Воздушная гавань боевых летчиков
Прифронтовой рубеж
Осенью 1941 года и райцентр, и весь район оказались прифронтовыми. Как известно, в планах гитлеровского командования предусматривался обход столицы и захват её с востока. Предупреждая этот маневр, советское командование разработало план создания круговой обороны Москвы. Киржач стал одним из его важнейших пунктов.
До сих пор в мелколесье вокруг города видны линии траншей, остатки пулеметных гнезд и дотов. Тысячи жителей района вместе с тружениками соседних районов участвовали в строительстве оборонительных сооружений по основным автомагистралям – на Горький, Ярославль, расчищали и укрепляли посадочные площадки для боевых самолетов.
Все взрослое население проходило ускоренное обучение по защите от бомбардировок, от возможного химического поражения, по борьбе с вражескими диверсантами и парашютистами. В разгар наступления фашистов на Москву по инициативе партийной организации района и местных Советов в лесах начали подготавливать базы для партизанских отрядов. По воспоминаниям бывшего первого секретаря райкома партии Н.И. Одинцова, были уже сформированы шесть партизанских отрядов, подготовлены для них базы в глухих лесах, определены связи с населением.
Аэродром на месте пустыря
Сегодня, глядя на аэродром Киржача и то, как уютно он расположился на границе Московской и Владимирской областей, в 110 км от Москвы, в непосредственной близости от районного центра Киржач, невольно отмечаешь его удачную локацию. Сюда регулярно съезжаются парашютисты – на тренировки или соревнования. Здесь все желающие могут полноценно отдохнуть, совместив парашютные прыжки и полеты на легкомоторных самолетах с отдыхом на природе.
В годы Великой Отечественной войны атмосфера на аэродроме была совсем иной.
В декабре 1941 года в 30-градусный мороз на станцию Киржач прибыли первые части, из которых генералу Ивану Семёновичу Безуглому приказано было сформировать 9-й воздушно-десантный корпус. Вместе с местными руководителями военачальник определил место под будущий аэродром - пустырь на северо-западной окраине города. Первый планерный авиаполк (1942-1943) также базировался здесь. В условиях строгой секретности здесь готовились десантники и пилоты грузовых планеров А-7 и Г-11 для выполнения спецзаданий командования ВДВ.
Осенью 1941 года сотни старшеклассников, стариков, работниц предприятий и колхозов помогали десантникам разгребать снег для взлетно-посадочной полосы, вспоминали старожилы.
В открытых источниках упоминаются и такие факты.
«Одновременно с подготовкой к десанту в тыл врага наша часть выполняла и боевую задачу – подготавливала город Киржач к обороне. Благодаря всесторонней помощи, оказанной нам партийными и советскими органами, всем населением района, наша часть успешно справилась с задачами, поставленными перед ней. За это киржачанам большущее солдатское спасибо», - так отзывался о военном духе в городе начальник штаба, генерал М.Ф. Борисов.
Дружба тыла и фронта
В первую военную и очень студеную зиму 1941-1942 года бригады корпуса расквартировались по частным домам и по квартирам в поселок Красный Октябрь, в поселок Горка, по всему городу. Один батальон разместили в деревне Кипрево. Жители района радушно встретили воинов, помогли им обустроиться и начать подготовку, делились с воинами последней картошкой и капустой. И воины не оставались в долгу. Так, они оказали помощь труженицам шелкового комбината в строительстве узкоколейки на Першинское торфболото. Между воинами и населением установились отношения искренней дружбы.
31 июля 1942 года 9-й воздушно-десантный корпус был преобразован в 36-ю
дивизию, состав которой принял в Киржаче гвардейскую клятву. В начале августа 1942 года она была направлена на фронт под Сталинград. К этому моменту между горожанами и летчиками сложились теплые, дружеские отношения. Они продолжали общаться – отправляли письма, посылки пилотам.
Благодаря созданной в ходе подготовки 36-й гвардейской стрелковой дивизии базе на киржачском аэродроме продолжили обучение другие боевые соединения десантников: 105-я (12-я) гвардейская воздушно-десантная дивизия под командованием В.Д. Юматова, 107-я (8-я) гвардейская воздушно-десантная дивизия под командованием генерала Богданова.
«Ночные ведьмы»
С особой гордостью сегодня жители города сохраняют память о первом в мире женском авиаполке под руководством Героя Советского Союза Марины Расковой.
Дело в том, что через Киржач проходил путь лётчиц на фронт. Тут они учились пилотировать в боевых условиях, оттачивали свои навыки пикетирования и боевого применения авиации.
В декабре 1942 года на аэродром Киржача прилетала Марина Михайловна Раскова. Одна из эскадрилий под её командованием базировалась именно в райцентре. Сегодня в память о ней названа одна из улиц райцентра.

Вместе с летчицами Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко они совершили полет, который вошел в историю мировой авиации. 24–25 сентября 1938 года состоялся их беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Был установлен женский мировой рекорд дальности полёта: за 26 часов 29 минут было преодолено расстояние в 6450 км. Все три летчицы получили звание «Герой Советского Союза».
