Больницы разводят нас на деньги

С появлением частных клиник медицина в России стала капиталистической. Врачи в них должны не только хорошо лечить, но и, говоря языком бизнеса, отлично владеть разными техниками продаж медицинских услуг.

На народном языке это называется «разводить на деньги» - впихивать допуслуги, переключать пациента на более дорогой вариант лечения. Например, стоматолог вам предложит на выбор несколько материалов для пломбы или конструкций для протезирования зубов, существенно разных по цене, «доходчиво» объяснив, что лучше не экономить. Телевизор уже приучил нас к делам против стоматологов-вредителей, убеждавших пациентов удалять часть здоровых зубов, чтобы заменить их дорогими имплантами. Но похожие техники продаж медуслуг есть и в других специальностях. В хирургии, где используются разные материалы и устройства, вас могут убедить, что можно применять только самые дорогие из них. В травматологии это будут супердорогие шурупы, пластины, искусственные суставы, в сосудистой хирургии - стенты. При лазерной коррекции зрения вместо обычной операции могут предложить индивидуальную, рассчитанную специально для вас на компьютере.

«Никогда не забуду, как в одной из частных клиник главный врач на планерке распекал гинекологов, что они недостаточно хорошо мотивировали всех пациенток, с какими бы жалобами они к ним ни пришли, на проведение так называемой интимной пластики, - рассказывает доктор, совмещавший работу в государственном медучреждении и частных клиниках. - Это могут быть как операции в области половых губ, так и нехирургические вмешательства. Похожие практики распространены почти повсеместно, и они могут касаться самых разных медицинских специальностей. Но в гинекологии и косметологии они очень сильны. Я не люблю, когда процесс лечения превращают в «медицинский конвейер», и если на собеседовании при приеме в клинику со мной начинали говорить о так называемом «среднем чеке» для пациента, а это бывает весьма часто, то я уходил сразу. Для бухгалтерии и статистики этот показатель может иметь значение, но, когда его начинают обсуждать с врачом, это недопустимо».

Мало кто знает, что в маркетинге есть направление по обучению врачей технике продаж медицинских услуг. Клиники не жалеют средств, направляя сотрудников на такие тренинги, они окупаются. Это большая проблема, ведь врачи часто себе на уме, у них уникальные образование, знания и умения, и они не хотят опускаться до обсуждения с пациентом цены лечения, перекладывая это на менеджеров клиники. К тому же они давали клятву Гиппократа и прекрасно понимают, что лечение может быть избыточным. С другой стороны, ни у одного менеджера нет такого авторитета и знаний, как у доктора, и если пациент кому-то и поверит, то в первую очередь врачу. На тренингах эскулапы узнают много нового. Если в медвузах их учат лечить и работать на стороне пациента (девиз «не навреди» об этом), то здесь надо научиться работать в команде с менеджерами по продажам.

Врачей учат, как им самим перестать бояться высоких цен (думаете, это просто, если ваша зарплата ниже «среднего чека»?). Учат, как эти цены обосновывать и рассеивать сомнения пациентов. Для этого есть четкие схемы поведения и даже наборы конкретных ответов.

К сожалению, бороться с этим явлением обычному пациенту почти бесполезно – разве что не забывать о том, что в России есть какая-никакая бесплатная медицина.

По материалам aif.ru



подпишитесь на нас в Дзен