Штраф за раскрытие тайны

Роспотребнадзор по поручению президента разработал проект федерального закона о расширении перечня административных правонарушений, связанных с нарушением прав потребителей. За принуждение людей к тому,

чтобы при совершении различных сделок они сообщали свои персональные данные, будут наказывать рублем.

Должностных лиц предлагается штрафовать на 1-3 тысячи рублей, а бизнес может лишиться 10-20 тысяч рублей. Как пояснили в Роспотребнадзоре, новые административные штрафы будут прописаны в Законе о защите прав потребителей. «Законопроектом предусмотрен запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных, когда это не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг)», – уточнили в ведомстве.

Сегодня широко распространена практика, когда под различными предлогами у людей требуют их персональные данные: номера карт, счетов, СНИЛС, полиса медицинского страхования, полисов автострахования, водительского удостоверения и др.

Как рассказывает управляющий партнер Московской коллегии адвокатов Владимир СТАРИНСКИЙ, это общераспространенная практика. «Например, при покупке билетов на концерт или в театр часто приходится указывать свои данные, хотя согласно российскому законодательству это обязательно только при покупке билетов на самолет или поезд, – поясняет адвокат. – Ни театрам, ни кассирам ваши данные не могут быть интересны».

А вот детсады, школы, поликлиники и другие социальные объекты имеют право запрашивать персональные данные граждан, но лишь в рамках своей сферы деятельности. Понятно, что врачу не надо знать, есть ли у человека права и номер его водительского удостоверения. Бытует мнение, что именно из социальных учреждений персональные данные утекают к мошенникам, но здесь уже должны работать правоохранительные органы по каждому конкретному случаю.

Роспотребнадзор должен разработать перечень недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров. Это поможет своевременно информировать потребителей о недобросовестных практиках включения в договоры ущемляющих их права условий. Кстати, если в 2010 году было выявлено более 6,6 тысячи таких нарушений, то в 2016 году – уже более 8 тысяч. При этом зачастую в договоры с потребителями включаются условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.

По материалам rg.ru



подпишитесь на нас в Дзен