Под Смоленском на балконе мать нашла тело сына со следами насильственной смерти

Николай вернулся с зоны и начал кошмарить семью. Больше всех доставалось младшему брату, который уже отвык от агрессии родственника. Не прошло и года, как родители лишились обоих братьев: один был убит, второй получил срок

Колю и Витю Скворцовых еще с детства сложно было назвать дружными братьями в привычном смысле этого слова. Мальчики не делились сокровенным, не выгораживали друг друга перед разгневавшейся матерью и даже нечасто вместе играли.

Но при этом ребята постоянно находились вместе. Младшенький Витя хвостиком ходил за Николаем несмотря на то, что не слышал от него доброго слова. Старший Скворцов еще с младшей школы был драчуном: чуть что не так – пускал кулаки в ход. Иногда защищал от хулиганов Виктора, но чаще шпынял самого братишку. Тем не менее, малыш, чувствуя в брате силу, не отходил от него ни на шаг.

Эта расстановка сил в семье сохранилась и тогда, когда парни выросли. Коля все так же был заводилой. Он легко вписался в компанию мужчин постарше. Некоторые из них уже были судимы, другие тянулись к бутылке или к чему похуже. Скворцов впитывал «дворовую романтику» как губка. При этом с девушками у Николая не слишком ладилось. Он все также любил распускать руки, и возлюбленные бежали от него, как только у них появлялись первые синяки на теле.

В этот период Коля отдалился от младшего брата. В свою компанию он его не пускал, дома заставлял делать за него уборку, иногда поколачивал. Витя брал пример с родственника и не спешил связывать себя отношениями. Так втроем с матерью парни и прожили вплоть до 2014 года.

В 2013 году, когда Николаю было 28 лет, его жестокость к окружающим достигла апогея. Он избил человека до смерти. По делу Скворцов проходил по двум статьям: побои и тяжкие телесные повреждения. В феврале следующего года его осудили на несколько лет в колонии строгого режима.

С этого момента время для Николая остановилось. Он уезжал на зону, оставляя дома тяжело работающих мать с отцом и безвольного сопляка-брата. И с убеждением, что все также, как было, он вернулся восемь лет спустя – весной 2022 года.

Виктор за это время вырос и физически, и психологически. Больше его никто не обижал. Парнишка спокойно доучился, устроился на работу. У него появилась своя компания: без криминала. Но по праздникам или на выходных ребята могли и покутить.

Перемены в семье не остались для вернувшегося домой Коли незамеченными. И отреагировал он на них в привычной манере.

– У нас с Николаем с первых дней начали возникать ссоры на бытовой почве. И по поводу денег, и по поводу ведения хозяйства. Он вернулся домой королем и требовал, чтобы и я, и муж плясали под его дудку. Но тут его авторитет не работал. Сначала мы просто много ругались, потом Коля стал меня избивать. Его отцу я не рассказывала, потому что он полез бы вступаться. А ни силой, ни здоровьем потягаться не смог бы. Доставалось и Вите. Он начал контролировать каждый его шаг, - давала показания мама Скворцовых. (здесь и далее – по материалам уголовного дела. Прим. авт.)

По словам знакомых Виктора, он был неконфликтным, очень спокойным и доброжелательным человеком. Он рассказывал друзьям, что откровенно боится брата, так как его может вывести из себя любое слово или дело.

– Витя говорил, что иногда ему казалось, будто брат специально ищет повод, чтобы разозлиться и избить его или маму. И я воочию убедился, что он не сочинял, - рассказал следователям свидетель Никитенков.

Саша Никитенков заранее пригласил друзей на сабантуй в его квартире. День «Х» был назначен на 20 сентября 2023 года. Среди гостей должен был быть и Витя.

Парнишка пришел днем. Чуть позже в дверь позвонили Оля с Сергеем – семейная пара, давно ставшая душой компании.

Вчетвером друзья сидели за столом, болтали, выпивали и закусывали. Около 17:00 теплый уютный вечер нарушил грубый стук в дверь. На пороге стоял Костя.

– Я его наглядно знал, так что сразу понял, что он пришел за братом. С порога стал возмущаться, что тот не дома и что ему пришлось его искать. Витя из комнаты начал оправдываться, мол, предупредил домашних, что у него планы. Но в коридор не выходил. Я понял, что он просто боится. Тогда я решил сгладить конфликт. Заболтал Николая и, в итоге, пригласил присоединиться к нашей пати, - восстанавливал события вечера хозяин дома.

