«Я – интеллектуальный разнорабочий»: Дмитрий Белошенков освоил множество профессий: он и музыкант, и журналист, и краевед, и верстальщик, и даже звонарь

Очень сложно сказать, кто такой мой новый герой. Чем он конкретно занимается. Да, многим. Возможно, разговор с ним кому-то послужит примером, что никогда не поздно начать что-то новое, попробовать себя в каком-то ином деле, если нынешнее не устраивает или не приносит удовлетворения. Если вы когда-то выбрали один путь, это не значит, что его нельзя сменить. Такие люди, как Дмитрий Белошенков, делали это много раз. И это редкость. Рассказать о нем читателям мне посоветовал внук одного из моих прошлых героев – рязанский музыкант и вокалист Сергей Ниточкин. С его подачи я написал Дмитрию, и 16 июля в ЦПКиО произошла наша встреча.

Почему именно так складывается наша судьба, что предопределяет ее? Дмитрий хорошо помнит тот момент.

– Когда мне было лет шесть или семь, я был в гостях у бабушки на улице Черновицкой, – начал свой рассказ мой новый знакомый. – Туда пришел отец. И он, протянув мне наборчик из «Союзпечати» «Сто марок Кубы», сказал: «Вот тебе, сын, выбирай, что будешь собирать». Там были и спорт, и корабли, и природа. И я растерялся. Потому что мне понравилось все. Я не мог выбрать какое-то одно направление. И, повзрослев, я стал шутить, что стиль моей жизни – это «100 марок Кубы». Мне все нравится, и я хватаюсь за любую интересную идею и спокойно могу переключиться с одного на другое.

Дмитрий родился в Рязани 55 лет назад в семье педагогов. Отец работал учителем истории и обществознания, а мама преподавала русский язык и литературу. Братьев и сестер у него не было. Поэтому недостаток в общении он восполнял книгами. Читал запойно, был завсегдатаем библиотек. Наберет сразу несколько произведений  – и пропадает часами в мирах, созданных великими писателями.

Так что неудивительно, что со временем и его потянуло к перу. Тем более отец Дмитрия был внештатным корреспондентом газеты «Приокская правда». Сын пошел по стопам отца, стал писать для местных печатных изданий. Но это значительно позже. А пока… мечтами молодого человека овладела музыка.

Его дошкольные годы прошли на улице Безбожной. Во дворе дома находились сараи. И в одном из них хранились музыкальные инструменты. Музыканты железнодорожного депо приходили во двор и там репетировали. У маленького Димы был замечательный сосед – дядя Саша Медин. Он был профессиональным трубачом. И мальчику всегда было интересно, как из обычной трубы можно извлекать такие удивительные звуки.

А потом семья Белошенковых получила квартиру в микрорайоне Канищево. Так получилось, что и тот самый дядя Саша Медин тоже туда переехал. Они оказались соседями по лестничной клетке! И когда Дмитрию было 15 лет, он пришел в гости к музыканту и сказал: «Научи меня играть на трубе!»  Медин принес ему старую трубу, ноты и рассказал про аппликатуру. Это термин, обозначающий порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.

– А до этого я вообще музыкой не занимался, – добавил собеседник. – Хотя у моего дедушки по материнской линии был абсолютный слух – он играл на скрипке и на мандолине. Хотя сам всю жизнь работал строителем-железнодорожником. И я очень быстро научился играть на трубе. Так хорошо, что дядя Саша стал брать меня с собой играть в Парке железнодорожников. И так получилось, что в нашем подъезде жил старшина военного оркестра училища связи. Он узнал про меня и в 1986 году пришел к родителям и пригласил в военный оркестр. Мне было уже 16 лет, и я решил попробовать. Для меня это вообще была романтика. Тем более я любил читать книги военной тематики.

Когда Дмитрий окончил девять классов, он поступил в музыкальное училище. Но через два года его забрали на срочную службу, и после демобилизации он не вернулся к музыке, а поступил в педагогический институт (нынешний РГУ имени С.А. Есенина). Там он учился на историческом факультете, который окончил в 1995 году. Но время от времени он все равно продолжал играть на трубе в оркестре. То друзья попросят, то мероприятие какое-то. Одно время даже замещал уехавших на гастроли музыкантов, играя в оркестре Рязанского цирка.

– И потом произошло очень важное событие, – рассказывает Дмитрий. – Это 900-летие Рязани и 100-летие со дня рождения Есенина. Я сопровождал группу японских барабанщиков, рассказывал о нашем городе – просто в то время я проводил экскурсии. А соседка моего тестя, Татьяна Даниловна Шестакова, писала сценарии для городских мероприятий. И как-то пришла ко мне и сказала: «Дима, выручай!» А была следующая ситуация: по сценарию, на 100-летие Есенина женщина-звонарь должна была звонить в колокола. Но она не смогла приехать. И я согласился звонить вместо нее. Но и это еще не все. Нужно было найти эти самые колокола…

Белошенков отправился в рязанский порт. Там ему дали на время две рынды – судовые колокола. Третий предоставили в музыкальном училище. Четвертый вручил священник отец Анатолий Лазарев. Плюс к этому удалось раздобыть в разных местах несколько колокольчиков. И вот – звонница готова. Дмитрия быстро обучили ремеслу звонаря. И 3 октября 1995 года он выполнил поставленную перед ним задачу. Как он вспоминает, тот день был очень холодным. Ему надели рубаху, а под нее несколько свитеров. Несмотря на холод, представление прошло на ура.