После начала войны Марина Раскова выступила с предложением о формировании на строго добровольных началах авиационных женских полков. Более того, пользуясь своим авторитетом, проявив напор и невероятную активность, Марина Михайловна сделала все, чтобы такие полки появились. Сама она возглавила полк бомбардировщиков, вооруженных самым современным и в то же время трудным самолетом – пикирующим бомбардировщиком «Петляков–2».
За невероятную храбрость и результативность женские авиаполки немцы называли «ночные ведьмы». Действительно, вылетали девушки только ночью.
Сохранились такие воспоминания о том, как в декабре 1942 года Марина Раскова была в Киржаче:
«Здесь находилась одна из эскадрилий. Она обошла помещения летчиков и техников, побеседовала с людьми, посмотрела, как они устроились. Утром объехала аэродром, пообщалась с техниками у самолетов. Заходила М.М. Раскова в эти дни в райком партии и райкомполк, чтобы договориться о помощи в расчистке аэродрома. Недолго жила и работала в нашем городе Марина Михайловна, но старожилы её хорошо помнят.
В начале января 1943 г. М.М. Раскова во главе полка вылетела на фронт к Сталинграду, а 4 января, попав в тяжелые метеорологические условия, самолет потерпел катастрофу, экипаж погиб. В тот же день личный состав полка дал клятву стать гвардейским, и эту клятву они выполнили. Полку было присвоено имя Героя Советского Союза М.М. Расковой».
Помощь партизанам
Многие детали деятельности аэродрома в военные годы остаются неизвестными из-за режима секретности, который окружал военные объекты того времени. Однако известно, что в 1942–1943 годах на аэродроме базировался и 1-й планерный авиаполк.
До ноября 1944 года полк имел специальное назначение - буксировку тяжелых планеров, пушек и другого воздушно-десантного вооружения ночью.
В открытых источниках есть данные о том, как в ноябре 1942 года личный состав полка в количестве пяти экипажей Ил-4 участвовал в доставке вооружения и боеприпасов партизанам в брянских лесах. Всего было доставлено 14,5 тонны антифриза и 50 огнеметов для Сталинградского фронта.
В марте 1943 г. полк участвовал в трех отдельных операциях по обеспечению боевой деятельности партизан и по высадке специального десанта в тыл врага, впервые применив планеры в больших масштабах. Всего было произведено 60 боевых вылетов с налетом 160 часов и отбуксировано 33 планера.
В 1943 году пилоты-планеристы участвовали в боевых действиях и доставили партизанам Белоруссии 19 тысяч кг боеприпасов и вооружения.
Город помнит!
…Вероятно, аэродром использовался и для других военных целей. Учитывая его близость к Москве и стратегическое расположение, можно предположить, что он играл роль в переброске войск и грузов, а также в обеспечении воздушной поддержки боевых операций.
После войны здесь располагалась летная воинская часть. Штаб находился на окраине города, на ул. Коммунальной. В середине 1950 годов был перебазирован в г. Монино.
Начиная с 1960 года на аэродроме Киржача тренировались Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и другие. Аэродром был одним из ключевых центров подготовки парашютистов как для Вооруженных сил, так и для гражданского спорта вплоть до 2015 года.
В мае нынешнего года в выставочном зале театра «Совенок» открылась выставка, посвященная труженикам тыла Киржачского района и города Киржача в военные годы. Уникальность ее в том, что сами горожане помогли организаторам воссоздать типичные для того времени условия быта горожан. Тут и швейная машинка, и патефон (работающий!), и одежда. Один из стендов выставки был посвящен работе хлебного магазина. Он располагался в Торговых рядах. Очередь за хлебом женщины занимали с вечера, на руке оставляя пометки химическим карандашом - кто за кем. Выдавали его по талонам. Их образец тоже есть на выставке.
Сохранились воспоминания горожанина о том, как воспринимали этот продукт тогда и потом: «Запах и вкус киржачского хлеба – самый лучший и ароматный. И дело, разумеется, не в том, что это хлеб моего детства. Сколько судьба ни мотала по городам и странам, такого хлеба нигде нет. Его пекли в церкви в центре города, и аромат его пьянил и насыщал тебя».
Последний директор шелкового комбината Валентина Алексеевна Матвеева передала образцы ткани, которую выпускали здесь до и во время войны. Это была парашютная ткань из натурального шелка. Ее испытывали также на военном аэродроме.
Особая часть экспозиции «Киржач в тылу» была отдана документам, фотографиям и письмам фронтовиков, которые принесли горожане. Организаторы сделали так, что каждый посетитель смог услышать эти весточки с фронта. Их читали учащиеся киржачского колледжа. О чем писали? Фронтовики в первую очередь интересовались домашними делами, строго спрашивали: что и в каком объеме посажено в огородах. Они верили, что Победа будет за нами, а с ней – и долгожданное возвращение в родимый дом.
Источник фото: из открытых источников,сайт culture.ru