Выпив, Николай стал словоохотливым. Но что мог рассказать мужчина, который большую часть сознательной жизни провел на зоне? Его истории были очень специфические, как и их герои. Собравшиеся вежливо улыбались, тревожно переглядывались и сами старались больше молчать.

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ОЛЬГИ ПОПОВОЙ:

«Около 18:00 Саша отошел на участок, чтобы покормить там собаку. Я воспользовалась заминкой и вышла на кухню под предлогом обновить салаты. На самом деле я просто устала от общества Николая. Но он пошел следом, якобы на перекур. Стал флиртовать. Я ответила ему резко, может быть даже грубо. Он тут же разозлился, начал оскорблять меня. А затем несколько раз ударил кулаком по лицу. Я тут же выбежала в комнату и сказала Сергею, что мы уходим. Что было дальше, мне неизвестно. При мне у Вити не было никаких повреждений».

К моменту, когда домой вернулся хозяин квартиры, никого из гостей уже не было. Созвонившись с Олей, Александр узнал о скандале. Витя на звонки не отвечал. Тогда верный друг решил сам отправиться в «логово льва».

– Мама Вити впустила меня. Я сразу прошел в комнату, где жили братья. Там я увидел, что Николай избивает Виктора. Он нанес пару ударов в левый бок и один – в нос. У того пошла кровь. Я вмешался, забрал Витю и отвел в ванну, где он умылся. Потом он сказал мне, что все нормально и отправил меня домой. А сам пошел в сторону комнаты. Это был последний раз, когда я видел друга живым, - завершил свой рассказ свидетель.

Отец братьев не смог дать обстоятельные показания, потому как, придя после работы, сразу ушел в спальню: смотрел там телевизор и дремал.

А вот мама все отлично слышала. За дверью комнаты старший брат предъявлял младшему претензии, что тот посмел выпить алкоголь и что связался с отребьем, «которое не за что уважать». Виктор защищал друзей и свое право на досуг. Ссора продолжалась. И вскоре женщина услышала звуки драки, а затем – как что-то большое упало на пол.

Она уже направилась разнимать детей, когда Витя молча выскользнул из комнаты, порылся в кладовке, достал раскладушку и ушел спать на балкон.

Ночь была для матери Виктора бессонной. Младший сын плохо себя чувствовал, никак не мог удобно улечься, просил воды. Но от помощи врачей упорно отказывался, говорил, что у него поднялась температура и его знобит.

– Я уснула, когда уже светало. Утром проснулся Коля. Он прошел на балкон и увидел, что брат умер. Он же вызвал скорую. Сын нервничал и плакал, говорил, что мог ударить брата так, что тот умер, - давала показания мать Скворцовых.

Но к прибытию полицейских, Николай передумал откровенничать и рассказывал совсем другую историю:

– Я зашел за братом к Александру. Выпил там бутылку пива, когда между Сашей и Сергеем, его гостем, произошла ссора. Они начали драться. Чтобы они случайно не ударили Ольгу, я вывел ее на кухню. А когда все стихло, я увидел, что в комнате сломан столик, а брат весь в синяках – на лбу и на шее. Тогда я забрал Витю домой, но он стал снова порываться уйти. Я его за это отругал – это и слышала мать. Но брат был настойчив, и я не стал его задерживать. Из-за того, что он был пьян, он, пока шел, ударился о кровать и о стену, поэтому там и остались следы его крови, - подробно и обстоятельно рассказывал свою версию братоубийца.

Для следователя важна беспристрастность и все показания имеют одинаковую ценность. Поэтому параллельно проверялись обе версии произошедшего. И помочь найти истину смогла продавец в небольшом магазинчике, недалеко от дома Скворцовых.

Как оказалось, уже направляясь домой с братом, Витя заскочил в лавочку за сигаретами – для себя и для брата. На его лице не было никаких повреждений, а движения были свободными – никакая боль мужчину не беспокоила.

Экспертиза установила, что причиной смерти стала тупая травма головы с кровоизлиянием под твердую мозговую оболочку с развитием отека головного мозга.

– 25 декабря 2024 года Смоленский районный суд Смоленской области признал Николая Скворцова виновным по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть) и приговорил к девяти годам лишения свободы в колонии особого режима, - сообщила нам Юлия КАЗАКОВА, старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.

 Смоленский округ

(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим соображениям.Прим. ред.)



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: pxhere.com