Владимирский Дом пионеров в годы войны
21 октября 1942 года в «Пионерской правде» был опубликован новый текст Торжественного обещания:
«…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом борцам, отдавшим жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».
Владимир в годы войны не был занят фашистами, но жизнь детей всё равно была очень тяжёлой. Было голодно, продукты получали по карточкам и заборным книжкам. В домах зимой было очень холодно, не хватало дров. Лучшие здания школ были заняты под госпитали. Дети учились в сараях, бараках, подвалах, на чердаках, на квартирах у учителей или учеников.
Учиться в годы войны было трудно. Уроки шли при свете керосиновых ламп. Не хватало учебников, не было тетрадей: писали на газетах между строчками, на обоях, на оберточной бумаге, на старых географических картах. Вместо чернил использовали сажу, разведённую в воде, или свекольный отвар.

В то время Дом пионеров во Владимире размещался в небольшом деревянном доме на углу улиц III Интернационала (сейчас улица Большая Московская. – Прим. ред.) и Кремлевской. С началом войны работа этого образовательного учреждения тоже была перестроена на военный лад. Уже в конце июня 1941 года в нем появились звенья самозащиты: юные химики, связисты, санитары, пожарные. Они отвечали за охрану здания, соблюдение порядка, светомаскировку. Было введено круглосуточное дежурство. Директором Дома пионеров в те годы была назначена бывшая пионервожатая средней школы №1 Лидия Павловна Семенова, 1915 года рождения. Она вспоминала:
«В годы войны я была директором Дома пионеров, членом бюро горкома комсомола. В Доме пионеров были открыты оборонные кружки для детей и подростков, в которых дети учились стрелять, надевать противогазы, ходить на лыжах; были организованы занятия по оборонной подготовке девушек, которые изучали санитарное и стрелковое дело».

А как много сделали дети для Победы! Кружковцы выезжали летом в пионерские лагеря с концертами, работали на полях совхоза «Коммунар», пропалывали овощи, собирали урожай, участвовали в сборе лекарственных трав, ягод и грибов.

Дом пионеров стал центром сбора средств в фонд обороны страны. Были собраны деньги на бомбардировщик «Владимирский школьник». Сюда приносили учебники, книги, вещи для пострадавших от фашистов жителей Сталинграда, Калинина, Донбасса, Смоленска. По выходным в Доме пионеров устраивались платные концерты детской художественной самодеятельности. В Доме пионеров часто проходили встречи с участниками войны.

Как и до войны, работал кружок рисования, которым руководил Михаил Михайлович Сахаров. Заслуживали похвалы работы его воспитанников Вовы Кувина и Саши Потехина.

Были открыты спортивные секции: гимнастическая, лыжная, конькобежная, легкоатлетическая. С 1943 года стал работать кружок «Юный моряк». Много мальчишек занималось в кружках «Юный авиастроитель», инструктором которого был Владимир Григорьевич Боченков. Лучшими авиамоделистами были пионеры Юра Пугачев, Слава Бородуля, Миша Трофимов. Девочки с удовольствием посещали кружок кройки и шитья, рукодельный и кукольный.
Одновременно были открыты две мастерские: «Умелые руки» для девочек и столярная мастерская для мальчиков. Девочки в мастерской изготовляли по заказу Горпромторга игрушки, вязали носки, варежки, клеили конверты, шили кисеты. Мальчики в столярной мастерской изготовляли мебель для детских садов и яслей, лыжные палки и приклады. За работу в мастерских кружковцы получали продуктовые карточки.
Раз в неделю девочки выходили в подшефный госпиталь. Они читали раненым книги, газеты, журналы, приносили подарки, штопали белье и носки, стирали окровавленные бинты, убирались в палатах. Особенно раненые любили, когда дети выступали с концертами.

Несмотря на то, что шла война, в Доме пионеров устраивались праздники Новогодней ёлки, а для старшеклассников – балы-маскарады. Малыши даже получали небольшие подарки: пакетики с печеньем и конфетами-подушечками. Для бала-маскарада юные рукодельницы сами шили костюмы Вьюги, Снежинок, Цветочниц.
В каникулы проводились шахматно-шашечные турниры; зимой – прогулки на лыжах. В конце войны почти ежедневно устраивались вечера танцев, киносеансы. Шли лекции по истории Владимира, организовывались выходы в музей, экскурсии по историческим местам.
Преподаватели, помним!
Сегодня ДД(ю)Т по крупицам восстанавливает историю военного времени, собирает и бережно хранит информацию о педагогах, работавших в годы Великой Отечественной войны с детишками и поднимавших моральный дух маленьких и взрослых владимирцев. Вот лишь ряд имен, заслуживающих того, чтобы вспомнить о них на страницах газеты.

