Почти тридцать лет мигрант из Таджикистана Ходжиев уходил от ответственности за убийство
Ранним утром 18 апреля 1995 года на просёлочной дороге, ведущей в деревню Тини Боровичского района,неподалёку от моста через реку Вельгийку водитель легковушки увидел разбитую белую «девятку», упёршуюся капотом в могучее дерево.
Мужчина вышел из своей машины и приблизился к пострадавшему в ДТП автомобилю.
В салоне не было никого.
Доехав до Боровичей, водитель сразу же сообщил о ДТП в ГАИ. К месту ЧП выехали сотрудники полиции. Было установлено, что машина принадлежит 20-летнему Алексею Петракову.
Разыскать его так и не удалось. Выяснилось лишь то, что за несколько дней до обнаружения машины, вечером 12 апреля 1995 года он заходил к друзьям, живущим в самих Боровичах, а незадолго до полуночи ушёл от них, сказав, что собирается ещё поставить машину в гараж. Ни в какие Тини ехать он не намеревался.
Алексей Петраков был объявлен в розыск. Но ещё около шести лет о его судьбе ничего не было известно.
Проследить последний путь «девятки» не представлялось возможным: видеорегистраторов на дорогах в те годы не было.
* * *
В ноябре 2001 года счастливый обладатель дома по Промышленной улице в Боровичах, приобретший его три года назад у очаровательной девушки по имени Марина Тамбиева, решил наконец взяться за ремонт сарая, находившегося на участке.
Засучив рукава, мужчина принялся за преображение территории: разобрал деревянную хозпостройку, а потом стал копать на её месте канаву, чтобы заложить фундамент для более капитального строения.
И вдруг лопата упёрлась во что-то твёрдое. Мужчина выковырял то, что ему мешало продолжать работу и обомлел: это была человеческая кость.
Сразу же позвонил в полицию. На место происшествия прибыла следственно-оперативная бригада, члены которой помогли боровичанину в его работе. Со всеми предосторожностями из земли был извлечён скелет.
Труп направили в бюро судмедэкспертизы, специалисты которого пришли к выводу, что это – останки того самого Алексея Петракова, пропавшего в 1995 году.
Расследование обстоятельств его смерти было возобновлено.
Первым делом разыскали бывшую хозяйку этого дома – Марину Тамбиеву. Сначала она пыталась убедить полицию, что знать не знает, как на её участке оказался труп, зарытый в землю.
Но упиралась недолго: под давлением доказательств начала говорить. И вскрылись все детали чудовищного преступления.
* * *
В ту пору Тамбиева сожительствовала с уроженцем Таджикистана Музаффаром Ходжиевым. Несколько лет назад тот перебрался в Боровичи, как и тысячи его земляков-мигрантов, с единственной целью: на заработки. Вслед за ним в город приехал и его младший брат – Фахриддин.
До того как приобрели дом, Тамбиева и Ходжиев жили в общежитии, где тесно сошлись с другой семьёй – Ефимовых.
Когда пара съехала из общежития, общение с друзьями семьи не прервалось.
Как выяснилось, эти четверо – Тамбиева, братья Ходжиевы и Сергей Ефимов – и были организаторами преступления, итогом которого стала смерть совсем ещё молодого парня – Алексея Петракова. В подготовительной части принимала участие и жена Ефимова – Юлия. Но её, по показаниям соучастников, использовали «втёмную», поэтому в дальнейшем она имела статус лишь свидетеля.
На допросе у следователя Тамбиева рассказала, что жить в те годы было трудно. Её сожитель Музаффар пытался заниматься коммерцией: возил товары – фрукты и овощи – из Петербурга в Боровичи. Но бизнес шёл плохо. Более того, однажды на Музаффара якобы «наехали» местные бандиты и поставили его на счётчик.
Денег не было, поэтому группа товарищей и решила добыть их преступным путём.
Из откровений Тамбиевой:
– Мы стали искать возможность быстро заработать деньги, поэтому стали обсуждать планы о грабежах и разбоях. В те времена так жили многие.
В ходе «мозгового штурма» наиболее реальной показалась перспектива «охоты на таксистов». План был простой. На улице кто-то из девушек, не лишённых привлекательности, – сама Тамбиева или её подруга Юля – «тормозят» частника, просят довезти до того самого дома на Промышленной улице. Когда финишируют, девушки предлагают очарованному ими таксисту зайти на огонёк и выпить чашечку кофе. Кто ж из водил откажется? А там, в доме, людей, которых заманили дамы, с ломами и ножами в руках ожидают их мужья-громилы.
И всё. Убитого таксиста намеревались бросить в яму, которую поручили вырыть младшему из компании – Фахриддину Ходжиеву, закопать его, а машину – продать.
Поначалу предполагалось, что жертвой преступления станет таксист не из Боровичей, а из Великого Новгорода (чем дальше от места предполагаемой расправы, тем лучше).
В областной центр они отправились в первых числах апреля 1995 года. На вокзале, где в те годы тусовались «частники», нашли парня – водителя «семёрки», не отличавшегося физическими габаритами, предложили ему совершить рейс до Боровичей (180 км, оплата соответствующая – мало кто откажется).
Парень согласился. Но, будучи человеком, по всей видимости осмотрительным, выезжая из Новгорода, специально остановился возле пункта ГАИ, вышел и о чём-то дружески побеседовал с «гаишником». Подельники поняли: машина «засвечена». И, по прибытии в Боровичи, не решились приводить свой «приговор» в исполнение.
Мало того, пришлось и деньги отдать за совершенно бессмысленную поездку.
