Михаил Камакин – бывший конвоир, а ныне педагог в школе – отстаивает права земляков не жить рядом с мусорной свалкой в Шацком районе

В свое время, когда я узнал, что около деревни Воропаевка Путятинского района хотят сделать мусорный полигон, это было для меня крайне неприятной новостью. Потому что я сам из этих мест. Насколько мне известно, многие жители района выступали против свалки. И вот недавно мне стало известно, что и в Шацком районе также планируется создание полигона для отходов. Местные жители не в восторге от такого соседства. Помогает им отстаивать свою точку зрения уроженец Шацка Михаил Камакин. Я захотел познакомиться с этим человеком. И 23 июля он пришел к нам в редакцию «Мещерки», где у нас состоялась беседа.

Михаил родился в Шацке в 1983 году в простой семье. Его отец, инвалид второй группы, ранее работал охранником, но, к сожалению, уже ушел из жизни. Мать, напротив, жива и долгое время трудилась библиотекарем, но в 90-е годы ей пришлось искать другие способы заработка, включая работу продавцом. У Михаила также есть старший брат.

После школы юноша поступил в техникум механизации сельского хозяйства. Там же, в Шацке. Затем была срочная служба. После уехал в Москву. Там устроился в милицию конвоиром.

– Работа была несложной, – вспоминает Михаил. – С утра и до вечера надо было сопровождать подозреваемых в судах. Тебе дают адрес, ты приезжаешь, привозят спецконтингент, сопровождаешь в зал суда и обратно. Пару раз я конвоировал Григория Гробового. Такой был известный жулик, псевдоученый и лидер секты. Это произошло в Хамовническом суде. Я помню, как он на серьезных щах заявил судье, что в реакторе Балакиревской АЭС есть какая-то трещина. И только он ее может диагностировать. Ни одна аппаратура не может выявить. А потом сказал: если не выпустите меня, то на вас будет ответственность за уничтожение трех миллионов людей. Ну, судья просто продлил еще на полгода содержание в следственном изоляторе. Потом, было дело, сопровождал Мавроди. Я помню, как в зале суда стояли люди с транспарантами. Кричали: «Сергей Пантелеевич, мы с вами!» Да, вот такие были истории. Ну, и в целом я познавал, как работает система судов.

Михаил проработал конвоиром четыре года. Мужчина признался, что поначалу ему было интересно, потом решил перевестись в ППС, но не получилось. Потрудившись какое-то время в столице сторожем, вернулся в родные края. Устроился на завод и параллельно поступил в РГУ имени С.А.Есенина на факультет физической культуры и спорта. Окончив его, стал работать в детском саду инструктором по физкультуре, а затем в школе учителем физкультуры и технологии.

– Кстати, когда я работал в милиции, у нас наметилась такая тенденция, – рассказал мой собеседник. – Когда я только пришел работать – это было в 2005 году, – через нас проходило 5-6 подозреваемых и обвиняемых в день. Ну, иногда 10. И в течение двух-трех лет это количество подскочило в два раза.

Тема строительства полигона появилась в жизни Михаила летом 2023 года.  Прочитал на страничке одной знакомой, что на шацкой земле хотят соорудить мусорный полигон и что в город приедут представители антикоррупционного комитета. Мужчина как раз проводил свой отпуск в Шацке, поэтому решил сходить на эту встречу.  Там, по его словам, в основном говорили про дорогу. И немного сказали о полигоне, но так как это была не совсем профильная тема для гостей города, то углубляться в нее не стали.

– Нам тогда сказали, что здесь могут сделать полигон, но не точно, – рассказал Михаил. – А я по большей части живу в областном центре. И как-то не особо разбирался в этой ситуации. Но весной этого года я узнал следующее: появилась информация, что в 2026 году мусорный полигон все же будет. У меня  не было документов, но мне все-таки удалось связаться с несколькими ведомствами. И мне прислали пару постановлений о том, что на территории Шацкого района, рядом с селом Казачья Слобода, будет  полигон. Однако сами местные жители ничего не знали. Все было на уровне слухов.

И, как коренной житель Шацка, как неравнодушный гражданин, Михаил понял, что нужно идти за правдой. И пошел, без юристов, без какой-либо поддержки. В соцсети мужчина создал группу «Шацкий рубеж» и постепенно стал выкладывать постановления Главархитектуры. Начал писать запросы в разные ведомства: в министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области, в минприроды, в министерство ТЭК и ЖЭК. По словам Михаила, из ответов было ясно, что полигон согласован с администрацией и все уже решено. Там еще добавили, что идут работы и будут экспертизы.

– И я все эти ответы опубликовал в сети, – добавил мой собеседник. – Поначалу у группы было 300 подписчиков, сейчас их около полутора тысяч. Картина вырисовывалась такая, что свалка будет на 15 гектаров. Это если ехать из Рязани в сторону Шацка, есть поворот на Сасово. И вот там, неподалеку от села Казачья Слобода, на расстоянии 850  метров от жилых домов должна появиться большая свалка. В проекте написано, что бульдозером будут закатывать мусор. Просто закатывать в землю. Но ведь перед такими серьезными вещами должны быть общественные слушания, которых не было. Но мы все-таки заставили их организовать. Они прошли 24 июня 2025 года.

Камакин был на этих слушаниях. Он удивился тому, как много людей на них пришло. Думал, что от силы будет пара десятков, а их было от 300 до 400 человек. А это значит, что народ болеет душой за малую родину.

И один докладчик – главный инженер – заявил, что свалка будет на 100 процентов экологичная. Я не инженер. Но вот если 100 процентная экологическая свалка – это, наверное, бетонный куб, который будет закрыт со всех сторон. Только открывается и закрывается. Но там такого в проекте нет. Там написано, что бульдозером будут закатывать мусор. Закатывать в землю. И это экология? В итоге меня взяли в рабочую группу, но мое участие чисто номинальное. Группа ищет участки и отправляет их на согласование в правительство области. А вот согласуют их или нет – вопрос. Может, и оставят около Казачьей Слободы, – говорит Михаил.

Добавим, что всего в Рязанской области хотели сделать четыре полигона и пять мусоросортировочных станций: в Шацком, Путятинском, Ряжском, Касимовском и Шиловском районах. Кстати, в Путятинском районе полигон хотят соорудить рядом с деревней Воропаевка, где уже есть большая свалка. И она находится в 160 метрах от водоема – песчаного карьера. И плюс там находится исток реки Ворша. Планируется, судя по документам, увеличение площади свалки в три раза.

– А почему свалки делают  рядом с населенным пунктом? – объясняет Михаил. – Да потому, что рядом уже есть дорога, инженерные коммуникации. Не надо вкладываться в инфраструктуру. Вот почему.

Сейчас Михаил начал подготовку к записи обращения к президенту. По его словам, будет требовать пересмотра территориальной схемы обращения с отходами и расторжения концессионного соглашения.

Николай СКРИПКИН,  Рязань – Шацк – Путятино



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Николай Скрипкин