Спас: Медовый, Яблочный и Ореховый

Текущий месяц богат на разного рода праздники. Особенно много тех, что корнями уходят в славянские традиции.  Среди таких праздников выделяются три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый.

Этот цикл изначально был посвящен языческому Даждьбогу – именно его считали Спасом, то есть Спасителем, дающим людям жизнь и благополучие.

Названия праздников связаны с крестьянскими хлопотами, сбором урожая. Первый – Медовый Спас – отмечается 14 августа, 19 августа празднуют Яблочный Спас, совпадающий с церковным праздником Преображением Господним, а третий – Ореховый приходится на 29 августа.

То есть череда праздников последнего летнего месяца начиналась с 14 августа, начала Медового Спаса. В этот день люди шли в церковь святить мед, воду и мак ведь другие названия Спаса – Маковей или Спас-на-Водах. После церкви было обязательно праздничное застолье, начинать которое следовало с маковых пирогов или блинов. Еще в этот день надо было съесть ложку меда со свежим огурцом, в знак начинающегося в этот день поста. Называется он Успенским в честь Успения Богородицы и продлится до 28 августа.

Целительные силы меда широко известны. Но обладает он и другими волшебными свойствами. Так, если в доме возникла ссора, следует заварить чай, добавив в него чайную ложку меда, произнести заговор: «Медок, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его, убери обиду», и предложить всей семье выпить этот чай.

Заболевший быстрее выздоровеет, если перед тем, как напоить его теплым молоком с медом, заранее начитать на мед три раза такой заговор: «Колдунья-болезнь, с меня слезь! Уходи за болота, за поля, за леса, уходи навсегда! Горька ты на вкус, холодна. Медком подслащусь, теплым молочком согреюсь. Да будет так!».

А еще существует особый ритуал на привлечение счастья. Для него нужны цветочный, пчелиный и липовый мед, немного березовой коры и родниковой воды. До восхода солнца 14 августа нужно набрать в кастрюлю немного ключевой воды, а в полдень этого же дня взять в левую руку березовую кору, правой рукой обмазать ее полностью всеми тремя видами меда. Затем следует приложить кору ко лбу и сказать: «Счастье – во мне, радость – во мне, благо – во мне. Скверна – от меня, худо – от меня, горе – от меня. Как сладок медок пчелиный, как сладок медок цветочный, как сладок медок липовый, так и жизнь моя наполнена будет тройными радостями». После этого надо умыться набранной родниковой водой, тщательно вымыть в ней березовую кору и всегда носить ее с собой, а воду вылить под любой березой.

Накануне Медового (и Макового) Спаса в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» – букет из растений-оберегов. Калина дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения перевязывали красной лентой, высушивали и ставили на окошко до следующего Маковея.

Букет-маковейник считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Еще Первый Спас называли Мокрым – в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В Спас-на-Водах непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в этот день вода смывает грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год дарит людям здоровье и силы. Женщине, которая хочет иметь детей, на Медовый Спас нужно умыться колодезной водой. А умываясь, приговаривать: «Вспомни, Спас, про всех про нас, пошли кому радость, кому достаток, а мне – дитя. Да будет так!».

Яблочный Спас отмечается 19 августа, это народный праздник православных христиан. Другие его названия – Спас Великий, Первые Осенины и Праздник первых плодов так как примерно в это время собирали урожай, преимущественно яблочный. Этот день полон разнообразных примет и обрядов, которые веками передавались из поколения в поколение.

Люди верили, что в этот день яблоки становятся волшебными. И если, откусив яблочко, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Чтобы очистить пространство от накопившейся в нем отрицательной энергетики, надо взять любое яблоко, разрезать его пополам и из одной половинки вытащить сердцевину. Затем следует зажечь свечку из натурального воска и обойти с ней все свое жилье, останавливаясь при этом возле каждого уголка, оконного и дверного проема. При этом надо три раз совершать круговое движение свечой по часовой стрелке. Воск от свечи, собранный при проведении обряда в блюдечко, после его окончания нужно слить именно в ту часть яблока, из который убрали сердцевину. После этого надо соединить обе части яблока и связать ниткой, а потом закопать это яблоко как можно дальше от вашего жилья.

Чтобы привлечь к себе внимание полюбившегося парня (или девушки), проводили обряд под названием «любовное яблоко». Для этого яблоко нужно разрезать пополам и в середину положить записку с именем любимого (любимой). Затем соединить две половинки и положить яблоко на солнцепек. По мере того, как оно будет сохнуть, начнет сохнуть по вам любимый человек.

Также в этот день можно избавится от сглаза, выбрав красивое и, водя им по телу, три раза проговорить: «Как ты, яблоко, кругло и румяно, так и ты, (имя), стань здоров(а) и удал(а). Красное солнышко, святая водица, мать землица тебя напоила, так и (имя) дай силы да здоровья». После этого нужно закопать яблоко в землю.

Люди примечали, что после Яблочного Спаса температура воздуха по ночам резко снижалась, указывая на приближение осени. Именно поэтому праздник называли еще и Осенинами. Считалось, что в этот день кончается лето. Как только солнце садилось за горизонт, начинались песнопения о приближающейся осени. Не зря в народе говорилось: «Пришел яблочный Спас – ушло лето от нас».

Сохранилась в народных верованиях до сегодняшнего дня веселая примета – если на чью-то руку дважды опустится муха, это к крупному успеху.

29 августа праздновался последний, третий Спас. У него также было несколько названий –Хлебный, Ореховый и Холщовый. В этот день было принято печь хлеб из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев «на здоровье». Если он хорошо поднимался, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной.

Готовые караваи относили волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильный урожай, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». Только после этого вся семья приступала к угощению. Еще третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Наши предки были убеждены, что в это время ветки орешника наполняются магической силой. Говорят, именно в этот день колдуны и знахари ходили в лес, чтобы  запастись веточками, листьями и корой орешника, для лечения людей и проведения различных ритуалов.

Из ветвей орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, они моментально выгоняли из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу.

Конечно, существовало множество примет и обрядов, связанных с Третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек – такой орех дарил человеку денежную удачу на целый год.

По народной примете, обильный ореховый урожай свидетельствовал о том, что в этом году большая часть людей прожила жизнь праведно. Если так продолжать и дальше, то хороший урожай обеспечен и в следующем году.



подпишитесь на нас в Дзен