Сергей Гармаш пошел по дороге сказок

В рамках проекта «Сказки с оркестром» (чтение книг знаменитыми артистами под аккомпанемент музыкантов) Гармаш читает сказку Бориса Шергина «Волшебное кольцо».

Сергей Леонидович рассказал нам о любви к чтению, воспитании детей и завидных работах коллег.

– Сергей Леонидович, как возник проект «Сказки с оркестром»?

– Мне предложили озвучить сказку вместе с Московской филармонией. Я ее прочитал, потом такое же предложение было из Новгорода. Выбираются сказки, как, например, «Волшебное кольцо», любимые не только детьми, но и взрослыми. Хотя это был не мой выбор, но я ее с удовольствием прочитал, эту сказку зрители любят.

Приходилось до этого исполнять роль чтеца?

– После Московской филармонии я получил интересное предложение – на юбилее Ярославского кремля читал с оркестрами и с хорами «Слово о полку Игореве». В Костроме получилась купированная «Травиата», где я читал дневники Дюма, а в городе Воткинске были Чайковский и «Спящая красавица». Самое интересное прошло в городе Перми, где с оркестром народных инструментов я читал поэму «Руслан и Людмила». Это впечатлило меня больше всего. Вот такая короткая у меня в этом плане история.

Сами в детстве какие читали сказки?

– Признаться, период сказок в моем детстве оказался пропущен, я стал серьезно читать с пятого класса, и уже не сказки. Детям читал таких авторов – Андерсен, братья Гримм.

Как считаете, важнее обращать внимание на классическую литературу или искать таланты в современной?

– Важно сочетать и то, и другое. И сегодня даже база не классика, как принято считать, а момент того, что просто надо читать, надо научить школьников читать. Думать об этом надо и учителям, и родителям. Чтобы они знали с первого класса, что дети должны как можно больше читать. Может, отдельную четверть посвятить этому в школе, чтобы школьник четко понимал разницу между Интернетом и книжкой. Я не педагог, но, например, своих детей приучал к чтению путем подкупа. Вспоминаю, когда дочь Дарья перешла в 8-й класс, прислала мне такое сообщение от бабушки с Украины: «Успокойся, папа, я читаю «Идиота» уже не за велосипед» (сейчас ей 26 лет).

А у вас большая библиотека дома?

–Книг у меня достаточно. Библиотека состоит из разных изданий, в основном из старых. Когда-то мои друзья, они были намного старше меня, детей у них не было, подарили мне свою старую библиотеку. У меня даже есть раритетные вещи: Лесков 1903 года издания, Салтыков-Щедрин 1909 года. Я такие вещи люблю. Кстати на съемках ленты «Ленинград 46» для реквизита в букинистическом магазине взяли семитомник Пушкина 1909 года издания. Когда я узнал, сколько он стоит, тут же его выкупил за 10 тысяч рублей. Книги мне не часто дарят. Хотя есть несколько экземпляров с надписями авторов.

Сейчас все обсуждают фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Вы успели посмотреть эту картину? Какое осталось впечатление?

– Да, я успел посмотреть картину и, может быть, посмотрю ее еще раз специально, потому что есть желание. Безусловно, считаю это явление важнейшим событием в истории российского кино. Звягинцев, рассказывая человеческую историю, абсолютно не ставил задачу затронуть политические и социальные моменты. Это произошло, скажем так, само собой. Основная задача режиссера состояла в другом. Честно вам скажу, с середины картины я начал вспоминать персонажей Достоевского. Такая вот перекличка времен возникла. И для любого честного артиста эти главных пять ролей в «Левиафане» – сплошная белая зависть. Я звонил друзьям – Роману Мадянову и Алексею Серебрякову. Я так сказал Леше: «Ты просто сжал мне сердце». Редко бывает, когда можно так искренне радоваться за своих друзей – когда им достаются такие роли, а они так с ними справляются. Безусловно, это большое событие. «Левиафан», мне кажется, нужно смотреть в том виде, в каком это сделано. Это произведение большое и серьезное.

Что вы еще порекомендуете ?

– «Бердмэн», «Исчезнувшая», «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни». А еще документальный фильм «Счастливые люди» , хотя это не очень свежее кино, 2008 года. Сам фильм – о жизни охотников на реке Енисей. Он состоит из четырех серий – весна, лето, осень, зима. Потрясающее документальное кино.

Если говорить о вашем любимом фильме «Бердмэн», возможно, вам близка история главного героя?

– Мне все близко там. Эту картину, честно говоря, я до сих пор уложить в голове до конца не могу. И в этом вся ее прелесть. Это существование на лезвии ножа, когда нельзя понять – это стеб или нет, и вообще насколько все это серьезно, это театр или жизнь, или это кино. Вот эти моменты, когда тебя качает вправо-влево – это и есть одна из прелестей фильма. Я посмотрю его обязательно второй раз, потому что я его смотрел, честно говоря, в Интернете с ужасным звуком. Из-за этого многое пропустил. Но фильм глубокий и серьезный.

А какими своими ролями вы гордитесь?

– Никакими. Гордиться своими ролями – это как любоваться своей красотой.

– Вы скромный человек. Но зрители помнят вашу роль в фильме «12». Вы рассказывали, что на съемках этой картины было много репетиций. А что еще запомнилось?

– Непривычным в хорошем смысле было то, что сцену в спортзале (а она занимает 80 процентов картины – это когда заседают присяжные) снимали последовательно. В кино такое случается редко, обычно все вразнобой, кусками – могут сначала конец снять, потом середину, потом начало, потом снова конец. А тут было, как в театре – снято от начала до конца. Такого опыта в кино у меня практически не бывает. Пожалуй, еще было в фильме «Отряд» – в моей первой картине. Это полезно для актера.

Депутат Госдумы, известный режиссер Владимир Бортко предложил законопроект, в котором прописано обращение к школьникам на «вы». Как вам такая инициатива? У вас же сын школьник...

– Это лучше, чем они нас учат через закон разговаривать не матом. Приживется ли это, не знаю. Но хуже не будет. Может если через год-три, обращение на «вы» войдет в норму, то хуже не будет точно.

Сергей Леонидович, над чем сейчас работаете в кино и театре?

– Есть проект «Ленинград 46», на который я не соглашался по разным причинам, так как это канал НТВ. Но все-таки, прочитав пилотные четыре серии, познакомившись с режиссером, рискнул. Повлиял тот аргумент, что все-таки мы – компания – просто продаем свои картины на НТВ. Согласился на достаточно большую криминально-драматическую историю под названием «Ленинград 46». Она уже рекламируется на канале НТВ. Это 32-серийная история, которая снималась целый год. Работал с совершенно удивительным режиссером Игорем Копыловым, в прошлом артистом. Хочется верить, что что-то все-таки получится и кому-то это понравится. В театре к нам приезжает режиссер из Санкт-Петербурга Александр Баргман, который достаточно много работает в регионах. В общем-то, я и увидел его спектакль на гастролях в Новосибирске – «Отцы и сыновья». Я не люблю роман «Отцы и дети», но инсценировка замечательная. Этот режиссер будет ставить у нас пьесу «Унтиловск». Когда-то давным-давно она была поставлена во МХАТе Станиславским, но продержалась около 15 спектаклей и была закрыта по политическим соображениям. В Новосибирске ее недавно возродили. Есть еще планы, связанные с кино, но они в стадии переговоров, подготовки, поэтому об этом говорить не буду.



подпишитесь на нас в Дзен