Банки просматривают данные клиента в социальных сетях перед выдачей кредита?
Александр НЕЧАЕВ, г. Кострома (по телефону)
Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:
- Решающего действия в принятии банком решения о выдаче кредита информация из социальных сетей заемщика не несет.
У всех кредиторов есть свои системы оценки заемщиков. Называется они кредитным скорингом. То есть банки анализируют обратившихся к ним клиентов для того, чтобы спрогнозировать, на сколько аккуратно они будут погашать свои задолженности. Каждый кредитор сам для себя решает, какие дополнительные сведения о клиенте ему нужны. Собирать эти сведения банки могут не только по кредитным историям и анкетам заемщиков, но и, в том числе, и по данным в социальных сетях.
Другое дело, что не вся информация для кредитора одинаково важна. Разумеется, какой бы не была информация из социальных сетей, по своей важности она не сравнится с кредитной историей заемщика или с величиной его заработка, местом работы, стажем, семейным положением, предельной кредитной нагрузкой. Каждой характеристике клиента скоринговая система присваивает свой балл. В итоге складывается общий балл заемщика – этот балл как раз и влияет на принятие банком решения о выдаче кредита и о ставке по нему.
И если для банков информация из социальных сетей может пригодиться, как дополнительная характеристика заемщика, то для мошенников ваши аккаунты – это просто находка. Любые сведения о вас могут быть использованы ими для того, чтобы выманить ваши личные данные. Особенно не безопасно выкладывать на всеобщее обозрение фото документов, банковских карт, суммы ваших доходов. Да и вообще к своей «публичности» нужно относиться разумно и внимательно. Например, при приеме на работу кадровики многих серьезных компаний обращают внимание на странички в социальных сетях своих будущих сотрудников.