Людмила Сенчина: хрустальный башмачок остался без Золушки

Актриса и певица ушла из жизни 25 января в Санкт-Петербурге. «Золушка советской эстрады» – так называли артистку, которая полтора года боролась с онкологией. Это заболевание стало причиной ее смерти

О плохом самочувствии народной артистки не знали даже самые преданные ее поклонники.

Певица до последнего выступала и вела концерты. При этом звезда не хотела никого обременять своими проблемами, поэтому предпочитала не рассказывать о диагнозе. Певица говорила, что сцена придавала ей сил. Осенью прошлого года артистка в последний раз появилась на ТВ в эфире у Андрея МАЛАХОВА.

Жизнь Сенчиной была неразрывно связана с Петербургом. Она принимала участие во всех знаковых события города, планировалось ее выступление на мероприятиях, посвященных прорыву блокады. Поклонники говорят, что без нее эстрада осиротела.

Композитор и певец Игорь КОРНЕЛЮК признался, что не может смириться со смертью Сенчиной: «Мне приснился Илюша Олейников. Я не понял, что он хотел мне сообщить. Но когда узнал эту новость, то все понял. Ушла Люсечка… Она была лирическим сопрано, который невозможно было ни с кем спутать. Я не поверю в это, не смирюсь. Такое ощущение, что она уехала ненадолго и скоро вернется. Мне кажется, этот флаг подхватить некому. Господь дал ей удивительный голос и внешность».

 

Станислав САДАЛЬСКИЙ посвятил Сенчиной трогательный пост в соцсетях: «Погасла негаснущая звезда... Ушел образ чистоты и нежности, хрустальной прозрачности, света и добра на нашей эстраде! Красивая, обаятельная, скромная, талантливая».

Игорь НИКОЛАЕВ отметил, что часто пересекался с Людмилой Сенчиной. «Знал ее, общались на съемках, в гримерках, за кулисами... Любила острый юмор, хорошую музыку, «Битлз»... Имела чистый, как родник, естественный природный голос... Земля пухом... Хрустальный башмачок остался без Золушки», – поделился словами скорби композитор.

По словам певицы, молдавская фамилия ее отца не склонялась, поэтому в документах она была записана как Людмила Петровна Сенчин. Позднее певица взяла фамилию первого мужа – Тимошина, а после развода вернула девичью фамилию, официально добавив привычное к тому времени окончание «а».

Сенчина родилась в селе Кудрявцы (ныне – Кудрявское) в Николаевской области Украины.

«Я родилась 13 декабря 1950 года, а папа, когда пошел в сельсовет регистрировать дочь, записал в свидетельстве о рождении другую дату – 13 января 1948 года. Прибавил почти три года! Хотел, чтобы я раньше вышла на пенсию. Позаботился о дочкином будущем, – вспоминала певица. – При этом я только в четыре года получила имя. Мои мама и папа со мной маленькой настрадались! Я с рождения болела сильно. И в комфортных условиях, в достатке, с больным ребенком намучаешься, а в деревне, где и так жилы рвешь, вообще беда. Не знаю, что был за диагноз, но когда мне было чуть меньше годика, я могла умереть. Мама поехала со мной в больницу в райцентр Братское, и там ей сказали: «Оставьте девочку у нас и езжайте домой. Что будет, то и будет». Мама послушалась, вернулась домой от горя черная. Отец, узнав, в чем дело, тут же собрался в больницу. Зима, жуткий снегопад, дорогу совсем замело, он не стал ждать, пока сани смогут проехать – спрятал меня под тулуп и пошел домой, в село Веселый Раздол. Километров восемь тащился по пояс в снегу, прижимая к себе больного ребенка. ...Меня цыганки лечили травами и заговорами. Они мне прописали купание в корыте с черным травяным отваром – и лечение подействовало, выходили они меня». 

Мама Сара Алексеевна была учительницей, отец Петр Маркович – директором Дома культуры. С детства Люда участвовала в художественной самодеятельности. Окончив десятилетку, поехала в Ленинград, где в 1966 году поступила на отделение комедии Музыкального училища имени Римского-Корсакова.

 

«Мама присылала пять рублей, десять – сколько могла, какие-то гостинчики. Орехов с Украины, сало, вареньице, мед. Потом я устроилась на работу – пела в ДК офицеров и в ДК моряков», – вспоминала Людмила Петровна то время.

С 1970 по 1975-й она работала в ленинградском Театре музыкальной комедии, где исполняла ведущие роли в классических и советских опереттах. Уйдя оттуда, стала популярной на эстраде. Кроме того, десять лет, с 1975 года, была солисткой эстрадного оркестра под управлением Анатолия БАДХЕНА. Тогда же, в семидесятые, вела популярную программу Центрального телевидения «Артлото».

В 1986 году артистка участвовала в советско-американском музыкальном спектакле «Дитя мира» – с Владимиром Пресняковым-старшим, группой Стаса НАМИНА и американским певцом Джоном ДЕНВЕРОМ.

Ее хрустальный голос сразу покорил ленинградцев. А остальные жители Советского Союза узнали о 17-летней Людмиле в 1970-м году, когда на «Голубом огоньке» она исполнила песню «Золушка» («Хоть поверьте, хоть проверьте…») на стихи Ильи РЕЗНИКА. Но прежде чем ее уговорили спеть эту песню, прошло два года.

