«А город подумал - ученья идут»

Поисковики за работой.
В годы Великой Отечественной войны над Владимирской областью разбились около 60 самолетов. Сражений в нашем небе не было, как правило, тут проходили либо тренировочные полеты, либо транзитные. Однако до сих пор информации о погибших экипажах очень немного. По крупицам поисковики и неравнодушные граждане не одно десятилетие собирают данные о местах их крушений и восстанавливают историю каждого полета, имена погибших летчиков. На установление истины уходят многие годы. Вот только несколько историй от владимирских поисковиков.

Хроника пикирующего «Бостона»

29 июля 1943 года возле села Палашкино в Камешковском районе упал американский бомбардировщик А-20 «Бостон». Эти самолеты Советский Союз получал из США по ленд-лизу. В этот день он поднялся с военного аэродрома города Ряжска Рязанской области, где базировался 173 истребительный полк дальнего действия особого назначения. Это был учебный полет с 4 членам экипажа. Управлял самолетом опытный пилот, награжденный орденом Красной Звезды - тридцатидвухлетний старлей Константин Медведев, имевший 34 боевых вылета за линию фронта, в том числе он сражался в небе над Сталинградом. С ним летели два штурмана: лейтенанты Руфим Абоимов и Алексей Прозоров - обоим было около двадцати пяти лет. Четвертым был стрелок-оператор Петр Якименко.

Задание было таким: пролететь до Иванова, развернуться на Орехово-Зуево и вернуться на свой аэродром. Через полчаса связь с самолетом прервалась. А еще через некоторое время в Ряжск сообщили о падении борта под Владимиром.

В Палашкино в скором времени прилетела комиссия, место падения было оцеплено и прочесано. Остатки самолета и останки членов экипажа разбросало более чем на полтора километра. Комиссия в официальном заключении указала, что Константин Медведев «решил пробить облако, в облаке летчик потерял пространственное положение, самолет развил предельную скорость, при этом создались значительные перегрузки, приведшие к разрушению самолета».

Удалось найти лишь отдельные фрагменты тел летчиков, которые похоронили на местном кладбище.

Со временем эта полузасекреченная история почти забылась, как и место, куда упал «Бостон». Спустя почти 70 лет на сведения об этой могиле в Палашкино на сайте «ОБД Мемориал» наткнулся командир владимирского поискового отряда «Небо родины» Евгений Агафонов. Из списка похороненных Агафонов сделал вывод, что это экипаж какого-то разбившегося самолета. В Центральном архиве Министерства обороны он нашел материалы, которые подтвердили его догадки: аварийный акт, летное задание, выводы комиссии, список потерь 173 истребительного полка, акты вскрытия тел.

Место аварии владимирские поисковики нашли в камешковских лесах в 2013 году. Они наткнулись на небольшую воронку, где сразу же стали попадаться металлические детали самолета. Были найдены и две шильды с двигателей. Номера на них полностью совпали с номерами, указанными в документах на самолет.

Позже из раскопа были подняты несколько десятков обломков самолета. Часть из них забрали в камешковский краеведческий музей и во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Около места трагедии был поставлен деревянный крест с табличкой, рассказывающей о случившемся здесь 70 лет назад и фотографиями пилота Константина Медведева и штурмана Алексея Прозорова.

«Крылатый ужас» фашистских оккупантов

Осенью 1941 года у деревни Смыково Судогодского района упал военный самолет Ил-4 (ДБ-3Ф).

Первоначально он входил в состав 420-го дальнего бомбардировочного авиационного полка, который начал формироваться в июне 1941-го. В августе 1941 года летчики этого полка летали бомбить Берлин. В октябре начались масштабные бомбардировки фашистских войск и бронетехники в тылу и на поле боя, вылеты осуществлялись днем и без прикрытия.

Урон противнику был нанесен ощутимый. 22 октября большая группа летчиков и штурманов 420-го полка была награждена орденами, а замкомандира эскадрильи полка стал Героем Советского Союза.

