В Новгороде провозглашён приговор участникам ОПГ, действовавшей в «нулевых» годах
В «нулевых» годах все эти люди входили в банду, лидером которой являлся Андрей Петровский, в миру – Реча. В 2008 году, когда с подачи тогдашнего полпреда по СЗФО Ильи Клебанова началась декриминализация региона, он бежал из Новгорода и из России и в настоящее время скрывается на территории Украины, (правоохранительные органы задерживали там Речу в 2010 году, но в экстрадиции в Россию было отказано). По сей день Петровский числится в международном розыске.
Его банда, в свою очередь, входила в криминальное сообщество, возглавляемое Николаем Кравченко – Колей Бесом (покончил с собой в СИЗО Киева в январе 2014 года, после удовлетворения ходатайства об его экстрадиции в Россию).
Двое из людей, оказавшихся на скамье подсудимых Новоблсуда, – Сергеев и Орлов – ранее уже были осуждены за убийства, и в данный момент отбывают наказания. Сергеев по кличке Минога признан виновным в расстреле предпринимателей Валерия Дюкарева и Дмитрия Никифорова. За это 3 августа 2015 года Новоблсуд приговорил его к 22 годам и 9 месяцам лишения свободы. Приговор Орлову вынес Новрайсуд: 20 марта 2019 года за убийство предпринимателя Сергея Данилова ему назначено 9 лет и 10 месяцев колонии.
Остальные были взяты под стражу после возбуждения этого дела – в марте 2023 года. При этом у Козлова, который в «нулевых» слыл «оружейником» группы, и при задержании в 2023-м, когда банда уже прекратила свою активную деятельность, был изъят незаконно хранившийся пистолет с глушителем. Так что, у него, в отличие от подельников, – на одну статью больше.
* * *
Ныне, наряду с участием в бандформировании, эти люди обвинялись в убийстве владельца помещений бывшего завода «Волна» Юрия Куприянова и лесозаготовителя Виктора Крылова.
Следствие пришло к выводу, что именно по указанию Петровского были совершены расправы над обоими предпринимателями, чья коммерческая деятельность входила в противоречие с бизнес-интересами самого Речи.
По ходатайству обвиняемых, дело рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей.
В самом начале процесса, обращаясь к ним, государственный обвинитель Георгий Жуков сказал:
– В недавнем прошлом организованная преступность вольготно чувствовала себя в Новгороде. Практически все коммерсанты платили им дань за «крышу». Петровский сколотил свою банду, действовавшую под прикрытием частного охранного предприятия «Скорпион», в 2001-02 годах. На протяжении нескольких лет её участники совершали убийства заказного характера, стремясь устранить конкурентов и подмять под себя их бизнес. В банде Петровского нет случайных пассажиров – тех, кого использовали вслепую. Все были осведомлены о преступных целях своего босса. Каждый из тех, кто находится на скамье подсудимых, причастен к убийствам в составе банды. Речь идёт не о рядовых преступлениях, погибшие – не случайные жертвы. Подсудимым вменяются убийства заказного характера, которые были тщательно спланированы и реализованы с привлечением сразу нескольких сообщников, каждый из которых сыграл свою роль.
* * *
Убийство Куприянова было одним из самых громких преступлений «нулевых». Средь бела дня, 21 июля 2002 года, к магазину на улице Фёдоровский ручей, где закупался предприниматель, подъехал мотоцикл с двумя людьми. Они подождали, когда Куприянов выйдет из магазина, а потом тот, который находился на позиции пассажира, открыл огонь на поражение.
По версии следствия, за рулём мотоцикла был Козлов, а стрелял – Сергеев. Пули попали в грудь, живот и голову, не оставив человеку ни единого шанса на спасение.
Хотя у того преступления были очевидцы, никто из них не мог рассмотреть лиц преступников: их скрывали мотошлемы с затонированными стёклами-визорами.
Но уже в те годы бытовала версия, что убийство носит «коммерческий характер». В среде предпринимателей было известно о том, что Куприянов сдал помещение «Волны» в аренду сети «Эльдорадо», занимающейся реализацией бытовой техники. А у Петровского был свой магазин аналогичного профиля – «Эксперт». Поскольку ассортимент «Эльдорадо» был намного богаче, а цены – ниже, организация в Новгороде такого магазина входила в явное противоречие с интересами Петровского.
Спустя некоторое время после убийства Куприянова сожгли и сам магазин «Эльдорадо». Конкурент был устранён. В Великий Новгород сеть вернулась по прошествии более пятнадцати лет.
* * *
Второе убийство, которое было вынесено на суд присяжных, – расстрел лесозаготовителя Крылова, совершённый 27 января 2005 года неподалёку от деревни Скит Демянского района, где находилась делянка предпринимателя.
Следствие пришло к выводу, что Петровский, бизнес-интересы которого простирались и на лесозаготовительную отрасль, руками «братков» решил устранить конкурента. Есть данные о том, что члены группировки Рыбаков и Орлов приезжали к Крылову на дом и передавали ультиматум. Но согласиться с их условиями и свернуть бизнес тот отказался.
После чего в Демянский район, на двух машинах, отправились четверо: Сергеев, Заботин, Рыбаков, Орлов.
Дождавшись на неприметной лесной дороге автомобиль Крылова, из машины, за рулём которой сидел Орлов, вышел Заботин с обрезом охотничьего ружья в руках и произвёл два прицельных выстрела: в грудь и в голову – насмерть.
