В Новгороде суд оправдал мужчину, который обвинялся в убийстве двух женщин в 1999 году

В Новгороде суд оправдал мужчину, который обвинялся в убийстве двух женщин в 1999 году
О преступлении, совершённом в доме по улице Кочетова областного центра, стало известно 5 мая 1999 года. В этот день в одной из квартир обнаружили двух изрубленных топором, мёртвых женщин: 72-летнюю мать и её 47-летнюю дочь. И была одна особая отметина: к ногам младшей из женщин преступник поставил вазу с цветами – двумя гвоздиками: накануне эта женщина отмечала свой день рождения.

В те годы была проделана определённая работа по изобличению преступника.

Среди оказавшихся в сфере интересов сотрудников правоохранительных органов оказался и не совсем посторонний этому дому человек: 25-летний Александр Крылов, который ранее уже был судим, а в те годы жил с девушкой – родственницей погибших.

От неё Крылову стало известно о том, что в квартире тех женщин должна храниться значительная сумма: их родственник (брат младшей из погибших женщин) работал тогда в Якутии, но некоторое время назад приезжал в Новгород с целью приобретения квартиры. Хотя сделка купли-продажи совершена не была, и мужчина вернулся в Якутию, деньги на покупку квартиры – 6 тысяч долларов – он оставил у сестры, намереваясь вернуться и приобрести-таки квартиру в Новгороде. Сестра и была убита 5 мая 1999 года.

После отъезда этого человека из Новгорода, 19 марта 1999 года, на квартиру было совершено первое нападение. Проникнув в помещение, воры обыскали жилище, но тайник с деньгами не нашли, забрали лишь сравнительно небольшую сумму. Тем не менее по факту кражи возбудили уголовное дело.

Убийство женщин было совершено спустя полтора месяца после кражи.

Отработав круг общения погибших, сотрудники правоохранительных органов получили показания некоего Вадима С., приходящегося родственником погибшим, который, отрицая осведомлённость по части убийства, признался, что участвовал в краже из этой квартиры – вместе с Крыловым. И по его предложению. На допросе говорил, что, перерыв всё, больших денег они не нашли. Взяли, что попалось под руку: несколько сотен рублей.

Позднее за кражу из квартиры обоим суд вынес обвинительный приговор. Но Крылову был назначен реальный срок, а Вадиму С. – условный.

А вот что касается двойного убийства, дело в суд не направили, посчитав, что доказательств причастности кого бы то ни было, в том числе и Крылова, недостаточно.

Отсидев срок и освободившись из «учреждения», Крылов совершил ещё одно преступление – «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». Сугубо бытовое преступление на почве алкогольных возлияний. Вновь был назначен реальный срок.

Таким образом, дороги Крылова и его девушки – родственницы погибших – разошлись. После того как он отправился в колонию, она уехала из Новгорода и поселилась в Москве.

Расследование дела о двойном убийстве на улице Кочетова было приостановлено на долгие годы. Его возобновили только в 2022 году. Были проведены дополнительные экспертизы, в том числе и одорологическая (запаховая): объектом исследования стала фуражка, похожая на милицейскую, которую, полагало следствие, преступник специально натянул на голову, чтобы хозяйка квартиры, приняв его за сотрудника милиции, явившегося по делу о краже, открыла ему дверь. В 1999 году эта фуражка была выдана ещё одним человеком, проходившим тогда в качестве свидетеля по делу: общим другом Крылова и Вадима С. – Алексеем Н. Эксперт сделал вывод о том, что запаховые следы на фуражке принадлежат Крылову. Вновь была допрошена и его бывшая сожительница. По её показаниям, о том, что совершил убийство, Крылов ей не говорил, но фактически исчез из её жизни сразу после преступления.

22 декабря 2022 года Крылов был арестован и находился в следственном изоляторе до сегодняшнего дня.

