Трагедия под Тындой: как 50-летний самолет получил допуск к полетам?
Крушение Ан-24 стало крупнейшей авиакатастрофой в России в 2025 году. Самолет, произведенный почти 50 лет назад, пропал с радаров утром 24 июля при заходе на посадку в условиях низкой облачности и дождя. Обломки, обнаруженные в труднодоступной местности, указывают на столкновение с сопкой, что подтверждает одну из версий следствия — ошибку экипажа в условиях плохой видимости. Однако Следственный комитет РФ также рассматривает техническую неисправность как возможную причину. Восточное управление СК на транспорте возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц»).
В социальных сетях и СМИ появились жалобы пассажиров на изношенность воздушных судов авиакомпании «Ангара». Видео и фото, снятые на борту, демонстрируют потрепанные салоны, устаревшее оборудование и следы многолетней эксплуатации. Эти свидетельства поднимают вопрос: как самолеты, которым почти полвека, продолжают перевозить людей, несмотря на строгие регламенты технического обслуживания?

В России эксплуатируется около 50 самолетов Ан-24, и все они были выпущены в 1970-х годах. Разбившемуся борту с номером RA-47315 был продлен сертификат летной годности до 2036 года, что вызывает сомнения в эффективности проверок.
Как отметил бывший сотрудник «Ангары» в интервью «Московскому комсомольцу», «угробить Ан-24 надо еще постараться» — эти самолеты проходят ежегодное техническое обслуживание, включая разборку и осмотр специалистами.
Тем не менее, возраст техники и сложные условия эксплуатации в регионах, таких как Амурская область, увеличивают риски.
Авиакомпания «Ангара», базирующаяся в Иркутске, обслуживает маршруты Восточной Сибири и Дальнего Востока, где современные самолеты редкость. В ее парке на июнь 2025 года 11 Ан-24 и три Ан-26, что подчеркивает зависимость региональной авиации от устаревших моделей. В день трагедии Telegram-канал «Авиаторщина» сообщил, что Росавиация планировала совещание о нарушениях в техобслуживании самолетов «Ангары» — совпадение, которое добавляет вопросов к контролю за авиапарком.
Среди погибших — люди, чьи истории трогают до глубины души. Бортпроводница Анастасия Бессмертная, 44 года, работала в «Ангаре» с 2013 года и оставила двоих детей. Командир экипажа Вячеслав Логвинов, выпускник Военного института Сил воздушной обороны, был опытным пилотом, чья подготовка не вызывала сомнений у коллег. Среди пассажиров — семья с маленьким ребенком и пятеро сотрудников РЖД, чьи имена пока уточняются. Одна история выделяется особенно: 55-летняя предпринимательница из Тынды Марине Авалян в последний момент отказалась от полета из-за недомогания внучки. Это решение спасло ей жизнь, но оставило тяжелый осадок — она могла быть на борту злополучного рейса.
Катастрофа вызвала немедленную реакцию на всех уровнях. Глава Минтранса Андрей Никитин, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров и члены правительственной комиссии вылетели в Тынду для координации спасательных работ и расследования. Премьер-министр Михаил Мишустин создал комиссию по ликвидации последствий, а Межгосударственный авиационный комитет начал собственное расследование. Генпрокуратура поручила проверить соблюдение законодательства о безопасности полетов, а в «Ангаре» проходит выемка документов.
Губернатор Амурской области Василий Орлов объявил трехдневный траур и ввел режим регионального ЧС. В Хабаровском крае, откуда летели некоторые пассажиры, открыта горячая линия (8 (4212) 23-23-23). МЧС России запустило линию психологической помощи: 8 (4162) 53-99-99. Министр транспорта Андрей Никитин подчеркнул приоритет поддержки семей погибших:
«Нужно сосредоточиться на перелетах к месту происшествия, страховых и социальных выплатах, медицинской и психологической помощи».
Авиакомпания «Ангара» также пообещала материальную и моральную поддержку родственникам.
Член думского комитета по транспорту Олег Гарин в беседе с изданием «Подъём» отметил, что катастрофа станет поводом для серьезного обсуждения в Госдуме.
«Безопасность людей — задача государственной важности. Мы обсудим инцидент и, при необходимости, направим запросы», — заявил он.
Транспортный комитет намерен поднять вопрос о строгом контроле состояния самолетов, особенно тех, чей возраст превышает 40 лет.
Источник фото: Far Eastern Transport Prosecutor/XinHua,Cao Yang/XinHua