В автомобиле Крылова находились двое сыновей предпринимателя: одному было 16, другому только что исполнилось 18 лет. Их преступники не убили. Но, как полагает сторона обвинения, не из соображений гуманизма, а лишь потому, что обрез был двузарядным, и обе пули выпущены по самому Крылову.
Когда об убийстве стало известно в полиции, сыновья Крылова указали марку и цвет машины, на которой подъехали преступники. Но ни машина, ни киллеры тогда найдены не были.
Как ныне известно, уйти безнаказанными бандитам помогла уловка, характерная для тех лет. Подъехав к месту преступления на машине, которая «засветилась» в момент убийства, потом преступники доехали до точки, где в другой машине их ждала «группа прикрытия» – сообщники Сергеев и Рыбаков – и пересели в их автомобиль, чтобы не попасться при организованном полицией по тревоге мероприятии «План-перехват». На машине, не фигурировавшей ни в каких сводках, все четверо добрались до Новгорода.
– При организации этой расправы, – добавил Георгий Жуков, – преступники прибегли к ещё одной хитрости. Если все прочие убийства члены новгородской ОПГ совершали, используя либо пистолеты, либо автоматы Калашникова, здесь на вооружение был взят обрез. Сделано это было с той целью, чтобы выдать заказное убийство за «разборку» местных жителей.
* * *
Импульсом к расследованию этих преступлений стала нашумевшая явка с повинной другого криминального авторитета тех лет – Алексея Неука (отбывает 23 года лишения свободы за организацию поджога «Агентства недвижимости №1» в 2005 году), который то ли уверовав в Бога, то ли опасаясь, что его 23-летний срок может превратиться в пожизненный, дал показания о целом ряде убийств, совершённых в Новгороде в «девяностые-нулевые». В том числе и о тех, которые на совести участников «группы Петровского».
– Неук, доставленный в Новоблсуд из Владимирской области, где отбывает наказание, подтвердил все свои показания периода предварительного следствия, – рассказал Георгий Жуков. – Будучи человеком, приближенным к Кравченко, он был в курсе всех криминальных событий, происходивших в области в те годы. В ходе допроса в суде он сказал, что был хорошо осведомлен о каждом из убийств, вменённых участникам группы Петровского. Описал их детали. Более того, по показаниям Неука, уже после того, как Петровский и Кравченко бежали из России, он ездил к ним на Украину, чтобы обсуждать новгородские дела. В ходе одной из таких поездок, кстати, в 2009 году, было принято решение об убийстве директора компании «Дюк-авто» Валерия Дюкарева, который отказался платить за «крышу». Напомню, виновным в этом преступлении признан Сергеев. Кроме Неука, изобличающие показания дали и двое членов его группировки – Андрей Маслаков и Владимир Мостяев, которым приговор был вынесен чуть раньше – 29 апреля 2025 года.
Суд допросил и одного из сыновей расстрелянного Крылова. В ходе опознания человека, стрелявшего по его отцу из обреза, тот попросил всех обвиняемых закрыть верхнюю часть лиц (в момент расстрела киллеры были в шапочках). Когда те это сделали, мужчина указал на Заботина: «Это он».
Примечательно, что на следствии один из участников группы – Сергеев – давал признательные показания, но к его завершению заявил, что оговорил себя. Этой позиции остался верен и на судебном процессе. Прочие обвиняемые вину не признали ни на следствии, ни в суде.
* * *
После проведения судебных прений, 28 апреля, председательствующая на процессе Татьяна Пархомчук обратилась к присяжным с напутственным словом.
Вердикт они смогли огласить лишь на другой день – 29 апреля. По итогам рассмотрения уголовного дела присяжные сделали вывод о доказанности виновности каждого из пятерых. Согласно вердикту, никто из них не достоин снисхождения.
– Коллегия присяжных заседателей признала доказанным, что в Новгороде была создана устойчивая вооруженная группа в целях нападения на граждан и организации, в состав которой вошли Заботин, Орлов, Сергеев, Рыбаков, Козлов. Её участники исполняли указания руководителя по подготовке преступлений, вели наблюдение за гражданами, собирали сведения об их образе жизни, месте жительства, автомобилях и маршрутах передвижения, подыскивали средства, способы и орудия совершения преступлений, непосредственно участвовали в них, принимали меры конспирации, – сказала руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва.
19 мая в Новгородском областном суде вынесен приговор. По совокупности преступлений Заботину и Рыбакову назначено по 18 лет лишения свободы, Козлову 18 лет и 2 месяца лишения свободы, Орлову – 20 лет лишения свободы, Сергееву – 24 года лишения свободы.
В пользу Романа Крылова – сына расстрелянного в демянском лесу предпринимателя – с каждого из участников убийства взыскано по 1 миллиону рублей (всего – 4 миллиона рублей).
Приговор может быть обжалован в порядке апелляции.
А Новгородскую область ждёт ещё один громкий процесс – по делу самого Алексея Неука, заключившего досудебное соглашение с прокуратурой о сотрудничестве. Тем самым он гарантировал для себя главный бонус: пожизненный срок ему не назначат.
Стоит добавить, что после бегства Речи из России его правой рукой считался Валерий Рыбаков (сейчас ему 66 лет). И, по мнению стороны обвинения, он регулярно ездил на Украину для встреч с Петровским (в суде был исследован загранпаспорт Рыбакова). А когда-то был гордостью Новгородчины: мастер спорта международного класса по боксу – входил в сборную России. Именно он, кстати, был учредителем печально известного ЧОП «Скорпион».
Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород
Источник фото: автор
