Дружелюбная среда: на перекрестке интересов школы и города

Как живут незрячие сверстники? Школьники «примерили» ситуацию на себя.
Владимирское областное отделение Всероссийского общества инвалидов весь учебный год проводило со школьниками и студентами колледжей и вузов, а также с их родителями и педагогами, занятия по этике общения с особенными людьми.

Этот большой проект назывался «Инклюзивная среда - дружелюбная среда» и был поддержан Фондом президентских грантов.

- Этот проект стал логическим продолжением проекта «Дружелюбная среда - профилактика трудных жизненных ситуаций», который мы реализовывали в 2023 году. Уже тогда мы говорили о том, что главным условием инклюзии является безопасное и дружелюбное окружение, которое формируют одноклассники, учителя и просто близкие – родные, друзья – инвалидов. Специальное оборудование, обучающие адаптированные программы – все это добавляется потом. И вот как раз знаний о том, как живут инвалиды, что они испытывают и переживают, у нормотипичных людей очень немного, - говорит руководитель проекта и областной организации Всероссийского общества инвалидов Галина Мизелева.

Именно понимание того факта, что системной работы по просвещению в вопросах взаимодействия с людьми с инвалидностью во Владимирской области нет, и привело команду проекта в учебные заведения, ведь именно в детских коллективах начинается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в сознании подростков не сформирован позитивный образ одноклассника с инвалидностью, а большинство учащихся и учителей не считают таких детей равными членами коллектива, делают акцент на отличиях, а не на интеграции их прав и возможностей.

- К сожалению, это сложная социальная реальность современной школы. Учащиеся зачастую недостаточно информированы о людях с ограниченными возможностями здоровья, у подростков отсутствуют навыки общения с детьми-инвалидами, а в школе нет занятий, которые помогли бы понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними, - считает Галина Мизелева, и с ней, на самом деле, согласны многие: и взрослые, и непосредственно дети.

Что сделала команда проекта? Чтобы устранить проблемы негативного отношения к людям с ОВЗ, в школах, колледжах, техникумах и вузах была организована серия интерактивных занятий, которые провели люди, непосредственно вовлеченные в инклюзию. Дети и подростки открыто пообщались с инвалидами по слуху, зрению, с проблемами опорно-двигательного аппарата. Причем в возможности задать вопросы ребят никто не ограничивал. На все, что их интересовало, спикеры отвечали прямо и без стеснений – как есть. И одно только это уже очень подкупало.

Оказалось, что в отношении простого быта людей с инвалидностью молодежь не знает очень многого, но всем эта тема действительно интересна. Например, одна девочка спросила неслышащего тренера проекта Наталью Амплееву, как же та утром просыпается, ведь будильник она не слышит. Предложив ребятам сначала самим пофантазировать на эту тему, Наталья пояснила им потом, что существуют специальные вибробудильники: кладешь такой под подушку или надеваешь на руку – и в нужное время просыпаешься, потому что чувствуешь его «звонок».

И таких интересных бытовых вопросов была масса.

Распознавание речи - задача не из легких. 

На встречи со школьниками и студентами приходили также психологи, педагоги, работающие с особенными людьми. Понять ощущения человека с ограничениями по здоровью они предлагали в том числе через «погружение в инклюзивную среду» с помощью специального инвентаря: масок, наушников, беруш, тактильных игр, оборудования для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.п. Пробуя, к примеру, в светонепроницаемой маске дойти с тростью из одного угла класса в другой, студенты через собственные ощущения поняли трудности, которые испытывают их слепые ровесники.

- Такие эксперименты с физическими ограничениями дали подросткам и молодежи понимание потребностей инвалидов с разными нарушениями здоровья. Наша инклюзивная команда учила ребят толерантно относиться к особенным сверстникам, дружить с ними и помогать им, знакомила их с несложным набором правил инклюзивного общения, - объясняет Галина Мизелева. – Кстати, полноценное общение с одноклассниками равно полезно и подросткам с ОВЗ: оно помогает им почувствовать себя частью коллектива, а впоследствии – адаптироваться в окружающем мире.

Попробуйте собрать пазл, когда руки «не слушаются». 