Крестьянинов Владимир Васильевич руководил судомодельным кружком. Он родился в 1924 году в Москве, но в 1935 году его отец по семейным обстоятельствам вместе с двумя сыновьями перебрался во Владимир. Свободное от учебы время Владимир Васильевич отдавал занятиям физкультурой и спортом. Окончив семилетку, поступил учиться в механический техникум на Студеной горе.
С началом войны ушел на фронт старший брат Владимира - Георгий (он погиб в 1944 году). В марте 1942 года Владимир Крестьянинов был тоже призван на военную службу, его направили на учебу в Выборгское военно-морское хозяйственное училище, которое к тому времени было передислоцировано в Москву. Вступительные экзамены Владимир сдал успешно. Его отправили на юг, в Махачкалу, где в то время находился эвакуированный из Кронштадта учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова. Здесь молодые матросы стали осваивать непростую специальность электрика подводной лодки.
Когда немцы «уперлись» в Кавказский хребет и вступили в пределы Калмыкии, «учебку» эвакуировали из Дагестана еще дальше на юг, в небольшой азербайджанский городок Астару, а закончилось его обучение профессии подводника на Аральском море. Механик нещадно «гонял» будущих подводников-электриков по каждой детали. Позже в море Владимир Васильевич не раз вспомнит с благодарностью своего сурового наставника.
Два последних военных года Владимир Крестьянинов прослужил на подводной лодке «Щука», которая была приписана к Черноморскому флоту. На личном счету Владимира Васильевича Крестьянинова – два корабля, которые он уничтожил вместе с торпедистом при освобождении Крыма. 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками лодка Щ-201 была награждена орденом Красного Знамени.
После «Щуки» были другие, более совершенные подводные лодки. Владимир Крестьянинов прослужил в Военно-Морском флоте до 1950 года. Выйдя в отставку, выполнял обязанности председателя добровольного общества содействия Флоту. Потом свою трудовую жизнь посвятил работе с учениками. Для этого он окончил курсы преподавателей труда при институте усовершенствования учителей. Многие десятилетия работал в средней школе №22 учителем труда, с небольшим перерывом, в течение которого учил наших офицеров в ГСВГ.
Воспитанники Крестьянинова из Дворца пионеров успешно участвовали в городских и областных судомодельных соревнованиях, в выставках технического творчества. Плавающий быстроходный катер с реактивным двигателем, изготовленный его воспитанником Соколовым, занял на Всесоюзных соревнованиях в Москве второе место. Владимир Васильевич принимал активное участие в деятельности морского клуба. Под его руководством подростки и юноши изучали морское дело, ходили в шлюпочные походы по Клязьме.

Никифоров Юрий (Георгий) Сергеевич, военный инструктор, родился во Владимире 17 мая 1920 года. Его отец был служащим, а мать занималась воспитанием детей. У Юрия было три сестры: старшая Валентина и младшие Руфина и Елена.
Юрий Никифоров с детства мечтал о карьере военного. В 1938 году окончил школу №3 и поступил в военное училище пограничных войск имени Менжинского в Лосиноостровске под Москвой. 22 сентября 1938 года общим партийным собранием был утвержден кандидатом в члены ВКП(б).
Еще в десятом классе, в ноябре 1937 года, Юрий Никифоров начал вести дневник, в котором подробно описывал события каждого дня, свои впечатления, мысли, своё отношение к тем или иным событиям. С особой теплотой Юрий пишет в дневнике о своих приездах во Владимир из училища.
Юрий Сергеевич прекрасно рисовал. В семейном архиве родственников Юрия сохранился его автопортрет, а также фотографии, на которых он сфотографирован на фоне своих работ.
Февраль 1940 года стал черным месяцем в семье Никифоровых. Отец Юрия был осужден за «антисоветскую пропаганду» на три года тюрьмы. Приговор матери был ещё более суров – 5 лет тюремного заключения. Юрия как сына врагов народа отчислили из училища, и он вернулся домой во Владимир. После этих событий тональность его дневников резко поменялась: оптимизм, восхищение страной уступило место отчаянию, разочарованию… Юрий устроился работать военным инструктором в Доме пионеров. Более частыми тогда стали военно-спортивные мероприятия: у подрастающего поколения воспитывалась готовность к войне.
Потенциальную готовность к военным действиям можно проследить по статье «Военная игра пионеров и школьников», которая была написана Никифоровым и опубликована в газете «Призыв» в начале 1941 года. В ней описывается военно-спортивная игра владимирских школьников в Заклязьменском лесу:
«В морозном воздухе затрещали станковые и ручные пулеметы... Модели оружия, добротно сделанные юными оружейниками из дерева, работали безотказно. Противник усиливал ответный огонь. Наступление приходилось вести короткими перебежками между деревьями, то и дело скользя на лыжах по искрящемуся снегу с винтовками наперевес».
С сентября 1941 года Юрий Никифоров работал военруком во владимирских средних школах №1 и №2. В местных газетах часто появлялись его заметки и статьи о военно-оборонной работе среди школьников.
Когда началась война, Юрий добровольцем ушел на фронт. После окончания краткосрочных офицерских курсов ему присвоили звание лейтенанта и назначили командиром роты связи 384 стрелкового полка. В октябре 1941 года, когда фашисты стояли на подступах к Москве, Владимир превратился в прифронтовую зону. Сюда из Лосиноостровска эвакуировали военное училище, в котором учился Юрий. Он подал просьбу о повторном зачислении в него. 31 октября получил положительный ответ, а в 1942 году оказался уже на фронте.
15 сентября 1942 года Юрий был ранен. После излечения в госпитале ему предлагали остаться в тылу, но он отказался. В дневниках Юрия предстают яркие картины войны с радостью побед, горечью неудач, голодом, холодными землянками, прекрасными товарищи и верой в светлое будущее.
В конце ноября – начале декабря 1942 года взвод под командованием Юрия Никифорова принимал участие в страшных боях под Ржевом. 6 декабря 1943 года он был второй раз ранен и попал на лечение в родной город. Отправляясь на фронт, Юрий сделал в дневнике последнюю запись: «В 44-м обязательно вернусь. Вернусь, и буду жить!» В марте 1944 года родителям Юрия пришло извещение о гибели сына. В нем сообщалось, что старший лейтенант Никифоров Юрий Сергеевич погиб в бою 23 февраля 1944 года и похоронен у деревни Шведы Витебской области.
За героизм и мужество, проявленные в боях, он был награждён орденом Красной Звезды.

