Сергей Сафронов: Выполняя опасные трюки в «Шоу иллюзионистов», я борюсь с фобиями

Братья Сафроновы гастролируют со своим проектом «Шоу иллюзионистов». Чтобы удивить и поразить зрителя, Илья, Сергей и Андрей глотают лезвия, превращают тысячную купюру в десятирублевую, проходят сквозь зеркало и прокалывают себя насквозь. 

Как они придумывают номера, почему им нравится рисковать все меньше и меньше и в каком направлении они планируют развиваться, рассказал Сергей Сафронов.

– Когда вы начинали карьеру, родители вытаскивали из ваших чемоданов наиболее опасный реквизит, чтобы как-то обезопасить вас. Сейчас они смирились с вашим ремеслом?

– Теперь они всем довольны. Мама безумно рада, что мы все занимаемся одним любимым делом и что мы артисты. Ее мечта сбылась, она сама хотела стать артисткой. Папа работает с нами с того момента, как умер наш концертный директор, царство ему небесное. И кому еще доверить такую сложную работу, чтобы нас не обокрали, чтобы все было соблюдено по райдеру, как ни отцу? Папа с нами работает несколько лет. В итоге и мы, и родители спокойны.

А от опасных иллюзий вы не отказались?

– Лично я вообще люблю экстрим. Просто обожал его, пока у меня не появились дети – Алинка с Вовкой. Тогда я стал понимать, что нужно вернуться домой живым, чтобы не быть безногой или безрукой обузой.

А вообще, выполняя опасные трюки, я борюсь со своими фобиями. Например, мне нравится на скорости освобождаться из капкана. Я понимаю, что если сейчас не успею, меня захлопнет. И я оставляю себе запас в десять секунд. Но если я выпрыгну из капкана раньше, будет не так эффектно. А вот когда делаю это в последнюю секунду, то это класс! Помните, как Рэмбо в фильме выпрыгивает из самого эпицентра взрыва! На это я и делаю акцент, от этого состояния своих любимых супергероев и получаю адреналин. Для меня это персонажи, которых воплотили в кино Рэмбо, Сильвестр Сталлоне, Рутгер Хауэр, Арнольд Шварценеггер. Меня никогда не впечатляли супергерои в трико, Бэтмен и Спайдермен. Мне нравятся люди, которые делают то, что не каждый может повторить.

– В сфере иллюзиона у вас есть кумиры?

– В плане трюковой части есть легендарные иллюзионисты – Гудини и Копперфильд. В детстве вдохновлялись фокусами Кио. В плане шоу и ведения программы – это пара Пенн и Теллер, они просто гениальны. Если вы любите черный юмор, посмотрите их. У них есть прекрасное шоу «Не пытайтесь сделать это дома», там интересная подача: один все время разговаривает, а другой молчит. 

– Вы учитесь, когда смотрите на других иллюзионистов или артистов? Чем вас вообще можно поразить?

– Меня можно поразить интересной подачей, образом, идеей, а как человек летает – так или эдак – для меня не имеет значения. Гораздо интереснее, как он это преподносит как личность, как артист – в плане художественности постановки. Недавно на фестивале циркового искусства в Ярославле видел интересный номер гимнастки. Она ложится на манеж, гнется как змея, но мы это все привыкли видеть. А теперь представьте, все это в художественном оформлении фильма «Звонок». И когда в финале девушка делает разворот и слышен хруст, то это впечатляет. Казалось бы, студентка первого курса показала обычный классический номер, но через призму фильма ужасов это стало весьма эффектно, у меня мурашки до сих пор бегут по коже, когда вспоминаю это. Она додумалась, придумала и сделала это эффектно. Такие вещи меня поражают.

– Есть фокус, который остался для вас загадкой?

– Нет таких фокусов, которые мы не могли бы разгадать. Потому что если ты занимаешься любимой профессией, ты разбираешься в ней вдоль и поперек. Фотограф всегда отличит, где фотошоп, а где оригинал. Режиссер монтажа скажет, снят эпизод одним планом или это склейка. Фокус – это то же самое кино, где мы делаем монтаж, а вы его просто не видите. Получается такая магия, иллюзия.

– Сергей, каким образом рождаются трюки в вашем трио?