Отдельно в рамках проекта впервые была поднята тема взрослых стареющих родственников. На своих личных примерах команда проекта объясняла школьникам и студентам, что старение – процесс многомерный, и чаще всего в центре внимания оказывается именно медицинский аспект поздневозрастных изменений. Стареющие родственники требуют особого отношения, заботы и любви, и эта ситуация абсолютно нормальна: с ней так или иначе встречаются все семьи. Тренеры проекта учили ребят смотреть на окружающее глазами своих бабушек и дедушек, прорабатывали разные физические и психологические ситуации, связанные с пожилыми людьми. И надо сказать, этот пласт лекций-встреч нашел большой отклик в сердцах детской аудитории. Его однозначно решено продолжать и в новых проектах, об этом просили даже сами ребята.

Разговор о том, какая помощь нужна стареющим родственникам. 

Итогом проекта стала масштабная конференция «Инклюзивная среда зависит от меня», она прошла 11 апреля во Владимирском техникуме экономики и права. Участие в ней приняли заинтересованные темой инклюзии представители НКО, образовательных организаций, министерств, родительских сообществ, студентов-волонтеров. Галина Мизелева как лидер проекта рассказала об основных этапах его реализации и о достижениях. Она представила команду, в которой состоят на равных люди с ограниченными возможностями здоровья, и отметила эффективность вовлечения их в качестве равноправных участников в тренинги, в том числе мотивирующие окружающих на жизненный успех, несмотря на разные обстоятельства.

Галина Станиславовна подчеркнула, что искренняя вовлеченность тренеров проекта Светланы Неплох, Натальи Амплеевой, Максима Зимина, Анны Мещеряковой, Марии Хохловой, Ольги Татариновой и других участников команды позволили сделать занятия яркими, неповторимыми и с акцентом на практику.

Важным итогом конференции стало понимание того, что, чтобы сделать жизнь комфортной, общество - дружелюбным, а людей - внимательными к каждому нуждающемуся, необходимо объединить усилия представителей разных поколений, направлений деятельности, подведомств, власти, сообществ, потому что инклюзивная среда зависит не только от программ и указов, но и от ежедневных поступков каждого из нас. Так, руководитель Координационного ресурсного центра поддержки НКО Владимирской области Наталия Пугаева, сама мама ребенка с инвалидностью, подчеркнула, что родители особенных детей обязательно должны включаться в занятия и инклюзивный досуг – прежде всего для обмена опытом. Логика очень проста: родители, которые воспитывают ребенка-инвалида, знают его лучше всех и, следовательно, могут помочь ему социализироваться, наладить контакт и со сверстниками в школе, и в любом другом обществе.

- Инклюзивная среда действительно зависит от нас самих. Мы объединяемся в некоммерческие организации и группы по интересам не только ради детей, но и ради себя. Важно показать, что родители особенных ребятишек могут стать ресурсом для других родителей. Многие из нас уже имеют огромный опыт и могут что-то подсказать, посоветовать тем, кто только встает на этот путь. Инклюзия – это не что-то далекое и неизвестное, а то, с чем каждый десятый житель планеты Земля сталкивается ежедневно, - сказала Наталия Пугаева. - У каждого человека с ОВЗ есть своя уникальная совокупность интересов, талантов, достижений и мечтаний, и эти люди с особенными потребностями могут и должны иметь реальную возможность выбирать и созидать то, что у них получается лучше всего, быть самореализованными и востребованными.

Успешные практики по человечному и деликатному отношению к людям с ОВЗ на сегодняшний день есть во Владимире в школах №11 и №25, педагогическом колледже, техникуме экономики и права, ВлГУ. Все это истории, достойные тиражирования. А умение контактировать и поддерживать тех, у кого особенные потребности - это уровень развития нашего общества, показатель его зрелости и цивилизованности. К сожалению, никто не застрахован от того, что в его близком окружении может появиться такой человек. Научить других с детства помогать мягко, тактично и вежливо, не задевая личное достоинство и пространство, - вот цель, которую стоит продолжать из года в год.

Оксана САВЕНКОВА



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Фото ВОО ВОИ.