Сергей Гармаш: Юбилей встречу в узком семейном кругу

Актер гастролирует с проектом «Сказки с оркестром». Он читает детям и их родителям такие произведения, как «Волшебное кольцо», «Руслан и Людмила» и «Волшебник Изумрудного города». Почему он не любит повторяться, где планирует отмечать 60-летие и как реагирует 

на невоспитанных посетителей театра, Гармаш рассказал нашему корреспонденту.

– Сергей Леонидович, расскажите о вашем участии в фильме «Движение вверх».

– Давайте не будем. Сегодня я читаю поэму «Руслан и Людмила», вдохновленную древнерусскими былинами. Вот об этом и поговорим. Два в одном не получится!

– Чем привлекло вас именно это произведение?

– Я уже приезжал к вам и в другие города со сказкой «Волшебное кольцо». И мне поступило предложение это повторить. Тогда я предложил художественному руководству сделать что-нибудь другое. Лет шесть назад с дирижером Галиной Викторовной Токаревой мы осуществили проект в Перми, где я читал поэму «Руслан и Людмила». Только воплотили его мы с оркестром народных инструментов. И теперь организаторы связались с Галиной Викторовной, долго готовились. И вот я здесь. В каком-то смысле это премьера, только читаю я сегодня с симфоническим оркестром.

– У вас есть любимая сказка?

– «Стойкий оловянный солдатик».

– Вы рассказывали, что с сыном Ваней смотрите сериалы и фильмы. А сказки или поэмы Пушкина вы ему читаете?

– Ваня учится в пятом классе, давно сам все читает! Он уже в детстве знал наизусть отрывок «У Лукоморья дуб зеленый». А так я ему ничего не читал. И теперь он уже все сам изучает по школьной программе.

– Помимо классики, сейчас много современной детской литературы, в том числе переводной – «Гарри Поттер» Джоанны Роулинг, «Крылатые кошки» Урсулы Ле Гуин. Как считаете, на чем стоит делать акцент?

– Качественная современная литература, неважно – зарубежная или отечественная, она тоже полезна. Это же не значит, что ребенка нужно воспитывать только на классике. Сейчас появляются молодые и российские, и зарубежные авторы, которые прекрасно пишут. Если ты читающий человек, то будешь штудировать и то, и другое. Если это востребовано, а не модно из-за того, что это сейчас читают все. И «Гарри Поттер» – достаточно серьезное произведение, любимое не только детьми, но и некоторыми взрослыми.

– Гарри Поттер жил в чулане под лестницей, у него было непростое детство. Как считаете, полезны такие истории для детей, из которых они узнают о несчастных сверстниках?

– Конечно. Все, наверное, в детстве читали «Дети подземелья» Владимира Короленко. Многие плакали. И слезу пустить никому не вредно. Конечно, полезно читать такие вещи. Или ту же «Голубую чашку» Аркадия Гайдара, которая вся пропитана светом. На мой взгляд, это такой витамин добра. И если у ребенка это вызовет слезы, что же здесь вредного? Cопереживание всегда полезно.

– А взрослым в этом плане какие книги нужно читать? Например, у Пелевина незаметно сопереживания...

– Я его считаю особым писателем. А вот такие, как Захар Прилепин, Алексей Иванов – очень даже заставляют сопереживать.

– Сергей Леонидович, в этом году у вас юбилей. Будете как-то отмечать?

– Я с трудом переношу такие торжества – дни рождения, юбилеи. Естественно, как-то буду, но в узком кругу, в семейном. Не думаю о каком-то масштабном торжестве. Но, наверное, каким-то образом на это отреагирует мой театр «Современник».

– После поэмы «Руслан и Людмила» Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Как считаете, в современной актерской школе есть победители-ученики? Или раньше их было больше?

– Я не приемлю статистики в этой области. И какой-то соревновательности. По местам все расставит история русского театра и история кино. Но, наверное, такой случай, когда кто-нибудь со словами Жуковского обращался бы к более юному коллеге, в актерской среде мог бы иметь место.

– Каким у вас было наиболее яркое раннее музыкальное впечатление?