«Я была юной и хотела петь взрослые песни о любви, – рассказывала Сенчина. – А «Золушка» – какая-то кукольная... «Хоть поверьте, хоть проверьте, волчок, башмачок…» – детский сад... Авторы, написавшие ее, понимали, что это шлягер. И Анатолий Бадхен, дирижер оркестра, где я была солисткой, тоже знал это. Анатолий Семенович пытался мне ее подсунуть: «Д-деточка, п-посмотри, это т-твое». Он пробовал меня уговорить, заставить, но добился одного: меня стало передергивать от слова «Золушка». Я заявляла: «У меня уже аллергия от ваших хрустальных башмачков!». Только Бадхен успокоился, как позвонили из «Останкино», из редакции «Голубого огонька»: «Знаете, есть такая песня – «Золушка», мы бы хотели, чтобы вы ее исполнили в нашей программе…». Думаю: «Еще бы не знать, каждый день оборону держу». Но все-таки «Голубой огонек» – почетно. Решила: спою вашу дурацкую «Золушку», только отстаньте! Вышла, чистенько спела… И там просто потолок рухнул! Бомба взорвалась! Все аплодировали как сумасшедшие, меня несколько раз вызывали на бис. Я даже не проснулась знаменитой, а приехала на концерт подающей надежды певицей, уехала – звездой. Но будь я режиссером того «Голубого огонька», дала бы спеть «Золушку» Тае Калинченко. Она такая нежная, маленькая, угловатая, шея слегка в плечики втянута… Я нарядила бы Таю в передничек, дала в руки метелку, и песня по-другому бы зазвучала – вышла бы история про волшебный сон робкой Золушки, которую обижают мачеха и сестры. Я-то была больше похожа на принцессу, а не на девочку, которая мечтает о балах, перебирая крупу». 

В том же году артистка дебютировала в кино – в детской музыкальной комедии Наума БИРМАНА «Трое в лодке, не считая собаки». Зрители также запомнили ее роли Ларисы Павловны в «Волшебной силе», Павлинки в картине «После ярмарки» и Жюли Прудом в «Вооружен и очень опасен». Как минимум каждая третья песня, исполненная Людмилой Петровной, – всенародно любима: будь то душевный романс «Целую ночь соловей нам насвистывал...» из «Дней Турбинных» или хулиганская «Шутка» – дуэт с Эдуардом ХИЛЕМ. Сенчина неоднократно становилась лауреатом конкурса «Песня года». Композиции в ее исполнении стали хитами – «Шербурские зонтики», «Любовь и разлука», «Песня о нежности», «Золушка», «Камушки», «Белой акации гроздья душистые», «Полевые цветы», «День рождения твой», «Лесной олень». Многие годы их распевала вся страна. Первая пластинка певицы вышла в 1974 году. В 2003 году были изданы альбомы «Золушка» и «Любовь и разлука» на CD с ее лучшими песнями.

«Меня называли «Кобзоном в юбке»! Как и Иосиф Давыдович, я всегда отличалась фантастической работоспособностью, выдерживала неимоверное количество концертов, переездов, – вспоминала Людмила Петровна. – Мне по плечу встать в пять утра и работать до позднего вечера. Но на «Универсальном артисте» у меня было ощущение, что я тружусь на танкостроительном заводе, на своих плечах таская тяжеленные гусеницы из одного конца цеха в другой. Не потому, что надо петь то джаз, то рок, то шансон – мне интересно экспериментировать. Времени на подготовку номеров очень мало. И даже не это самое главное! Мне проще сконцентрироваться и красиво, качественно сделать что-то одно, а тут приходилось прерываться на десяток мелких дел». 

С Игорем ТАЛЬКОВЫМ, которого она в шутку называла «подружкой», певицу связывала многолетняя дружба. При этом поклонники постоянно приписывали Сенчиной романы с известными артистами – Михаилом БОЯРСКИМ, Леонидом БРОНЕВЫМ, Иосифом КОБЗОНОМ и другими.

У Людмилы было три мужа: первый – Вячеслав ТИМОШИН, солист Театра оперетты, на 21 год старше певицы, ради Сенчиной он развелся со своей женой, известной актрисой кино Татьяной ПИЛЕЦКОЙ; второй – музыкант Стас НАМИН; третий – многолетний концертный директор артистки и продюсер Владимир АНДРЕЕВ.

«Они все дали мне что-то очень важное, – рассуждала Людмила Петровна в интервью. – В браке с Тимошиным родился сын, сейчас он работает в сфере недвижимости в Сиэтле, США. Стас Намин открыл для меня новую музыку и литературу, нам было друг с другом так интересно, что мы могли просидеть за разговорами до восьми утра. С Владимиром мы вместе более 24 лет, и я не могу однозначно ответить на вопрос, кто он мне. Он и директор, и муж, и друг. Вместе прошли 1990-е, когда была безработица и меня перестали приглашать на телевидение. Мы притерлись и сплотились. И на гастролях вместе, и на отдыхе, едем домой, а по дороге решаем, на какую дачу двинем – на ближнюю или на дальнюю. У меня новый благоустроенный дом под Питером, в Грузино, с паровым отоплением и каминами, а у Володи под Выборгом – старый сруб из толстенных бревен...»

 



подпишитесь на нас в Дзен