К концу октября 19 из 35 самолетов были утрачены по не боевым причинам, за это время на этапе освоения машин произошло 4 авиакатастрофы и 15 аварий. Командование ВВС Красной Армии приняло решение сформировать на основе 420-го и 212-го авиаполков новый 748-й полк на самолетах ДБ-3Ф. Именно на переформирование в Казань и летел разбившийся у Смыкова самолет Ил-4 (ДБ-3Ф).

Сразу после катастрофы местные жители похоронили погибших летчиков на кладбище в деревне Исаково (ныне это село Спас-Купалище). Тогда удалось опознать имя только одного из них -   Семена Ивановича Нечаева, у которого в кармане куртки оказались документы. Остальные пребывали в безвестности более 60 лет.

Впервые фрагменты самолета были подняты на поверхность в 2011 году.  Поисками имен разбившихся летчиков занимались и обществнники, и местные власти. В итоге была обустроена могила, и вскоре на обелиске появились таблички с именами всех четырех погибших:  С.И. Нечаева, И.Т. Федорова,
М.И. Исаева и Н.А. Андреева. Также местные жители инициировали установку памятного знака в лесу, в нескольких метрах от места падения самолета. Теперь тут есть мемориальная табличка.

Мемориальная доска в Смыково. 

Муромские потери и находки

Девять лет назад владимирские поисковики нашли под Муромом останки двух боевых самолетов - бомбардировщика Пе-2, упавшего близ села Ковардицы, и истребителя Ла-5, разбившегося в районе деревни Коржавино.

- В экспедиции участвовало более 50 человек из разных поисковых отрядов области, а также волонтеры из Мурома. Кроме того, помощь оказали местные власти, муромские спасатели и автосервис, предоставивший спецтехнику для подъема и перевозки частей самолетов, - рассказал руководитель регионального отделения организации «Поисковое движение России» Вячеслав Казаков.

Но прежде чем выйти на место, общественники исследовали массу документов в архивах Минобороны, опросили свидетелей катастроф из числа местных жителей и провели разведку. Только после этого удалось обнаружить оба места падений.

Так, бомбардировщик Пе-2 упал в районе Ковардиц в ноябре 1942 года при перелете из одного региона в другой. Погиб весь экипаж: пилот, стрелок-бомбардир и стрелок-радист.

Истребитель Ла-5 упал на поле под деревней Коржавино в августе 1944 года. Как и в случае с бомбардировщиком, пилот истребителя погиб, однако понять из документов, были ли в обоих случаях обнаружены останки летчиков, были ли они похоронены и где - невозможно, отметили поисковики.

На нескольких деталях сохранились заводские номера, по которым удалось выяснить, что это именно те самолеты, которые разыскивали поисковики. Пожалуй, главной находкой стал двигатель истребителя, который был обнаружен под Коржавино на глубине 2,5 метра. Благодаря этой находке и удалось выяснить, что на погибшем Ла-5 летел курсант Вязниковской авиационной школы пилотов Дмитрий Батов. К сожалению, на месте экспертиза не смогла выяснить, что же все-таки случилось с его самолетом, но двигатель вытащили и отвезли в муромскую школу №1, в которой учился знаменитый Николай Францевич Гастелло - летчик, совершивший подвиг в первые дни войны, направив свой подбитый самолет на колонну немецкой техники. Теперь двигатель Ла-5 займет достойное место в школьном музее.

Несмотря на то, что тело летчиков так и не было предано земле, на месте авиакатастрофы появились мемориальные доски.

Уникальная поисковая операция прошла в Собинском районе. В 2017 году стало известно о том, что здесь в 1943 году упал истребитель «Ла-5» под управлением лейтенанта Спиридонова. Он был слушателем Высшей офицерской школы воздушного боя, дислоцированной на аэродроме «Ундол».

