Все грани бересты

Многообразие работ Елены Куновой.
Верхний слой березовой коры – береста – издавна считался прекрасным поделочным материалом, теплым и здоровым, который использовался для многообразных нужд.

На Руси с XI века бересту использовали как материал для письма. Берестяные грамоты сегодня – бесценный исторический источник, рассказывающий о развитии древнерусской письменности и повседневной жизни людей. Благодаря прочности и гибкости, бересту издавна применяли также для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, поэтому из нее с успехом делали лодки-берестянки и использовали в строительстве как гидроизоляцию. Из бересты плели лапти, делали детские игрушки. Берестяные изделия были неотъемлемой частью народного быта. Они занимали важное место в народных промыслах России, которые живы и развиваются в настоящее время.

Заплечный короб из бересты: «рюкзак» из прошлого. 

«Во поле березка стояла…»

Наверное, если подумать, берестяной промысел все-таки нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но считается, что именно русский мастер одухотворил это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства. Теперь береза – это один из символов России. До сих пор на святой праздник Троицы дома и церкви украшают березовыми ветками с пахучей молодой листвой, в деревнях и крупных музеях народного быта возвращают обычаи наряжать березки разноцветными лентами. И, конечно, растет интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам берестяную красоту. Березовая кора привлекает своей теплотой и бархатистостью. Она пластична, бактерицидна и водостойка, поэтому из нее до сих пор плетут нужные для хозяйства вещи: корзины, короба, шкатулки, всевозможные коробочки, посуду и даже обувь. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготавливали как раз из бересты. Они были основной будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой. Старинные лапти делали с одной острой пяткой, но позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам. Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами. А вот на северо-западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей, с низкими бочками.

Раньше в берестяных туесах хранили мед, ягоды, сметану, масло. Ларцы и хлебницы из бересты порой расписывали яркими веселыми красками: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц. Руки мастеров рождали настоящие шедевры с красивым узором, красочным орнаментом. Расписная береста – вообще один из интересных и самобытных видов народного творчества. Чаще всего композиция росписи зависела от формы изделия. Поверхность берестяного изделия окрашивали в яркий оттенок желтого, оранжевого цвета, а крышку будущей шкатулки или туеса выделяли контрастным цветом. Например, темно-красным. Швы на изделии обрамляли растительным мотивом, а на передней стороне чаще всего изображали цветы, птичек или сцены крестьянской жизни.

Изделия из бересты могут быть исполнены в технике прямого или косого плетения. Плетеную из бересты вещь дополнительно часто даже не украшают, поскольку красоту создает уже сам природный материал, его фактура. По цвету бересты, кстати, можно догадаться, в какое время ее собирали. Если изделия светло-желтого оттенка, то это значит, что использовалась весенняя береста, а если темного или коричневого, то осенняя кора. Сейчас широким спросом у туристов пользуются берестяные солоницы и емкости для хранения чая, муки или круп. Традиционно покупают в подарки корзинки, шкатулки, колокольчики, берестяные цветы.

Берестяная тарелочка украсит интерьер или послужит на кухне.  

Отдельно стоит упомянуть такое мастерство, как тиснение по бересте. Это тоже древний способ украшения изделий. Узор на предметах выдавливают специальными штампиками, и вещь становится особенно нарядной. Язык геометрического и растительного орнамента отражает представления людей о жизни, окружающем мире.

Кроме тисненой бересты применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Такие ажурные орнаменты еще называют «берестяным кружевом».

Береста семьи Куновых

Мастер Сергей Кунов. 

На Владимирской земле известно берестяное творчество Сергея Кунова. Мастер изучил и трепетно сохраняет традиции старинного народного ремесла, что позволило ему создавать современные берестяные шедевры: туеса, короба, шкатулки с затейливыми узорами и прорисовками, резьбой, тиснением. А пришло это увлечение совсем неожиданно: в 1995 году Сергей Петрович побывал в музейно-выставочном центре на выставке работ знаменитых мариинских мастеров. Называлась экспозиция «Приходите от тоски посмотреть на туески». С тех пор наш земляк и сам «заболел» берестой. Обложился книгами, внял советам знатоков, запасся терпением - и дело пошло!

