Был вооружён топором и ножницами…
Свой последний срок (судим был за убийство) в ту пору 57-летний Виктор Николаев отмотал в 2017 году. 19 июня, сократив 12 лет лишения свободы на 2 месяца и 10 дней, из колонии его, как «вставшего на путь исправления», освободили условно-досрочно.
Вернулся к себе в Уторгош. И, казалось, всё в жизни стало налаживаться. Хоть и возраст уже чуть ли не предпенсионный, в скором времени мужчина обзавёлся спутницей жизни – намного младше по возрасту: в 2017 году Марине было 29 лет.
Стали жить вместе. Очень хорошо относились друг к другу: заботились и помогали. Конечно, выпивали. Бывало, и ссорились. Но все размолвки заканчивались примирениями. Жизнь – продолжалась.
В 2020 году оба оказались в одном медицинском учреждении в Великом Новгороде. И вот тогда-то они и познакомились с третьим участником случившейся впоследствии драмы. Александр тоже находился там на лечении. Был намного младше Николаева, но старше Марины – исполнилось мужику 43 года.
Все вместе встречались за обедом в столовой и в курилке. И вдруг Николаев стал замечать, что молодая спутница жизни явно оказывает знаки внимания новому знакомому. А тот – ей.
Между Николаевым и его дамой состоялся серьёзный разговор. Пока – без кровопролития.
Потом всех троих выписали из медицинского учреждения.
Николаев и Марина вернулись к себе в Уторгош. А Александр уехал в свой дом в пригороде Великого Новгорода – в Панковку.
Вскоре, однако, выяснилось, что больничные отношения не прервались. Марина вдруг зачастила в областной центр. «К кому?» – допытывался сожитель. Она призналась, что «заглядывала» и к Александру. Но, говорила, ничего такого между ними нет, они, мол, просто общаются.
Такое объяснение, в общем, удовлетворило Николаева. Более того, позднее и Александр стал приезжать к ним в гости – в Уторгош. До серьёзных конфликтов дело не доходило.
* * *
Звонок на номер 112 из Уторгоши прозвучал в ночь с 20 на 21 октября 2024 года. Явно нетрезвый мужчина сообщил, что в его квартире находится раненая ножницами женщина.
Врачи «скорой помощи» немедленно отправились в Уторгош. Каково же было их удивление, когда, прибыв по месту вызова, они обнаружили не только раненую женщину, но и зверски избитого мужчину: причём его травмы были куда серьёзней. Рядом валялись и орудия преступления – окровавленные топор и ножницы.
Пришлось вызывать ещё одну машину «скорой помощи». Потерпевших умчали в Новгородскую областную клиническую больницу.
Тем временем сотрудники полиции задержали и подозреваемого. Как уже можно догадаться, им был Виктор Николаев. А потерпевшими – Марина и Александр.
По факту покушения на убийство в Новгородском межрайонном следственном отделе регионального СУ СК было возбуждено уголовное дело.
– На допросе, – рассказала следователь СК Елизавета Губернаторова, – Николаев не отрицал, что телесные повреждения потерпевшим причинил именно он. С его слов, когда в Уторгош приехал не особенно желанный гость из Панковки, вначале все втроём сели за стол и начали выпивать – никаких конфликтов ещё не было. Но потом Николаев вышел в прихожую, и вдруг до его слуха донёсся разговор людей, оставшихся за столом наедине. Николаев понял, что гость предлагает его сожительнице уехать вместе в Панковку. А та, как понял хозяин дома, ничего не имеет против. Взыграла ревность. Он схватил топор, вернулся в комнату и начал разбираться с «разлучником».
Когда Александра доставили в больницу, врачи установили, что ему нанесено множество ударов топором: как обухом, так и остриём.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы:
«У потерпевшего имеются телесные повреждения в виде оскольчатых переломов остистых отростков 5 и 6 шейных позвонков, закрытого перелома костей носа, резаных ран шеи, грудной клетки, передней брюшной стенки».
Несмотря на тяжесть телесных повреждений жизнь пострадавшего врачи спасли.
