Рукотворная красота: корзины из дранки
Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины люди плели жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. В старину мастера-мужчины, а иногда и целые семьи занимались плетением коробов из сосновой щепы преимущественно в зимнее время, когда не было сельскохозяйственных работ. Специальных мастерских не было, обычно работали в доме или бане. Короба изготовлялись разного размера и формы - прямоугольные, квадратные, овальные, с открытым верхом и с крышками. Были мерные короба-«плетюхи» для сена, короба-«набирушки» для сбора грибов и ягод, короба для полоскания и хранения белья. Короба с ручкой предназначались для перевозки овощей и фруктов на базар, двуручные - для переноски дров. История знает даже короба… для проращивания картофеля! Таким образом, в хозяйственной жизни крестьян Владимирской губернии изготовление плетеных корзин из сосновой дранки как вид традиционного хозяйственного занятия играло немаловажную роль. Корзины повсеместно использовались в быту крестьян, без них не могла обойтись ни одна крестьянская семья.

Сбывали такой товар преимущественно на ярмарках в городе Судогда, селах Мошок, Андреево. Но основным занятием этот промысел все же не был, поскольку не приносил большого дохода. Занимаясь только лишь плетением на продажу, умельцы не смогли бы прокормить свои семьи, вот почему изготовление корзин было, в основном, подсобным занятием. Одно из первых музейных упоминаний об этом относится к середине XIX века. Согласно данным, опубликованным в «Вестнике Владимирского губернского земства» за 1903 год, из числа лиц, зарегистрированных при переписи, на разных лесных работах 0,03% драли дранку. И все же, несмотря на достаточно дешевый вид ремесла, корзиночное производство оставалось маловыгодным, потому что даже при устойчивом спросе предложение было велико, и у мастеров не всегда имелась возможность реализовать готовую продукцию.
Прошлое, которое становится настоящим
Сейчас плетение из сосновой щепы в селе Мошок Судогодского района Владимирской области возрождает мастер Сергей Кузнецов. Традиционную технологию плетения коробов, корзин для сбора грибов, лаптей и других изделий из сосновой щепы ему передал дед, а деду – прадед, который проживал в деревне Бор. Сергей Кузнецов занимается этим ремеслом уже более двух десятков лет. Это хобби очень экологично, рассказывает он. Сосна - природный материал, который «дышит» и обладает бактерицидными и многими другими целебными свойствами.
А еще оно дает почувствовать единение с природой и силу предков.
- Раньше человек был ближе к природе и понимал ее лучше. И образования-то зачастую не имел, но так вписывался в экологию, что был частичкой экосистемы. И возрождать, по сути, утраченное ремесло кажется мне сегодня так правильно и естественно, будто откуда-то издалека возвращаешься домой, в большую семью, к своим корням, - говорит мастер.
О плетении из сосновой щепы Сергей Кузнецов знает буквально все: чему-то его научил еще дедушка, до чего-то дошел собственным опытом. Сколько коробов сплетено за годы ремесла, Сергей Кузнецов не знает – никогда и не считал. На изготовление одного короба у него обычно уходит час-полтора. «Набирушки» с берестяным пояском плетет меньше часа. Мерную корзину – весь день.
- Наши предки вообще были очень умными и практичными, - считает Сергей. - И все у них было продумано до мелочей. Например, для скота плелась специальная мерная корзина. Сколько в этой корзине сена умещается, столько одной корове на день и надо дать. Такими корзинами мерили, какое количество сена надо запасти, чтобы хватило на всю зиму. «Плетюхи» были удобны тем, что вещи, которые в них хранились, хорошо проветривались. В туесках для леса грибы и ягоды не прели и не мялись. И таких примеров еще множество.
Найти общий язык с природой
А вот как столь удобные короба делаются. Начинается все с выбора сосны, и у мастера на этот счет есть свои секреты.
Подбор дерева и рубку надо производить поздней осенью, зимой или ранней весной до сокодвижения. Сосну выбирают прямоствольную, практически без сучков. Материал для щепы должен быть слегка влажным, поэтому подготовленные для обработки стволы сосны хранят в воде, где они могут годами находиться, не чернея и не портясь. Из полена длиной от 1,2 до 2,2 метра отщепляются ножом 25-30 слоев от края, по годичным кольцам, сердцевина не используется. Чем старше дерево, плотнее древесина и тоньше годичные кольца, тем лучше получается щепа.
- Многие километры приходится пройти, чтобы только найти подходящее дерево. Это ива вырастает за год, и ее можно уже сразу в работу пускать, а сосна, чтобы пойти в работу, должна быть старше восьмидесяти лет, - говорит умелец. – Или вот, к примеру, важное наблюдение. Если трещина прямая на дереве, то и щепа отменная получится. Если трещина идет вкривь, то такую сосну для поделок лучше не брать.
Свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина мы используем, когда колем дрова или расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Так вот, дранка – это тонкие длинные древесные ленты. А как из них плести – лучше мастера никто не расскажет.

