Кровавая дорога: из Великого Новгорода в Санкт-Петербург

Кровавая дорога: из Великого Новгорода в Санкт-Петербург
Подберезье. Неподалёку от места преступления.
В одной машине оказались трое мужчин, отправлявшихся на службу в зону специальной военной операции, и человек гораздо старше по возрасту с криминальным прошлым. До территории СВО он не доехал: в ближайшее время его отправят в одну из исправительных колоний области.

История, случившаяся вечером 26 июня 2024 года в деревне Подберезье, получила большой общественный резонанс и широкое обсуждение в социальных сетях.

Первая информация появилась в ВК-сообществе «ЧП 53 Великий Новгород. Новости». Тогда ещё ничего толком не было понятно, но жители Подберезья, выложившие сообщение в соцсеть, знали точно одно: только что около местного магазина «Пятёрочка» между пассажирами такси, ехавшими в направлении Санкт-Петербурга, произошла поножовщина. Один из мужчин серьёзно ранен, а того, который нанёс удар, «скрутили» очевидцы происшествия.

Сразу же появился и «вброс» о том, что все пассажиры такси возвращались со службы в зоне специальной военной операции.

Эта версия вскоре была развеяна родственниками пострадавшего, подключившимися к обсуждению ситуации.

В 01:26 ночи 27 июня 2024 года Ирина С. написала: «Не выдумывайте! Пострадавший – это доброволец из Новгорода! Он ехал не с СВО, а на СВО – защищать страну... А какой-то (...) взял и ударил человека ножом. Причём этот человек (который ранил моего кума) кричал, что он уже сидел за убийство. И еще отсидит. Так что не надо тут выдумывать, что они вместе служили и что-то не поделили. От того, что произошло сегодня, мы все в шоке. Человек лежит в реанимации».

Позднее ситуацию прокомментировала и супруга пострадавшего Екатерина М.:

«С чего вы взяли, что мой муж – бывший з/к? Он никогда не сидел. Абсолютно здравый и законопослушный человек. Ехал на СВО по своему внутреннему убеждению».

Только после этого характер обсуждения вошёл в приличествующую ситуацию канву. Люди высказывали сочувствие родственникам и желали скорейшего выздоровления пострадавшему. Всё новые комментарии под постом появлялись ещё несколько дней. 27 июня жительница Новгорода Татьяна Н. напрямую обратилась к супруге потерпевшего: «Екатерина, операция прошла успешно?».

Та ответила коротко: «Да».

Потом был задан ещё один вопрос: «А за что вашего мужа ударили ножом?».

«Просто так…», – ответила женщина. И это, оказалось, чистая правда.

* * *

Позднее стали известны все детали дикого происшествия. Все четверо непосредственных участников событий в Подберезье заключали контракт на службу в зоне специальной военной операции. Знакомы между собой ранее не были.

Днём 26 июня 2024 года все явились в новгородский военкомат, где им сообщили, что для прохождения службы сначала их отправят в военную часть, расположенную в Санкт-Петербурге.

Для перевозки новобранцев вызвали такси. Приехал мужчина на автомобиле «Лада веста».

На переднее сиденье сел тот, который впоследствии получил ранение.

Остальные трое разместились сзади. В центре оказался самый старший – 59-летний житель Пестовского района Александр Смирнов. К этому времени он уже был изрядно пьян. В тот день, по собственному признанию, «выпил около бутылки водки с соком».

Автомобиль тронулся. Без всяких приключений проехали весь Новгород, выбрались на трассу. Как говорили все участники тех событий, «по пути следования иногда обменивались фразами, конфликтов не возникало, оскорбительными словами никто не высказывался».

Вдруг, уже за городом, Смирнов принялся «капризничать»: стал требовать у водителя, чтобы тот остановился возле какого-нибудь магазина – Смирнову срочно понадобились кефир и сигареты.

Водитель предлагал мужику посмотреть на дорогу: ну, где ты видишь здесь магазин? Урезонить «кефиромана» попытался и мужчина, сидевший рядом с шофёром. Как позднее подчёркивали участники поездки, никакой агрессии по отношению к старшему товарищу не было. И шофёр, и пассажир с переднего сидения просили Смирнова лишь потерпеть: появится вот на горизонте какой-нибудь магазин, тогда машину и остановят.

Но тот, по воспоминаниям прочих пассажиров «Лады», «продолжал что-то бурчать».