Легенды и быль Добрятино

В открытых источниках есть данные и о еще одной авиакатастрофе в небе над нашей областью. 13 мая 1944 года около аэродрома «Добрятино» Гусь-Хрустального района Владимирской (тогда ещё Ивановской) области при совершении тренировочного полёта произошло крушение самолёта П-5 (гражданская версия самолёта Р-5) из 11-го авиационного полка связи ГВФ 3-й отдельной Краснознамённой авиационной дивизии связи ГВФ. В катастрофе погибли лётчики - лейтенант Иван Иванович Проскурин, 1914 года рождения, и пилот Мария Васильевна Залётова, 1919 года рождения.

«Еще будучи школьником и проживая с родителями в посёлке Добрятино, я несколько раз слышал историю о разбившемся недалеко от аэродрома самолёте (иногда говорилось о немецком самолёте) в разных интерпретациях, в том числе о том, что лётчик полетел катать свою подругу или невесту и они разбились. Расставил всё на свои места в этой истории запрос на предоставление копий архивных документов Гражданского воздушного флота в Российский государственный архив экономики.

Лейтенант Проскурин посмертно был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени с формулировкой «погиб при выполнении боевого задания», так как правда об обстоятельствах его гибели сильно бы снизила шансы на его награждение», - рассказал один из наших земляков.

На кладбище села Георгиево Гусь-Хрустального района имеется воинское захоронение, на котором увековечено имя только пилота М.В. Залётовой, а поэтому ещё остаётся вопрос с местом погребения лейтенанта Проскурина. Ещё не известны основные социально-демографические данные погибшего экипажа, нет в нашем распоряжении фотографии Марии Васильевны, но уже можно сказать, что ещё на две неизвестных судьбы наших героев неба стало меньше.

Еще два поднятых борта

Место падения этого истребителя нашли случайно. В мае 2014 года перед владимирским поисковым отрядом «Небо Родины» стояла задача – найти место гибели экипажа бомбардировщика ДБ-3ф, погибшего в октябре 1941 года, южнее деревни Колокша (также Собинский район).

Поисковики выяснили, что 11 декабря этого же года Спиридонов после выполнения упражнений по пилотированию возвращался на аэродром «Ундол». Когда он пролетал над Колокшей, которая тогда входила в состав Ивановской области, на высоте 100-150 метров самолёт загорелся. Пикируя, он упал в 400 метрах от деревни. При ударе о землю самолёт разрушился и сгорел. Лётчик погиб. К этому моменту 22-летний младший лейтенант Михаил Спиридонов уже налетал 152 часа 44 минуты.

В ходе поисковой разведки были найдены обломки авиационной обшивки и звездообразного мотора. Среди обломков также нашли гильзы от 20-миллиметровых патронов пушки ШВАК с маркировкой на донцах "43" (год изготовления). Это исключило версию падения здесь ДБ-3Ф. Так стало ясно, что найдены фрагменты еще одного боевого самолета.

Согласно именному списку потерь офицерского состава школы, Михаил Спиридонов похоронен в селе Кузьмино Собинского района. А память о нем увековечена на воинском захоронении в селе Ворша.

Поисковая операция по поднятию второго, «случайно» найденного самолета заняла 8 лет. Осенью 2023 года разбившийся 23 сентября 1944 года во время учебно-тренировочного полета самолет Ла-5 был поднят у деревни Угор. Его обнаружили на краю поля. Местное СПК активно помогало поисковикам.

Тело летчика с почестями похоронено на воинском кладбище. Поисковикам удалось найти племянницу пилота, она живет в Крыму.

– Авиационный поиск на территории Владимирской области открывает большое белое пятно в военной истории региона, и это ещё добавляет интереса, – говорит командир поискового отряда «Небо Родины» Евгений Агафонов. Впереди новые поисковые экспедиции и имена летчиков, поднятых из забвения.

В материале использованы фотографии поисковых отрядов Владимирской области.



подпишитесь на нас в Дзен