По итогам второго этапа расследования ему было предъявлено обвинение в двойном убийстве. Следствие полагало, что, проникнув в квартиру благодаря надетой на голову милицейской фуражке, но так и не получив информации о «тайнике», Крылов нанёс удары топором по голове хозяйки. От полученных травм женщина скончалась. Как раз в этот момент в квартиру вошла мать уже убитой женщины. Ей тоже были нанесены множественные удары топором по голове. Следствие полагало, что преступник убил её как очевидца злодеяния.

Ни в 1999-ом, ни в 2022-24 годах сам Крылов вину в убийстве женщин не признавал. Ту же позицию изложил и в суде, заявив, что его друзья – уже упоминавшиеся Вадим С. и Алексей Н. – планировали похитить-таки деньги, которые оставались в квартире. Крылов согласился довезти обоих до дома на Кочетова. Но сам оставался в автомобиле, когда друзья вошли в подъезд. Дождался одного только Вадима С. Когда тот вышел из подъезда, довёз его до остановки автобуса: тот торопился на работу. А Алексей Н. – уже один – остался на месте происшествия. О том, чем он занимается, Крылов, по его словам, у Вадима С. не спрашивал.

Допросить Вадима С., и Алексея Н. уже невозможно: они умерли.

Адвокат Константин Пакин проанализировал показания, которые мужчины давали в 1999 году. Алексей Н., в частности, утверждал, что сам он в доме, где совершено убийство, не был. Но именно 5 мая 1999 года к нему приехал Крылов с полиэтиленовым пакетом и передал ту самую фуражку и дамские часы. И то, и другое было передано следствию и стало вещественным доказательством. Кроме того, отчим Алексея Н. дал показания о том, что в кладовке своей квартиры нашёл завёрнутый в женский плащ окровавленный топор. Жена пояснила, что этот топор принёс её сын Алексей Н. Этот топор тоже стал вещественным доказательствам.

В связи с этими показаниями у адвоката Пакина возник вопрос: если убийство, действительно, совершил его подзащитный, зачем потребовалось хранить улики и передавать их Алексею Н.? Логичным было бы их уничтожить – самостоятельно. И как получилось так, что топор, которым совершено убийство, оказался всё у того же Алексея Н.?

На это адвокат обратил внимание во время прений. В целом же, его позиция по делу была такой:

– Из материалов уголовного дела видно, что на одежде и обуви Крылова следов крови потерпевших не обнаружено, изъятые с места убийства резиновые перчатки запаховых и потожировых следов не имеют, принадлежность их Крылову не установлена, на часах и фуражке потожировых следов Крылова не обнаружено, след обуви, изъятый на месте происшествия, Крылову не принадлежит. Отпечатков пальцев его рук в квартире нет. Остаётся один оговор – со стороны Алексея Н. (в материалах дела от 1999 года есть показания Вадима С., которые он дал после приговора по краже, после которого сам получил условный срок, а Крылов – реальный, о том, что Алексей Н. говорил ему о том, что сам Крылов признался последнему в убийстве женщин – А.К.).

Адвокат просил суд вынести оправдательный приговор, сторона обвинения – назначить 15 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

В своём последнем слове Крылов просил суд быть объективным.

Сегодня, 24 апреля 2024 года, Новгородский районный суд огласил крайне редкий в практике российского судопроизводства приговор: оправдать Александра Крылова. После почти полутора лет в следственном изоляторе мужчина вышел на волю.

Кстати, освободившись в 2008 году из колонии в последний раз, пятнадцать лет после этого Крылов трудился на одном и том же предприятии плавильщиком (до задержания в 2022 году работал бригадиром). Никаких нареканий к нему не было. За это время обзавёлся семьёй, у него родились двое детей.

Скорее всего, приговор ещё будет обжалован в порядке апелляции.

…А деньги, те самые 6 тысяч долларов, которые и были целью нападения, позднее были найдены в этой квартире, но в таком месте, где найти их, действительно, было трудно. Впоследствии их отдали владельцу.

Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: автор