Каменное Нечто

Что нашли в Комсомольском районе: ритуальный фаллический камень или заготовку для жернова?   ОТ АВТОРА: о том, что в селе Никольское Комсомольского района в 2013 году был обнаружен огромный каменный объект, мне рассказал знакомый по имени Вадим. На минувшей неделе в среду, 16 июля, я отправилась в Ивановский музей камня (школа-музей «Литос-КЛИО»), чтобы узнать у специалистов, выезжавших для исследования находки — историка Андрея ЛАПЫКИНА и эколога Сергея БЕЛЯКОВА, — что же на самом деле было обнаружено в Никольском.   ВЕС НАХОДКИ БЛИЗОК К ДВУМ ТОННАМ Рассказ начал основатель школы-музея «Литос КЛИО» Андрей Лапыкин: — О данной находке нам стало известно от жителя Комсомольского района, краеведа Владимира Торгова. По его описанию и мнению камень походил на каменную бабу (антропоморфическое каменное изваяние). Однако когда мы выехали на место обнаружения объекта, то пришли к выводу, что камень, вероятнее всего, использовался для других целей. Камень расположен в самом центре села: через дорогу от него — Никольская церковь 19 в., а также местный клуб. — Фрагмент породы, взятый нами для изучения, подтвердил предположение о том, что это — гранитоид, с большим содержанием полевого шпата (то есть обладающий очень плотной текстурой), — добавил Андрей Лапыкин. — Длина камня составляет 160 см, ширина — 80 см, высота — 60 см. Вес же его близок к 2 тоннам! Он отчасти погружен в землю, под ним находятся корни старой липы, растущей близ него. Специалисты продемонстрировали мне подробные фотографии находки: камень, имеющий форму близкую к прямоугольнику или эллипсу, с одной стороны плавно сужен, а с другой — более широкой стороны, примерно в 45 см от края — неглубоко надпилен. Благодаря этому камень очень явно походит, скажем, на гриб.   КАМЕНЬ ПОХОЖ НА ЗАГОТОВКУ ДЛЯ МЕЛЬНИЧНЫХ ЖЕРНОВОВ Я поинтересовалась, с какой целью мог быть сделан этот желоб и не для того ли, чтобы камень приобрел культовое значение. — Нам бы очень хотелось, чтобы камень в Никольском имел отношение к культовым камням или мегалитической культуре, но, к сожалению, факты говорят о более прозаических вещах, — отметил Андрей Лапыкин. — Он действительно на первый взгляд имеет интересную форму вытянутого цилиндра с сужающимся концом. — Нами были выдвинуты разные теории относительно происхождения кругового пропила на камне, — добавил Сергей Беляков. — В настоящее время, актуальными и наиболее вероятными остаются три из них: камень использовался в качестве межевого камня (в таком случае пропил, имеющий глубину 7-12 см, мог являться отличительным знаком); мог быть жертвенником, а желоб использовался для стока крови (правда, в этом случае форма верхней площадки камня, куда, по идее, помещалась бы жертва, слишком выпуклая; да и надпил и прочие манипуляции с камнем выполнялись, вероятнее всего, не раньше 19 века, а тогда о жертвоприношениях говорить бессмысленно) или же использовался в чисто утилитарных целях. Последняя версия является самой верной. — Подсказка по вопросу изначального назначения пропила оказалась в тексте «Истории села Никольское». На речке Вязьме, согласно источнику, стояли водяные мельницы, на которых крестьяне мололи рожь и овес, — пояснил Андрей Лапыкин. — Поэтому данный камень, скорее всего, был ничем иным, как заготовкой для мельничных жерновов, но по каким-то причинам или не устроило его качество, или же, наоборот, из-за плотной текстуры его не удалось распилить до конца — силенок не хватило. Вот и остался желоб. И камень оказался фактически брошен. Кстати, первоначально, до транспортировки в центр села ближе к середине 19 века (по желанию одного из помещиков), нашли его именно на берегу речки Дубровки, где также располагались мельницы.   