Между тем, машина доехала до Подберезья. Когда на пути показался магазин, водитель сразу же свернул к нему. Подъехал. Остановился. И именно в этот момент, когда, казалось бы, цель была достигнута, Смирнов вытащил из своего вещмешка нож и ударил им мужчину, сидевшего на переднем пассажирском сидении. Из шеи брызнула кровь.

* * *

Реакция была молниеносной. И пассажиры, и водитель такси навалились на агрессора, выбили из руки нож, которым, кстати, он вторично замахивался, пытаясь снова нанести удар, а самого – вытащили из машины. В этот момент они отчётливо расслышали одно слово возмутителя спокойствия: «Убью!».

Сразу же сообщили о ЧП в правоохранительные органы. На улице мужчину отпустили, но внимательно за ним наблюдали – чтобы не сбежал до приезда полиции.

Раненый мужчина самостоятельно вышел из машины, разорвал свою футболку и зажал ею рану.

Его спутники сделали всё для спасения жизни. Медиков уже вызвали, но один из мужчин заметил проезжавшую мимо машину «скорой помощи». Стал отчаянно «голосовать». Автомобиль затормозил. Увидев окровавленного человека и поняв, в чём причина остановки, раненого положили на носилки, погрузили в салон и доставили в Новгородскую областную клиническую больницу, врачи которой немедленно приступили к операции.

Вскоре к месту ЧП прибыли сотрудники и полиции, и следкома, которые начали работать с агрессором.

– Хотя впоследствии обвиняемый стал говорить, что практически не помнит обстоятельств совершения преступления, – рассказал следователь Новгородского межрайонного следственного отдела регионального СУ СК Шамсудин МУРТУЗАЛИЕВ, – в момент задержания он не производил впечатление очень пьяного человека: крепкий, физически развитый мужчина. Сказал, что обиделся из-за того, что его просьбу об остановке машины долгое время игнорировали. Тот факт, что именно он нанёс ножевой удар пассажиру такси, не отрицал. Были проведены и очные ставки: как с потерпевшим, так и с очевидцами преступления.

Поскольку ранение пришлось в жизненно важный орган, действия Смирнова квалифицировали как покушение на убийство.

До зоны СВО он не доехал: сразу же после совершения преступления был помещён в новгородский следственный изолятор, в котором находится и по сию пору.

– К моменту судебного процесса, – рассказала государственный обвинитель Татьяна НАУМОВА, – мужчина хорошо изучил Уголовный кодекс и стал настаивать на том, что его действия следует квалифицировать не как покушение на убийство, а как умышленное причинение лёгкого вреда здоровью: ведь потерпевший, мол, выжил, да и убивать его – не хотел. Но нельзя не признать: раненому невероятно повезло – если бы клинок ножа перебил артерию, всё могло бы закончиться намного печальнее. В этом случае трагический исход не наступил только благодаря своевременно оказанной медицинской помощи. Свои показания в суде лично дали только два человека: сам Смирнов и водитель такси. Оба очевидца преступления и поправившийся после ранения потерпевший к этому времени уже убыли в зону специальной военной операции, поэтому суд воспользовался их показаниями периода предварительного следствия. Что же до водителя, то, рассказав обо всём, чему был свидетелем, мужчина сказал, что уволился из таксомоторной службы – всё, что случилось в Подберезье, для него стало настоящим шоком.

– Правда ли, что в прошлом Смирнов уже был судим за убийство?

– Да, в 2002 году Басманный районный суд Москвы признал его виновным в грабеже и убийстве и назначил 8 лет лишения свободы. Но к настоящему времени эта судимость уже погашена.

Как сообщила руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария ВОРОБЬЁВА, по итогам рассмотрения уголовного дела был сделан следующий вывод: «О наличии у Смирнова умысла на убийство свидетельствует орудие преступления – нож; характер причинения телесного повреждения – в шею, то есть в область расположения жизненно важных органов, магистральных сосудов и нервов, с раневым каналом в 10 сантиметров; последующие действия Смирнова, который пытался нанести ножом второй удар потерпевшему в область шеи».

За покушение на убийство человека Новгородский районный суд назначил 59-летнему Александру Смирнову 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Обстоятельством, отягчающим наказание, признан факт совершение преступления в состоянии опьянения.

Из приговора суда:

«Именно нахождение Смирнова в момент рассматриваемых событий в состоянии алкогольного опьянения существенно повлияло на совершение им преступления, ослабило самоконтроль, критику к своим действиям и их возможным последствиям».

За осуждённым остаётся право апелляционного обжалования приговора.

Алексей КОРЯКОВ,
Новгородский район



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Наталья Кивест