Уроки выживания после отпуска

Последние рабочие деньки перед отдыхом мы пребываем в приподнятом настроении. Потому что еще немного – и сможем расслабиться, забыть обо всех заботах. Все совсем иначе, когда мы возвращаемся на рабочее место.

Сложный это процесс: тут главное – не потерять положительный настрой, приобретенный за время отдыха.

Как выйти из отпуска плавно и (не дай бог!) не получить нервный срыв, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА.

Кажется, что после активного отдыха человек выходит на работу полный сил и энергии, для того чтобы работать с огоньком, с повышенным коэффициентом полезного действия. Это действительно так, но происходит подобное после периода адаптации. Вначале, оказавшись в четырех стенах и увидев объемы, которые накопились за отпуск, отдохнувший человек рискует получить самый настоящий нервный срыв.

«Переключение режимов работа/отдых практически всегда дается очень нелегко, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Перед самым отпуском человек не может продуктивно заниматься делами, потому что его мысли уже в том месте, где он запланировал свой отдых. Точно так же и после передышки он сразу не может прийти в себя и с головой окунуться в пучину дел; он еще слишком расслаблен, рассредоточен и не готов к активному труду».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, с полной отдачей заниматься делами в первую неделю не рекомендуется. Необходимо постепенно привыкать к процессу, чтобы не спровоцировать ненависть к труду и не получить нервный срыв. Психолог дает несколько советов, которые помогут вам влиться в рабочую атмосферу без негативных последствий.

* ПОМНИТЕ – ВЫ ВЕРНЕТЕСЬ

Комментарий специалиста: «Чтобы адаптация на рабочем месте была быстрой и максимально безболезненной, постарайтесь спланировать отпуск таким образом, чтобы вернуться домой за 1-2 дня до выхода на работу, – советует Татьяна БОРИСОВА. – Понятно, что отдыха много не бывает и каждый день на счету, но все же хотя бы раз попробуйте поэкспериментировать. Эти 1-2 дня очень помогут вам войти в нормальное состояние, вы сможете структурировать свои эмоции и немного привыкнуть к повседневному пейзажу, который будет окружать вас до следующего отпуска. На работе вы появитесь умиротворенным, а не игриво-возбужденным и переполненным эмоциями.

Кроме того, постарайтесь в дни, предшествующие выходу на работу, просыпаться пораньше и хлопотать по дому. Это избавит вас от негатива при раннем подъеме на службу и поможет легче активизироваться после расслабления».

* ОБЩАЙТЕСЬ С КОЛЛЕГАМИ, ДЕЛИТЕСЬ ЭМОЦИЯМИ

Комментарий специалиста: «Конечно, после отпуска всегда есть информация, которой вы хотите поделиться с коллегами в том случае, если у вас теплые дружеские отношения, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – В этом нет ничего странного, это абсолютно нормальная ситуация. Более того, активное общение поможет вам постепенно и безболезненно привыкнуть к рабочему процессу. Обязательно расскажите о своем отдыхе, поделитесь положительными эмоциями с теми, кто еще ждет своего прекрасного вояжа. Желательно, чтобы, рассказывая, вы не сидели, развалившись на офисном стуле, а потихоньку разбирали бумаги на рабочем столе, протирали пыль с компьютера или занимались другой спокойной работой. Приятные воспоминания грамотно сочетаемые с рабочим процессом, помогут вам выйти на постепенное понимание того, что впереди у вас месяцы активной работы».

* НУЖЕН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Комментарий специалиста: «Как правило, дел, которые накопились за период отпуска, бывает очень много, и они как снежный ком медленного катят на вас, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – Если начать выполнять все это в произвольном порядке, например по мере того, как вы о них узнаете, то можно очень быстро устать и опустить руки от безысходности. Действовать надо стратегически. Именно в этом случае вам удастся быть максимально эффективным сотрудником.

Возьмите блокнот, рассортируйте дела на четыре колонки: «срочные и важные», «срочные, но не важные», «важные, но не срочные» и «несрочные и неважные». Кстати, если вы составили такую табличку, то целесообразно будет пользоваться ею и в дальнейшем. Распишите дела по этим колонкам, и вам сразу станет гораздо легче сориентироваться в происходящих процессах. Конечно, начните со срочных и важных дел, но без фанатизма, не старайтесь одолеть все в один день. Во-первых, это плохо скажется на вашем состоянии, вызвав сильное утомление; а во-вторых, вы покажете шефу, что способны на большее, чем делаете, и в следующий раз вам могут навалить больше заданий. Все хорошо в меру. Сочетайте «важные» и «неважные, но срочные» дела, а иногда переходите на рутинные, чтобы, что называется, передохнуть, не отрываясь от работы».

