Обмен без обмана
несколько вещей (на распродаже, например). На кассе все эти покупки пробивают одним чеком. А уже через несколько дней на свитере появляются катышки или обнаруживается, что новые джинсы совсем не красят фигуру, зато платье и юбка выглядят и сидят прекрасно.
На одежду распространяется гарантия, которая дает право вернуть или обменять товар. Это можно сделать при наличии чека, а в нем, как мы помним, содержится информация и о покупке других вещей, помимо испорченного пиджака. Получается, что если продавец во время оформления возврата чек изымет, то другие товары в случае обнаружения брака вернуть уже нельзя?
«По правилам ведения кассовых операций при возврате денег магазин действительно обязан забрать у покупателя ранее выданный чек, если, конечно, он сохранился. Но это не должно вызывать проблемы в будущем, так как право на замену или возврат товара не зависит от наличия чека. Если необходимо, то можно оставить у себя копию чека, переданного для возврата денег магазину. Всегда можно дополнительно к кассовому чеку просить выписать товарный чек или накладную, если это необходимо», – поясняет юрист Павел ИВЧЕНКОВ.
Хорошо, когда документ о покупке (пусть даже сразу нескольких вещей) есть: его хотя бы можно ксерокопировать. А что делать, если чек потерялся, а вещь пришла в негодность и ее нужно нести обратно в магазин?
По словам адвоката Владимира СТАРИНСКОГО, отсутствие чека (и каких-либо других документов, подтверждающих совершение покупки) не дает продавцу право отказать в возврате или обмене товара. «Право на возврат товара без чека предусмотрено статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Поэтому отказать потребителю только на основании отсутствия документов, подтверждающих факт покупки, нельзя», – говорит юрист.
Несмотря на предусмотренные нормы, продавец может отказаться принимать и обменивать товар без чека, да и по любому другому поводу. Например, сослаться на то, что вещь испорчена по вине покупателя.
В таких ситуациях юристы рекомендуют жаловаться на магазин в Роспотребнадзор. Не только, кстати, из-за отказа принимать испорченный товар, но и вообще при любом нарушении прав потребителей.
«Товар с браком подлежит замене в любом случае. Здесь следует ссылаться на статью 21 «Закона о защите прав потребителей». Заменить товар продавец обязан в течение семи дней. Есть еще другое право на обмен непродовольственного товара, – когда товар качественный, без недостатков, но он не подошел по размеру, фасону или расцветке. Тогда, согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей», у покупателя есть возможность в течение 14 дней обменять такой товар на более подходящий», – рассказывает Павел Ивченков.
Возврат товара надлежащего качества, который не подошел по фасону, цвету, размеру, возможен исключительно при выполнении ряда условий, как говорит юрист Анастасия ХУДЯКОВА. К этим условиям относится, в том числе, отсутствие следов носки или использования вещи, сохранение товарного вида и сохранность упаковки, фабричных пломб и ярлыков.
«Если же после приобретения вещи вы удалили фабричные пломбы и ярлыки или, что еще хуже, выбросили, и их восстановление без причинения вреда товарному виду вещи не представляется возможным, увы, стоит смириться с тем, что продавец имеет все законные основания для отказа в удовлетворении требования об обмене или возврате товара. Даже при том условии, что вы обратились к нему в рамках установленного законодательством двухнедельного срока. Впрочем, обратиться все-таки стоит, поскольку отсутствие обязательства по удовлетворению требования покупателя не означает, что продавец не может пойти на уступку и согласиться осуществить возврат», – советует Худякова.
По материалам aif.ru