевозчика, который бы мог перевозить такое число туристов по столь низкой цене.

В минувший вторник, 10 октября, на фоне коллапса авиакомпании «ВИМ-Авиа» Росавиация, чтобы предотвратить кризисные ситуации в авиаперевозках, запросила у перевозчиков информацию об их долгах. В частности, Росавиация просит указать долги по оплате труда, по аэропортовому обслуживанию, по аренде и лизингу воздушных судов и т.д.

Как же быть туристам, если отменили чартер на курорт? Вместе с сообщением об отмене рейса авиакомпания должна предложить два варианта решения проблемы: альтернативный перелет или возврат средств за билет. В первом случае это может быть другой маршрут того же перевозчика или рейс другой компании. Менять пункт назначения нельзя.

Второй пункт предполагает возврат стоимости авиабилета в полном объеме. (Согласно п. 227 Федеральных авиационных правил). Кроме того, в случае задержки, если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на ситуацию, она обязана выплатить пассажиру: 3 процента от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, 25  процентов МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа – но не более 50 процентов стоимости билета. В случае накладки претензию перевозчику можно подать лично в аэропорту вылета или прилета.

Если в аэропорту нет представительства авиакомпании или ее сотрудники не на местах (например, ночью), есть возможность подать претензию на сайте перевозчика. Однако электронные письма и обращения через веб-формы могут проигнорировать. Поэтому лучше отправить претензию заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений и сохранить копию заявления и подтверждение отправки — это пригодится для судов, если авиаперевозчик ответит отказом или не ответит вовсе.

В соответствии со ст. 126 Воздушного кодекса РФ, пассажир может предъявить претензии к перевозчику в течение 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Чтобы получить деньги за перенос рейса, к заявлению на имя авиакомпании необходимо приложить копии авиабилетов с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета; чеки и квитанции, билеты на мероприятия, экскурсии, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма.

Все что может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба. Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, то в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса можно подать на него в суд. По российским законам точных сроков возврата денег нет. Как правило, каждая авиакомпания действует в рамках собственных представлений о разумном периоде. Обычно при отмене рейса по вине авиакомпании стоимость билета возвращается пассажиру в течение 2 – 6 месяцев.

По материалам tonkosti.ru, rbc.ru, ria.ru



подпишитесь на нас в Дзен