– Наверное, Камиль Сен-Санс. Не помню, как называется эта вещь. Тогда я был в юном возрасте, учился в первом классе. Мы были в планетарии. И перед тем как появлялось звездное небо, звучал Сен-Санс. До какого-то уже зрелого возраста я был очень необразован в музыкальном плане. Я слушал современную советскую музыку, «Beatles», «Rolling Stones», Высоцкого. Но если говорить о классической музыке, то серьезно я стал ее слушать, когда учился и даже когда окончил школу-студию МХАТ и начал работать в «Современнике». Да, наверное, это случилось в более зрелом возрасте. То есть не так скоро.

– Проект «Сказки с оркестром» очень нравится совсем маленьким зрителям. Как относитесь к тому, что малыши порой ведут себя непосредственно? Умеете реагировать на такое?

– Знаете, я часто вижу детей в зале. Например, недавно читал в Екатеринбурге «Волшебник Изумрудного города». То ли детки были просто уставшие, то ли их так извела школа, но я заметил, как они мучительно слушали сказку и музыку. А какие-то внимали с интересом. Но момента, когда ребенок мне мешает, у меня еще не было. И, наверное, я бы не прерывал действие, а нашелся бы как отреагировать.

– А на невоспитанных взрослых зрителей, которые разговаривают по телефону во время представления, как реагируете?

– Никак. Я считаю, что это ужасно, тяжело, неприятно, это мешает. Но останавливать спектакль я бы не стал. Это если только драка или пожар. Но остановить представление из-за телефонного звонка – это непрофессионально. Иногда бывает, что кто-то подумал, что выключил телефон, а на самом деле забыл, и во время звонка судорожно хватает его и выключает. Это можно понять, это может быть непреднамеренно. Зачастую так оно и есть.

Строки биографии

 

Сергей Леонидович Гармаш

Родился 1 сентября 1958 года в Херсоне, на Украине. Мать была диспетчером на автобусной станции, отец работал на руководящих постах. Родители занимались в самодеятельности.

Учеба. В 15 лет поступил в театральное училище в Днепропетровске, служил в армии. В 1980 году поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1984 году.

Работал в Херсонском театре кукол; с 1984 года по настоящее время – в Московском театре «Современник».

Снимался в кино и сериалах: «12», «Любовник», «Свои», «Беспредел», «Дом», «Гибель Империи», «Русская игра», «Пепел», «Линии судьбы», «Ленинград 46», «Сталинград», «Каменская», «Мурка», «Матильда», «Движение вверх», «Доктор Живаго», «Тобол», «Стиляги», «Обитаемый остров».

Признание. Народный артист России (с 2006 года); многократный лауреат премий «НИКА» и «Золотой Орел».

Семья. Жена – актриса театра «Современник» Инна Тимофеева, дети – дочка Дарья и сын Иван. Есть внук Павел, сын дочери.

Дочки-матери

В интервью журналу «7 дней» Сергей ГАРМАШ рассказал о семье: «Когда дочке было полгода, я как-то взял ее на руки, и мне пришла в голову такая мысль: «Боже мой, какая же она маленькая, нежная!». Если бы был мальчик, не смог бы его так любить». Помнится, озвучил я это у Инниных родителей, в Одессе. Теперь понимаю, как же был неправ. Ваня, который появился на свет спустя 18 лет после рождения Даши (в 2006 году), – это настоящий подарок от Бога. Я так думаю: может, за то Господь нам его преподнес, что не совсем скверные мы люди, не так уж плохо живем на этой земле. Ванька ведь такой прекрасный, он подарил нам годы жизни. Однозначно – я на 100 процентов убежден – добавил молодости: я вот в свои 50 лет чувствую себя совсем мальчишкой. Мы очень ждали Ваньку, всегда ждали. Сначала, правда, все откладывали, а потом поняли, что откладывать-то дальше уже некуда… (Улыбается.) Но не скажу, что Ваня у нас сразу получился, пришлось над этим потрудиться. Поэтому во время беременности Инне надо было очень беречься. Помню, первые два месяца она просто не выходила из квартиры – вела крайне тихий образ жизни, все больше сидела, лежала и слушала музыку, которую ей посоветовали врачи.



подпишитесь на нас в Дзен