* ЧАЩЕ ОТВЛЕКАЙТЕСЬ

Комментарий специалиста: «Наверное, всем известно, что человек очень быстро привыкает к хорошему. Поэтому за время отпуска вы привыкли стремительно расслабляться, – напоминает Татьяна БОРИСОВА. – А вот адаптация к работе, несмотря на короткий период отдыха, будет долгой и мучительной. Не создавайте себе лишний стресс и умело сочетайте работу и короткие периоды отдыха. Чувствуете, что надо прерваться – отвлекитесь. Попейте чай, подышите свежим воздухом, пообщайтесь с коллегами. Удалось отвлечься и отдохнуть – снова беритесь за работу. Пусть в первую неделю после отпуска таких передышек в вашем рабочем графике будет много. Это не должно вас пугать, постепенно они минимизируются, но первое время вам лучше адаптироваться с их помощью».

Тест

Адаптация – ваш конек?

«Все течет, все меняется» – многим известна эта крылатая фраза. В нашей жизни тоже часто происходят изменения: мы меняем работу, знакомимся с новыми людьми, попадая в незнакомые компании, и т.д. Почти всегда обстоятельства требуют от нас быстрой реакции на происходящее. Некоторых пугают перемены, и они, как улитки, прячутся в свой домик. А другие, наоборот, спешат сменить манеры, наряды, взгляды на происходящее, чтобы почувствовать настоящую динамику событий. К каким из этих типов относитесь вы? Давайте проверим!

  1. Новая работа, новый коллектив. У вас первое задание и, хочешь-не-хочешь, надо знакомиться с коллегами. Как вы станете это делать?

а) попрошу начальство выполнить эту миссию, пусть меня представят, так будет проще найти общий язык;

б) не буду форсировать события, стану делать свою часть работы и подожду первого шага от новых коллег;

в) не буду терять время и сразу познакомлюсь со всеми, мы же теперь коллектив.

  1. Вы попали в незнакомую компанию, в которой вам придется провести целую неделю. Первое впечатление от того, что происходит, у вас негативное. Что будете делать?

а) попытаюсь определить, кто здесь лидер, и инициирую знакомство с ним, это поможет мне войти в контакт с окружающими;

б) постараюсь держаться в стороне от всех событий, таким образом я буду присутствовать и отсутствовать одновременно;

в) первое впечатление обманчиво, надо наладить активный контакт с группой и только потом делать выводы.

  1. Вы стали свидетелем серьезной драки, оказавшись среди десятков зевак. Приехала полиция, и все наблюдающие быстро ретировались. Вы тоже так поступите?

а) никому не нужны дополнительные проблемы, разумеется, я быстро уйду, чтобы меня не приглашали на допросы как свидетеля;

б) я не стану свидетелем такой сцены, мне неинтересны подобные события;

в) конечно, я помогу стражам порядка восстановить хронологию событий и выступлю как свидетель.

  1. Вы приехали на отдых по дорогой путевке, но на месте обнаружили совсем не то, за что заплатили. Как вы поступите?

а) подниму скандал и вызову все начальство, которое будет на месте, заставлю их срочно переселить меня в другие условия;

б) покупка путевки всегда рулетка, значит, на этот раз мне не повезло;

в) не буду тратить время на конфликт, отдохну хорошенько и со всем разберусь после возвращения.

  1. За день до сдачи проекта вы обнаружили грубую ошибку в подсчетах, а отвечаете за результат персонально. Какими будут ваши действия?

а) подготовлю объяснительную, в которой напишу чья вина в том, что проект не готов;

б) будь что будет, быть может, никто этой ошибки не заметит, а потом все исправим;

в) мы – коллектив, поэтому ответственность общая; хватит дня, чтобы все исправить и достойно защитить проект.

А теперь подведем итоги:

Если у вас больше ответов А, то новые обстоятельства вас сильно пугают, поэтому в первую очередь вы заботитесь не о том, как в происходящем разобраться, а о том, чтобы ваши интересы были соблюдены. Сообщаете вы об этом весьма категорично, поэтому чаще всего неспособны установить добрые и доверительные отношения с окружающими. Старайтесь без раздражения подходить к событиям и спокойно реагировать на поведение людей. При таком отношении к происходящему вы будете успешны.

Если среди ваших ответов больше вариантов Б, то вы абсолютно безразличны к новым обстоятельствам, потому что руководствуетесь простым правилом: что будет, то и будет. Помните, что направление развития событиям задаете именно вы, поэтому такое отношение грозит вам полным провалом. Старайтесь быть внимательней к происходящему.

Если у вас больше ответов В, то вы прекрасно умеете адаптироваться к новым обстоятельствам. Вы с пониманием относитесь к тому, что происходит, и анализируете случившееся здесь и сейчас, пытаясь выработать конструктивный диалог со всеми участниками событий. Это правильная позиция, которая позволяет вам быть успешным человеком.



подпишитесь на нас в Дзен