– И за эту работу мне заплатили, – добавил мужчина. –  Этих денег хватило на две важные вещи. Во-первых, на детскую коляску – у нас с женой недавно родилась дочка. А во-вторых, я купил свой первый бэушный компьютер. Я был безумно этому рад. Почему? Потому что я смог многое делать. Я постепенно покупал новые блоки для компьютера и осваивал новые программы. Так началась моя компьютерная эпопея. Следующий отрезок времени я посвятил преподаванию на компьютерных курсах.

А еще он продолжал писать. Дмитрий Сергеевич сотрудничал с журналом «Рязаночка». Внештатно писал статьи, освещал различные события в городе. Писал для газеты «Алый парус». И ко всему прочему занимался версткой. А также обучал людей работе на компьютере в учебном центре. Например, одна женщина, лет шестидесяти, тоже хотела его освоить. Но она никак не могла правильно взять мышку. Брала ее как обычные счеты. Но все равно благодаря Дмитрию научилась.

В 2002 году ему опять нужно было выбирать, как когда-то, между музыкой и историей. Белошенкову одновременно предложили место дизайнера в одной хорошей фирме и работу в храме. Просто он как-то уже преподавал в воскресной школе – вел церковно-славянский язык. На этот раз его позвали на должность помощника настоятеля в Преображенском храме в Канищеве, где была своя газета. И мужчина выбрал церковь.

Там Дмитрий занимался административной работой, верстал газету. Она была посвящена воинскому духовенству. Издание распространяли по воинским частям. И еще он писал статьи в православную газету «Преображение».

Потом Дмитрий Сергеевич ушел в семинарию, где проработал 10 лет.  А начало сотрудничества было таким. Как-то раз Дмитрий делал сайт для одного монастыря. Там он познакомился с Олегом Мартыновым – легендой рязанской теологии. И тот узнал, что Белошенков к тому же еще и верстальщик. Он предложил ему заниматься православным журналом «Рязанский богословский вестник». В итоге Дмитрий верстает это издание с 2009 года и по сей день. А так как у него историческое образование, то его пригласили поработать в Рязанской духовной семинарии. Преподавать историю и английский язык. Потом владыка Павел (митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарев), в то время возглавлявший Рязанскую кафедру) предложил быть проректором по научно-методической работе в семинарии, которой в итоге Дмитрий занимался несколько лет. Организовывал конференции, работал со студентами. Параллельно Белошенков получил и второе образование – стал магистром теологии. Еще он работал на радио, но недолго.

– Полгода я был ведущим утреннего эфира рязанского епархиального радио, – рассказывает мой собеседник. – Это в пять утра вставать, с семи до девяти вести эфир, а потом идти в семинарию. Я честно свою «сову» пытался убедить, что она «жаворонок». Но ничего не получилось. В итоге я пошел к владыке и сказал: «Простите, не могу».

С 2019 года Белошенков стал «интеллектуальным разнорабочим» – так он о себе сам говорит: пишет тексты, верстает сайты и журналы, консультирует. А к концу этого года хочет выпустить сборник собственных сказок.  Для того, чтобы быть все время в «творческом» тонусе, он недавно даже включился в литературный марафон. По условиям марафона три раза в неделю нужно сочинять новую сказку. Всего 39 сказок! Действие должно происходить в разных странах. С момента получения задания на все про все дается 48 часов. Дмитрий уже преодолел половину марафона – написал сказки даже про Вавилон и про Северную Македонию.

Также Дмитрий Сергеевич является краеведом. К нему обращаются различные издания и издательства, чтобы проконсультироваться о тех или иных достопримечательностях родного города. Дома у Белошенкова большая библиотека. Кстати, одно издательство готовит книгу о Рязани, но пишут ее не жители города. Так что наш краевед помогает авторам.

На вопрос о самом любимом месте в городе Дмитрий Сергеевич ответил, что это Рязанский кремль. Он с самого детства его полюбил. Всегда просил родителей погулять по кремлю. А второе место – это парк ЦПКиО, где  мы как раз и встретились, чтобы пообщаться.  Кстати, его дочка когда-то написала курсовую работу об этом парке. Теперь она кандидат биологических наук. Кроме того, Белошенков любит и площадь Победы, и вокзалы, и Лыбедский бульвар. Кстати, Дмитрий всегда предпочитает пройтись пешком, а не передвигаться на общественном транспорте.

–  А вот супруга Светлана Викторовна – художник. Дочка – преподаватель в Рязанском институте развития образования (РИРО), – сообщил в конце беседы Дмитрий Сергеевич. – Меня вообще вдохновляют творческие люди. Это высшее наслаждение!

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Николай Скрипкин