В семейном альбоме Эдуарда – фото Ротару и Винокура

Ивановец почти полвека ведет фотолетопись жизни звезд эстрады – с тех пор, когда они еще только начинали свою карьеру ОТ АВТОРА: 60-летний ивановец Эдуард Бедринский – мой дальний родственник. Я много раз бывал у него дома, но вот его семейный альбом с фотографиями подвернулся мне под руку лишь недавно, 11 марта. Меня очень удивило, что большинство страниц в альбоме занято фотографиями не родственников, а… известных актеров и певцов. Фотографии не из журналов, а простые любительские. Расспросив хозяина, я узнал, что все они сделанные самим Эдуардом в разные годы в Иванове. Причем сам автор этих снимков - не профессиональный фотограф и не корреспондент. Это было его увлечение, можно сказать – хобби. О своих встречах в Иванове со «звездами» - тогда еще молодыми и не столь известными – Эдуард с удовольствием согласился рассказать.   Впервые Ротару приехала в Иваново в 1975 году Фотографией Эдуард начал заниматься в далеком 1963 году, когда родители подарили первый фотоаппарат «Смена» - пожалуй, самый популярный и простой на то время. В 1965 году отец подарил ему уже более серьезную камеру «Зоркий-4». Им Эдуард пользовался почти 10 лет, а потом меня был «Зенит». Самая известная советская зеркальная камера. Снимать на фото «звезд» мужчина начал случайно. - Раньше у артистов охраны не было, никаких «держиморд» на входе. Фотографировать никому не запрещалось,– рассказал мне Эдуард. - Подходи и фотографируй. Как простой зритель, я мог подняться на сцену, встать в сторонке и сделать несколько снимков. Конечно, были знакомые в ивановской филармонии. Подружился с работниками филармонии просто: сунул пару таких своих фотографий с Пьехой – говорят: «Проходи». С 1960-х годов и стали появляться в альбоме юноши первые фотографии артистов. Здесь и Эдита Пьеха, и София Ротару, и ансамбли «Цветы» и «Мелодия», «Сябры» и «Ариэль». - На этом фото София Ротару со своим ансамблем в клубе политпросвещения в Иванове, где сейчас находится колледж культуры. Это 1975 год, – вспоминает Эдуард. - Это был закрытый концерт. Ротару тогда первый раз приехала в Иваново. На концерте был первый секретарь обкома Клюев, он лично на «Волге» привез певицу с вокзала на концерт. Рядом на фото - уважаемые люди города и «блатные» товарищи вроде меня. Перед концертом я подошел к тете Маше, попросил стульчик и сидел в проходе весь концерт.   Снимал Эдуард исключительно для души Рядом со снимками, сделанными из зала, во время выступлений артистов на сцене, соседствуют и «непротокольные» фотографии. Фотограф успевал сделать снимки и принести артисту. - Успевал потому, что артисты тогда не на один день приезжали, а выступали в Иванове по два-три дня. Колесили по районам области, – рассказал мне Эдуард. - Я и успевал. Поснимаю, проявлю, напечатаю. Фотографии сам печатал. И на второй или третий концерт приносил. Или после концерта - в гостиницу. Эдуард приходил в гостиницу к артистам «запросто». Туда так же, как и за кулисы, в гримерку, можно было попасть без проблем. Не как сейчас, когда артисты прячутся за спинами «секьюрити». - Винокур был прост, как жизнь, – улыбаясь, вспоминает Эдуард. - Когда я его фотографировал, то забыл снять крышку с объектива. Он и говорит «Ты эту фигню-то (на самом деле, это было другое слово, нецензурное. – Авт.) сними!». Рядом Илья Олейников сидел. Шел 1981 год, и дело было в клубе меланжевого комбината. Я его тогда и попросил, говорю: наведешь и нажмешь. Так Олейников снял меня и Винокура. Снимал Эдуард исключительно для души. Это был своего рода повод пообщаться с артистом, сфотографироваться вместе, взять автограф (есть в коллекции Эдуарда и они). Хотя, чего греха таить, бывало и по-другому. - Да, был и калым. Редко, но было такое, – рассказал мне Эдуард. – Помню, как-то «Поющие сердца» гонорар за выступление получили. Они и говорят: «Эдуард, давай снимки». Артисты ансамбля тогда уже хорошо меня знали – я несколько раз фотографировал их на концертах. Тогда я 50 рублей заработал. Но это был редкий случай. А так в основном я снимал для души. Потом сам печатал и отправлял фотографии почтой – тем, кто адрес оставлял. Целая пленка у меня с Винокуром есть. Я ему тогда, в 1981 году, напечатал и послал целый пакет, себе честно оставил только одну, где мы запечатлены с ним вместе. Написал на конверте: «Москва. Росконцерт. Винокуру». Надеюсь, дошли.   Звезды менялись на протяжении десятилетий Общение «задавалось» не со всеми «звездами». Эдита Пьеха, например, уже тогда, в 60-х – 70-х годах была звездой первой величины и не очень-то к себе подпускала. - Артисты – тоже люди, и мне было даже интересно наблюдать за тем, как они менялись на протяжении десятилетий. Вот когда я в первый раз фотографировал молодого Глызина, в начале 80-х, все было очень демократично, – рассказывает Эдуард. – Дело было в фойе ивановского драмтеатра. «Леша, можно тебя сфотографировать?» «Да, пожалуйста!». Алексей облокотился на подоконник, и я его щелкнул. Удачный снимок получился. А когда он приезжал года два назад, я стоял у дверей гримерной и ждал довольно долго. Глызин опоздал, и только через администратора мне удалось передать эту старую фотографию. Вместо пропуска, так сказать. Алексей только в дверь выглянул «Ну что, на концерт пойдешь? Мне некогда». Администратор провел меня в зал. Посмотрел я концерт Глызина «на халяву». Ну, и то неплохо. Все фотографии Эдуард делал сам с начала до конца. Сам снимал, сам проявлял пленку, сам печатал. Многим современным любителям фотографии такие действия не знакомы. На смену пленки пришла «цифра». Вот и сейчас Эдуард, как истинный интеллигент, сменивший в свое время множество профессий – от экскурсовода до дворника, планирует купить на свою пенсию хорошую цифровую камеру. А старые фотографии он хоть сейчас готов подарить любимым артистам - в память о молодости, начале карьеры.   На фото: София Ротару в свой первый приезд в Иваново   Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ, Иваново ­­


подпишитесь на нас в Дзен