ПЛЕССКИЙ «КАМЕНЬ ЛЮБВИ» ОБРОС МАССОЙ ЛЕГЕНД В Плесе, как известно многим жителям Ивановской области, за последние несколько лет стал очень популярным так называемый «Камень любви». Валун веселой формы (также похожий на гриб) привлекает туристов: он оброс массой легенд, связанных с излечением от половых болезней и всякого рода «нестоячек». Местные гордо заклеймили «Камень любви» плесским Збручским идолом, плесским Фестским диском. — Плесский «Камень любви», который часто приводят в пример подобного культа, на самом деле не имеет к нему никакого отношения, — пояснил мне Сергей Беляков. — Все «фаллические» легенды вокруг этого камня являются очень поздними и в первую очередь предназначены для повышения туристической привлекательности Плеса. Да и сама форма плесского камня полностью естественного происхождения, характерного для подобных двухкомпонентных образований (полевой шпат и гранит). — Действительно, если камень из Никольского поставить в вертикальное положение, то за счет кругового пропила он будет иметь определенное сходство с фаллическими камнями, — добавил Андрей Лапыкин. — Но ни в финно-угорской, ни в раннеславянской культурах нашего региона, по крайней мере, из известных нам источников, культ плодородия с использованием фаллических символов, и тем более, таких крупных и изготовленных из камня, не встречается.   Ксения СУШИНА, Комсомольский район - Иваново (Подготовлено по материалам, предоставленным Ивановским музеем камня – Ред.)   Рейтинг самых загадочных мегалитов Ивановской области (по версии «Хронометра»)   1. Новописцовский камень-следовик, Вичугский район Находится в черте современного поселка Новописцово в районе улицы Маёвка (ранее — деревня Колокольцево). Лежит на дне глубокого оврага. Мог использоваться в ритуальных обрядах раннего исторического периода, затем «сполз» на дно оврага. Имеет на поверхности углубление по форме следа стопы: старожилы утверждают, что вода в выемке никогда не пересыхает и является целебной. Местные жители полагают, что загадочный след, оставшийся на камне, принадлежит Параскеве Пятнице или же самой Пресвятой Богородице. 2. Ревякинский валун, Верхнеландеховский район Расположен близ бывшей деревни Ревякино Верхнеландеховского района. Серый гранитный валун ледникового происхождения размером 5х3 метра утоплен в землю. По рассказам старожилов, он был выше человеческого роста, и на нем могла развернуться запряженная тройка лошадей. Существует легенда, согласно которой после разорения Луха в XIV веке татары спрятали под камнем награбленные сокровища. Также рассказывают о время от времени мерцающих над камнем огоньках. Камень пользуется уважением у местных жителей. В настоящее время он обихожен, поставлены лавочки, на соседних деревьях развешаны иконки, а сам камень посвящен обретению мощей Серафима Саровского. 3. Обёзова скрижаль, Тейковский район Мифический каменный четырехгранный идол с лицами и надписями, находившийся в селе Обёзово Тейковского района. Его местоположение и происхождение почерпнуто исключительно из местных легенд. 4. Черный камень, Лухский район Существуют многочисленные свидетельства о его существовании в урочище Камень (близ Луха). Его видели и описывали как большой, в рост человека, черно-зеленый валун с искусственными выемками в форме ступеней. Однако опрос местных егерей показал, что те ничего о камне не знают. Сложилась даже легенда, что камень «прячется», не всем показывается. Обнаружению камня препятствуют местные условия — заболоченность, густота леса. 5. Палехский Перун, Палех Камень в виде топора, символа языческого бога Перуна. Расположен на одной из центральных улиц поселка, близ Крестовоздвиженской церкви. Некоторые исследователи обнаруживают на поверхности камня отдельные знаки и даже целые фразы — посвящения древнему божеству. 6. Кочкаровская каменная баба, Ивановский район Предположительно, расположена на берегу пруда у бывшей деревни Кочкарово. Огромный каменный идол, скорее всего, домонгольского периода, известен немногим. В 80-е годы каменную бабу удалось увидеть и сфотографировать ивановскому краеведу Михаилу Смирнову. Однако, по сведениям сотрудников Ивановского музея камня, установить местоположение камня в настоящее время не удалось: возможно, уникальный идол был транспортирован с берега пруда. — Валун, высотой около 3-х метров, был вытащен рабочими из пруда и словно «лежал» на боку, — рассказал мне по телефону в пятницу, 18 июля, краевед Михаил Смирнов. — Камень, честно говоря, производил жуткое впечатление: со скрещенными на груди руками, серого цвета, а на голове сидит уточка. Мне удалось сфотографировать его, но впоследствии валун исчез — он мог быть использован при закладке фундамента одного из домов по береговой линии.   На фото: Камень-находка в селе Никольское


подпишитесь на нас в Дзен