- Я еще в военном училище занимался разными видами техники: и чеканкой, и резьбой по дереву. Но в армии, конечно, было все жестко, строго, все по времени расписано. После ухода в отставку захотелось вспомнить свои умения, все-таки душа-то у меня русская. Хотелось чего-то особенного, душевного, домашнего, - признается Сергей Кунов. - Волею судьбы попал на ту знаменитую выставку туесов, и это определило весь мой дальнейший путь. Загорелся!

Сегодня творчество Сергея Петровича Кунова уникально. Десятки авторских разработок берестяных туесов с неповторяющимися затейливыми узорами и прорисовками, резьбой, оплетками, тиснением, разнообразные шкатулки радуют не только земляков, но и поклонников его искусства в Америке, Японии и других странах. Часть работ находится в фондах музеев Владимирской области и Красноярского края.

Неоднократный участник и победитель городских и региональных выставок, ярмарок ремесел, обладатель диплома «Мастер золотые руки», Сергей Петрович делится своим умением с подрастающим поколением, с воспитанниками детских домов. Еще до переезда в наш регион он стал инициатором создания и первым руководителем Железногорского народного объединения художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного творчества «Родник».

Интересы мужа разделяет и жена Елена Ивановна Кунова. В прошлом учитель математики, она вдохновилась успехами супруга и в 1998 году тоже освоила берестяное искусство. Сегодня в поселке Головино Судогодского района они вместе возрождают это замечательное ремесло. Большинство работ Елены Ивановны выполнено в техниках плетения и резьбы из бересты. Особенно хороши ее короба, шкатулки, вазы, кувшины, хлебницы, конфетницы, фигурки людей и животных, ободки. Они отличаются тонкими вариациями цвета и фактуры, самобытной эстетикой.

Мастер Елена Кунова. 

Мастер художественной обработки бересты Елена Кунова обучает традиционному промыслу школьников, молодежь Судогодского района. Ее мастер-классы пользуются большим спросом на Дне семьи, любви и верности в Муроме, Межрегиональном фестивале народного творчества «Рябиновое ополье» в Юрьев-Польском, Областной агропромышленной ярмарке во Владимире, районном фестивале народного творчества «Муромцевские гуляния» в Судогодском районе и т.д. Работы Елены Ивановны представлены в экспозициях Владимирского областного центра народного творчества, Судогодского, Муромского Домов народного творчества, учреждениях культуры области, хранятся в фондах музеев Красноярского края, частных коллекциях России и за рубежом.

Экологичная берестяная посуда.  

- Мы черпаем вдохновение в фондах музеев, ищем материалы в библиотеках, ездим по селам и перенимаем секреты у разных мастеров. Главное – сберечь традиции, ведь такого ремесла, как работа с берестой, нигде в мире больше нет. Аналогичные есть, а именно такого, как у нас, - нет. Это русский человек, представляете, из поколения в поколение придумывал разные детали для берестяного промысла, передавал секреты, поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. И такая необыкновенная мудрость собрана в этом деле, что утерять ее нам с вами никак нельзя! – говорит Елена Кунова.

Сегодня благодаря мастерам промысел из натуральных природных материалов не просто не забыт, он будто получил второе рождение, напоминая всем, что ручная работа по-прежнему ценна, а современные технологии не заменят человеческие таланты. Береста - материал с богатой историей, которому не страшны санкции и не требуется импортное оборудование, и такие проекты, как у Куновых, - это живой пример того, как культура может вдохновлять и направлять на перемены. В России много лесозаготовок, но 60% древесины, включая бересту, остаются невостребованными: ветки, кору и корни сжигают или оставляют гнить в лесах. А ведь плотное сотрудничество с умельцами могло бы решить этот вопрос. Всем нам важно помнить свои традиции и ценить то, что делали наши предки. Так что берестяной промысел – это не только про лапти и туески. Это еще и про то, как важно уважать ручной труд, заботиться о природе и видеть красоту в простых вещах.

Оксана САВЕНКОВА,
Владимирская область.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Оксана Котова,Оксана Савенкова,сайт Традиции33.рф