После этого решили: не стоит ловить журавля в новгородском небе. Таксиста надо «брать» здесь же, в Боровичах.
В ночь с 12 на 13 апреля на улицу вышли две девушки: Тамбиева и Юлия. «Голосовали» недолго. Вскоре рядом с ними, стоявшими на автобусной остановке, затормозила симпатичная белая «девятка». И водитель был хорош собой: молодой, привлекательный, физически, правда, крепкий. Но выбирать было не из кого. Да и подмога в виде троих мужиков, дожидавшихся дам в своём доме, выглядела вполне надёжной: и не с таким справятся!
Молодой человек не заподозрил никакого подвоха. Более того, и выдумка с «выпить чашечку кофе» – прошла.
Когда девушки предложили это парню, на свою беду он согласился.
Со слов соучастников преступления, Юлия, которую так и не ввели в курс плана, прошла на кухню и не выходила оттуда. А Тамбиева вместе с парнем-таксистом прошла в комнату.
После чего туда влетели трое: братья Ходжиевы и Ефимов, до этого прятавшиеся в сарае. И набросились на бедолагу.
Парень, действительно, оказался силён. Поначалу даже раскидал нападавших и попытался выскочить в окно. В этот момент Тамбиева передала Фахриддину Ходжиеву провод от кипятильника. Тот набросил его на шею жертвы и стал душить. Тем временем брат Музаффар ударил парня молотком по плечу, а Ефимов – ножом в грудь.
Агония была недолгой. Когда всё было кончено, тело вытащили в сарай и сбросили в яму, предусмотрительно выкопанную Фахриддином Ходжиевым. Он же и закопал труп.
* * *
После возобновления следствия по этому делу, в 2001 году, были задержаны трое: Марина Тамбиева, Музаффар Ходжиев, Сергей Ефимов.
Лишь Фахриддина Ходжиева арестовать не удалось: к этому времени он уже покинул Россию и находился у себя дома – в Таджикистане.
Его объявили в международный розыск, но в те годы он не дал результата.
Дело троих участников расправы было рассмотрено Новгородским областным судом в 2003 году. 28 февраля вынесен приговор: Марина Тамбиева получила 8,5 лет, Музаффар Ходжиев и Сергей Ефимов – по 9 лет лишения свободы.
Все трое уже отбыли назначенные сроки. Освободились. И мало кто надеялся, что правосудие свершится и в отношении четвёртого из подельников – Фахриддина Ходжиева.
– Но в конце 2024 года, – рассказал следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Новгородской области Егор Суткус, – у оперативников Петербурга появилась информация о том, что в городе на Неве дворником трудится человек, имя которого уже много лет в списках разыскиваемых людей, – Фахриддин Ходжиев. Его задержали чуть ли не с метлой в руке. Когда доставили ко мне на допрос в Великий Новгород, мужчина выглядел обескураженным. Но отрицать, что был участником расправы в Боровичах, он не стал. Были проведены и очные ставки с уже отсидевшими подельниками. Один из них, Ефимов, не удержался: зачем же, мол, ты, Федя (так называли его друзья), в Россию-то вернулся? Тот ответил, что на родине с работой большие проблемы, а в России, как он думал, уже никто не вспомнит о событиях 1995 года.
* * *
Действия Фахриддина Ходжиева, как и его подельников, были квалифицированы по статье «Умышленное убийство из корыстных побуждений группой лиц по предварительному сговору».
Как и на следствии, свою вину в совершении этого преступления он признал и в суде.
– Мы допросили, – рассказал государственный обвинитель Денис Оньков, – и обоих соучастников преступления, уже отбывших наказание и проживающих теперь в Боровичах: Тамбиеву и Ефимова. Кроме того, огласили показания брата обвиняемого – Музаффара Ходжиева, который сейчас находится в Таджикистане. Серьёзных противоречий в их показаниях нет. Сам Фахриддин Ходжиев подчёркивал, что он – человек незлой и якобы не хотел участвовать в убийстве. Но на него повлияли брат Музаффар и Тамбиева. Они – старше по возрасту, а среди уроженцев Таджикистана принято слушать и уважать старших. Поэтому, мол, и принял участие в расправе.
15 июля 2025 года Новгородский областной суд назначил Фахриддину Ходжиеву 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима. В пользу сестры жертвы преступления в порядке компенсации морального вреда с него взыскан 1 миллион рублей.
У него есть право обжаловать приговор в порядке апелляции.
* * *
И – о машине. Как и почему «девятка» оказалась под Боровичами брошенной и разбитой?
История такая. Как было установлено в ходе следствия, Тамбиева заранее договорилась со знакомым цыганом по имени Виктор, что, после совершения преступления, «трофейный» автомобиль передадут ему, чтобы тот её реализовал.
Цыган согласился. Но, получив машину после убийства её владельца, направляясь в Питер в намерении её продать, не смог вписаться в поворот, в результате чего «девятка» вылетела на обочину и врезалась в дерево.
Так что даже денег, на которые рассчитывали, убийцы не получили. Счастья «палёная» машина не принесла никому.
Стоит добавить, что после убийства супруги Ефимовы развелись. Со слов теперь уже бывшей жены, она, действительно, не предполагала, какая участь уготована парню, согласившемуся довезти их до дома. Разобралась во всём, когда преступление уже было совершено. И, согласно её показаниям на следствии, не смогла жить с человеком, который участвовал в убийстве.
Алексей КОРЯКОВ,
Боровичи – Великий Новгород
(Имя и фамилия потерпевшего изменены. – Прим. ред.)
Источник фото: автор