– Чаплин или те же Пенн и Теллер закрывали себя в комнате, выбрасывали ключ и говорили: «Откроете нам только через двадцать дней», сидели без телефона и придумывали. Можно, конечно, и так насиловать себя. Но я не очень люблю подобные вещи. А вот мои братья Илья и Сергей любят так делать: они сядут дома, на неделю запрутся, и в итоге одну-две идеи придумают. Одна в лучшем случае потом выстрелит. А я еду в машине, слушаю музыку, саундтреки к фильмам очень люблю, они бывают достаточно содержательные. Послушаю, и сразу появилась идея какого-то номера. У меня порой это бывает безошибочно – пять саундтреков мне понравилось, в итоге получилось пять удачных номеров.

– Были моменты, когда трюки не получались? Что вы в таких ситуациях делаете?

– Когда мы начинали, были зелеными и неопытными, случалось и такое. Если не получился фокус, стоишь с грустным лицом, мух отгоняешь и думаешь: «Боже мой, как же так?». А когда стали поопытнее, поняли, что только мы знаем, каким должен быть трюк, каким должен быть финал. А зритель-то не знает. Допустим, появилось полчеловека, а не целый, и ладно. Обыграл это, улыбнулся, и пошел дальше, зритель вообще не поймет, что должно было быть и что произошло в итоге.

– У вас в этом году юбилей – братья Сафроновы пятнадцать лет на сцене. Что-то готовите для зрителей?

– Мы очень хотим сделать новое шоу, мы вообще каждый год стараемся обновлять программу. А в этом году, понимая, что в России непростая финансовая ситуация, пришлось обратиться к инвесторам. Надеюсь, кто-то из них наконец поймет, что деньги, которые он вложит, вернутся. Кроме того, он вложит средства не во всякую ерунду, а в искусство. В XVIII–XIX веках богатые люди поддерживали театры, балет, оперу. А у нас сейчас определенный клан поддерживает тех, кто так или иначе связан с ним. Надеюсь, что в нашей стране еще остались нормальные люди, нормальные отношения и артисты.

– Чем будете поражать в вашем новом шоу?

– У нас много идей. Пять лет назад я раздал свою историю «Иллюзия ограбления» по всем нашим кинопрокатным компаниям. Я сделал пятьдесят копий тизера. В результате увидел ровно то, что я описывал, в фильме «Иллюзия обмана», это случилось после того, как я раздал тизер. Просто один человек пошел и продал это на Запад. Идея с большим зеркальцем, за которым был спрятан сейф, четко была нами описана. Идея четырех иллюзионистов – трех братьев и одной ассистентки – тоже наша. Обидно, что вместо того, чтобы сделать оригинальное, качественное кино в России, они просто продают идеи на Запад.

– А вас впечатлил фильм «Иллюзия обмана»?

– Хороший фильм, хорошая игра, потрясающая задумка. Но «Престиж» лучше – касаемо иллюзии он более содержательный, больше раскрывает историю жанра, и по трюковой части там все достаточно оригинально. Кстати, консультантом на нем был Дэвид Копперфильд.

– Лично вы что-то хотите воплотить?

– У меня есть мечта сделать один фокус. Я боюсь высоты, боюсь прыгать с парашютом. И мне на день рождения в позапрошлом году подарили полет на планере, это безмоторный самолет. Мы полетели 3 октября. А 30 сентября у меня был день рождения. Представляете, в каком состоянии я летел! В пути выяснилось, что у моего пилота 29 сентября был день рождения. И вот мы летим, а у нас запотевают стекла. В итоге пришла мысль сделать трюк – я в клетке, в смирительной рубашке, в цепях, меня выталкивают из самолета, и нужно успеть за тридцать секунд освободиться из пут и выпрыгнуть с парашютом из клетки. Мечтаю это воплотить!

– В остальном какие планы?

– Бог даст, сделаю свою кинокомпанию, буду заниматься производством фильмов. Как я с братьями сейчас делаю в иллюзии то, что хочу, где хочу и как хочу, так же буду делать и в кино. Еще готовится к выходу антрепризный спектакль – покажем его в Москве, а осенью повезем по России.

– Вы ставили трюки на концертах известных артистов, на «Нашествии» в этом году что-то должны были показать... С кем бы еще хотелось поработать?

– Много что готовили для «Нашествия». Но в силу того, что фура не доехала до сцены, ничего не получилось, к сожалению. А, например, группе Rammstein мы не нужны – у них и так свое хорошее огненное шоу. Тем более что в нашей стране работать с огнем вообще проблематично. Мне очень понравилось работать с братьями Запашными, с Женей Плющенко – это настоящие профессионалы. Со Шнуром и со Светланой Сургановой приятно работать. В будущем хотелось бы поработать с Филиппом Киркоровым. Мы с ним неожиданно сдружились в последнее время.



подпишитесь на нас в Дзен