Как распознать финансовую «пирамиду»?

«В поисках заработка в интернете наткнулся на рекламу финансовой организации. Условия вступления просты: внести некоторую сумму и потом получать невиданные дивиденды. Жена говорит, что это аферисты. Как отличить реальный способ заработать от мошеннической схемы?» 

Вопрос задал Илья, Кемерово (по телефону) 

На вопрос отвечает заместитель начальника ОИОС ГУ МВД России по Кемеровской области Владимир СЕРГЕЕВ: 

«Финансовая пирамида» – финансовая схема, при которой доход держателям долей выплачивается не за счет инвестирования привлеченных средств в производство или рыночные спекуляции, а за счет привлечения все новых инвесторов. «Пирамиды», как правило, создаются путем выпуска ценных бумаг (акций, облигаций, билетов, долговых обязательств или иных их суррогатов) как наиболее удобного и ликвидного инструмента для массового распространения. 

В рамках махинации организаторы финансовой пирамиды какое-то время поддерживают «доходность выше рыночной», с тем чтобы сделать ее максимально привлекательной и обеспечить постоянное расширение финансовой базы. С помощью недобросовестной рекламы и «сарафанного радио» финансовая пирамида позиционируется как высокодоходный и надежный проект вложения средств, обладающий солидными гарантиями. 

Исчерпав возможности для привлечения новых участников (пайщиков, вкладчиков), финансовая пирамида неизбежно рушится. При этом организаторы схемы присваивают значительную часть денежных средств, а инвесторы, вложившие в нее свои деньги, остаются с ничего не стоящими бумажками на руках и несут всю тяжесть денежных потерь. 

На этапе «строительства» пирамиды её организаторы редко прямо нарушают законодательство. Как правило, полиция получает легальный повод вмешаться в деятельность финансовых пирамид лишь на той стадии, когда вернуть деньги вкладчиков уже невозможно. Поэтому потенциальному инвестору необходимо уметь самостоятельно определять, в какие финансовые компании стоит вкладывать деньги. 

Существует ряд косвенных признаков, по которым несложно определить финансовую пирамиду: 

1. в рекламе пирамиды гарантируется огромная, неправдоподобная доходность (значительно выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, под которую деньги привлекают банки и крупный бизнес); 

2. в рекламе создается ореол очень профессиональной финансовой организации, принципов работы которой обывателю все равно не понять – нужно просто доверять создателям; 

3. организаторы фирмы-пирамиды занимаются в основном продвижением бренда, заботятся о популярности среди населения, о реальных же проектах ничего не сообщается; 

4. «верхушка» пирамиды, как правило, анонимна (хотя бывают и исключения, при которых у пирамиды есть «первое лицо», призывающее доверять лично ему); 

5. для участия достаточно минимальной суммы вложения – таким образом компания может охватить максимальную аудиторию, и при развале люди легко смирятся с утратой. 
То же можно сказать о банках, привлекающих вклады населения под неожиданно высокие проценты. Как правило, это является признаком готовящегося банкротства и означает, что руководство банков пытается решить личные финансовые проблемы в преддверии банкротства за счет вкладчиков. 



подпишитесь на нас в Дзен