Непосредственно изготовление короба начинается с заплетения дна, на которое идут самые толстые слои щепы. Полосы дранки раскладывают вдоль и поперек, заплетают в шахматном порядке, плотно прижимают друг к другу. Оставшиеся незаплетенные концы щепы осторожно сгибают вверх. Затем вплетают боковые ленты в шахматном порядке. Последняя лента-«пояс» толще предыдущих, так как держит на себе нагрузку всего короба. Кстати, само название «короб» происходит от слова «коробить», так как при изготовлении щепу гнули и коробили.
А вот еще один интересный факт. Гнется сосновая щепа только в одну сторону, прямо как ладонь. А в другую – ломается.
Технология изготовления коробов из сосновой щепы (дранки) внесена в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Владимирской области. В 2008 году она была зафиксирована в селе Мошок у Сергея Кузнецова специалистами Дома народного творчества Судогодского района в ходе фольклорно-этнографической экспедиции.
«Народные» не значит «устаревшие»

Для популяризации традиционного промысла Кузнецов проводит показательные и обучающие мастер-классы по плетению из сосновой щепы на ярмарках и выставках декоративно-прикладного творчества. Его короба и корзины неизменно пользуются большим спросом у покупателей. Сергей Александрович также постоянный участник районных, областных, межрегиональных, российских выставок, ярмарок и фестивалей.
И, конечно, недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Второе хобби мастера – резьба по дереву. Это тоже сложное и многогранное народное искусство, генетическая память предков. Все мы оттуда, где крестьянские дома с кружевными наличниками, свистульки, ложки, резные игрушки из липы. В деревянной резьбе, как и в плетении корзин и коробов, важен сам процесс. Просто человек берет свой инструмент и начинает творить. Он чувствует головокружительный запах свежей стружки, делает работу, которая приносит ему радость. Занимается резьбой вновь и вновь. Как летчик, который не может не летать, потому что небо - это его жизнь.
-Разумеется, и резьба по дереву, и плетение корзин требуют определенных качеств характера. Это прежде всего, усидчивость и терпение, а также воображение, умение видеть прекрасное. Но вопреки стереотипам это ремесло доступно не только мальчикам, но и девочкам, что подтверждает опыт моих мастер-классов, - говорит умелец.
Сейчас, когда мода на натуральность - жизнь без пластика, полиэтиленовых пакетов и других вредных вещей - набирает популярность во всем мире, навыки старинных экологичных ремесел вновь выходят на первый план. И если вдруг кто-то, прочитав этот материал, тоже захочет плести для себя корзинки, то Сергей Кузнецов может с радостью обучить, чтобы древний промысел жил как можно дольше. А ведь знание исконно-русских видов творчества - немаловажная составляющая в том числе патриотического воспитания.

Источник фото: сайт Дрезненской школы №1,Андрей Светлов,Ксения Андреева
