Я полностью погасил долг, но спустя время банк сообщил, что я должен заплатить пени
Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:
- В настоящее время возникает много спорных моментов между клиентом и финансовой организацией. Не всегда стороны сами могут договориться. Зачастую конфликт доходит до судебных разбирательств. Чаще всего претензии костромичей касаются взаимоотношений с банками и страховыми компаниями.
Помочь костромичам, причем бесплатно, сможет финансовый уполномоченный. Он же финомбудсмен.
Уже с декабря 2018 года в России появится Служба финансового омбудсмена, или финансового уполномоченного. Сотрудники этой организации будут помогать частным клиентам финансовых организаций решать споры с компаниями, не обращаясь в суд.
Согласно закону, финансовый уполномоченный сможет рассматривать только имущественные споры граждан с финансовыми организациями, при которых граждане требуют выплатить им не больше 500 тыс. рублей. По спорным вопросам, связанным со страховыми выплатами по ОСАГО, ограничений не будет.
Подать обращение омбудсмену можно будет и на бумаге и в электронном виде – в том числе через портал Госуслуги, также заявления будут принимать и в многофункциональных центрах.
Закон предусматривает для клиента финансовой организации трехступенчатую схему действий и устанавливает жесткие сроки на рассмотрение спора.
Порядок обязывает финансовые организации в определенные сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться ее решить. Поэтому граждане должны сначала обратиться за урегулированием спора в саму финансовую организацию.
Если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному. Он помогает гражданину урегулировать спор с финансовой организацией – в таком случае между ними оформляется соглашение.
При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение, которое будет обязательным для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении.
Если решение финансового уполномоченного или соглашение сторон об урегулировании споров не исполнено, то финансовый уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдает специальное удостоверение для принудительного исполнения решения.
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу. Хочу уточнить, что обращение к омбудсмену до подачи иска в суд будет обязательным.
И ещё совет: во избежание таких неприятных ситуаций после внесения последнего платежа заемщику следует написать заявление на закрытие кредитного счета и запросить подтверждение того, что кредит погашен в полном объеме, с печатью кредитной организации и подписью сотрудника банка.