Что же до травмы, причинённой Марине, то дело было так. Когда разъярённый «Отелло» ворвался в комнату с топором в руках и налетел на Александра, женщина попыталась вырвать орудие преступления. И ей это даже удалось. Завладев топором, она отбросила его в сторону.
Тут Николаев схватил то, что оказалось под рукой – ножницы, и ударил ими в спину сожительницы.
После этого, как выяснилось в ходе следствия, все свои усилия он направил на спасение жизни сожительницы: не только позвонил по номеру 112, но и самостоятельно забинтовал её рану. До поверженного соперника, лежащего в луже крови, Николаеву уже не было никакого дела.
* * *
Несмотря на заключение экспертизы, в суде Николаев утверждал, что только один раз ударил топором Александра. Кроме того, настаивал на том, что все агрессивные действия были совершены им в состоянии аффекта, вызванного «потрясением от известия, что сожительница готова уйти к другому».
Однако ещё в период предварительного следствия была проведена психолого-психиатрическая экспертиза Николаева, которая пришла к выводу, что какие бы то ни было признаки состояния аффекта в поведении испытуемого отсутствовали. Он просто был пьян. В целом же действовал вполне последовательно и осмысленно, вплоть до того, что сам оказал медицинскую помощь женщине, которая была ему небезразлична, и вызвал «скорую».
И такой вывод никем опровергнут не был, а позиция подсудимого – всего лишь частное мнение не отягощённого специфическими познаниями по части психиатрии человека.
– Доказательства, представленные стороной обвинения, – сказала старший помощник прокурора Новгородской области по взаимодействию со СМИ Елена Григорьева, – признаны судом достаточными для признания Николаева виновным в покушении на убийство мужчины и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью женщины. К числу смягчающих обстоятельств отнесены раскаяние, пожилой возраст, публичные извинения, которые Николаев принёс потерпевшим, а также тот факт, что после причинения ранения женщине осуждённый оказал ей медицинскую помощь.
По совокупности преступлений 15 апреля 2025 года Солецкий районный суд назначил Виктору Николаеву наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима – в его действиях усмотрен рецидив преступлений.
Иск о компенсации морального вреда потерпевшие не заявили.
* * *
После оглашения приговора Николаев подал в Новгородский областной суд апелляционную жалобу, в которой просил смягчить наказание, при этом настаивал на том, что действовал в состоянии аффекта (по этой статье максимальное наказание – 3 года лишения свободы) и нанёс лишь один удар топором потерпевшему.
– Однако никаких подтверждений этой позиции суду апелляционной инстанции представлено не было, – сказала руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва. – Заключение психолого-психиатрической экспертизы не опровергнуто, а согласно выводам специалистов, проводивших судмедэкспертизу телесных повреждений потерпевшего, число травматических воздействий – 13. Кроме того, суд обратил внимание на имеющиеся в деле показания сожительницы, согласно которым, напав на мужчину, Николаев выкрикнул: «Я убью тебя!». О том, что целью Николаева было лишение жизни соперника, по мнению судебной коллегии, свидетельствовала и локализация ударов топором: по голове и шее – то есть по жизненно важным органам.
Примечательно, кстати, что во время рассмотрения дела в апелляционной инстанции потерпевшие – и мужчина, и женщина – всё же просили суд смягчить наказание осуждённому.
Судебная коллегия, однако, не усмотрела никаких оснований для изменения приговора.
17 июня 2025 года Новгородский областной суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы Николаева. Приговор вступил в законную силу.
Стоит добавить, что, обращаясь в апелляционную инстанцию, осуждённый просил изменить ему и вид колонии, назначенной районным судом – с особого режима на строгий.
В этом ему тоже отказано с учётом былых «заслуг».
По информации следователя СК Елизаветы Губернаторовой, в прошлом Николаев привлекался к уголовной ответственности на только за убийство (эта судимость не погашена), но и за разбой, побои, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Вся жизнь, в общем, по тюрьмам.
Сейчас Николаеву 64 года. Исправительных колоний особого режима на территории Новгородской области нет. Скорее всего, теперь путь осуждённого будет лежать «на севера».
Алексей КОРЯКОВ,
Шимский район
(Имена потерпевших изменены. – Прим. ред.)
Источник фото: автор