Потапов Константин Михайлович, руководитель авиамодельной мастерской, начинал свою работу с детьми на детской технической станции, которая была открыта во Владимире на базе Дома пионеров в 1928 году. Константин Потапов руководил авиамодельным кабинетом детской технической станции. 12 апреля 1937 года газета «Призыв» писала:
«Авиамодельным кабинетом детской технической станции руководит Костя Потапов. Он делает с мальчиками модель самолета АНТ-25».
В 1936 году во вновь открытом Доме пионеров Владимира начали работу многие кружки, в том числе и авиамодельная лаборатория. Константин Потапов стал ее руководителем. В июле 1937 года авиамодельная лаборатория Дома пионеров участвовала в областных соревнованиях. Команда авиамоделистов заняла первое место. Один из членов кружка Валя Свержев принял участие во Всесоюзном слете авиамоделистов в Крыму.
Сам Константин Потапов серьезно увлекался авиацией и был одним из лучших курсантов владимирского аэроклуба с 1937 года. Во время учебных полетов курсантов он часто по приказу начальника аэроклуба входил в состав дежурных по старту. 18 августа 1938 года праздновался день Советской авиации. Была утверждена большая летная программа: групповой вылет из пяти самолетов, пилотаж в зонах трех самолетов, прыжки с парашютом, показ ученического полета, пилотаж с остановленным винтом, катание ударников. Консультантом по авиамоделям на празднике авиации был Потапов. 13 сентября 1938 года в аэроклубе закончились выпускные экзамены. Инструктор Дома пионеров Константин Потапов закончил учебный полет на «отлично».
После выпуска из аэроклуба Потапов еще некоторое время работал с юными авиамоделистами в Доме пионеров. В 1940 году воспитанник мастерской Шура Покровский под его руководством сделал модель самолета УТ-1, а Евгений Ощурков – самолет с резиновым мотором. Позже Константин Михайлович был направлен на учебу в летное училище.
Став участником Великой Отечественной войны, он писал своей матери Александре Филипповне:
«Обо мне, мама, не беспокойся. Уже 40 дней прошло с начала войны. У всех соколов сталинской авиации приподнятое настроение. Каждый из нас готов подняться ввысь и уничтожить стервятника. Сегодня, мама, сбылась моя давнишняя мечта: перед боем меня приняли в партию...».
Письмо было опубликовано в газете «Призыв». Мать Константина Потапова еще до начала Отечественной войны подготовила около 300 значкистов ПВХО и ГСО. Во время войны она обучала домохозяек улицы Фрунзе, школьников железнодорожной школы и рабочих кондукторского резерва оборонному делу.
В декабре 1945 года во владимирском военкомате состоялось вручение медалей «За победу над Германией». Правительственные награды получили Герой Советского Союза Андрей Ефремович Писаренко, заслуженный врач, хирург Гавриил Данилович Контор, инвалид войны Иван Егорович Калинов, летчик Константин Михайлович Потапов и другие.
После войны первый руководитель старейшего кружка Дворца, авиамодельного, Константин Михайлович Потапов стал летчиком-испытателем. К сожалению, впоследствии он погиб во время испытательного полета.

Сахаров Михаил Михайлович, руководитель ИЗО студии, родился 12 июля 1890 года в селе Новоселки Рязанской губернии в семье крестьянина. Михаилу исполнилось 13 лет, когда его увезли в Петроград на учебу в столярно-художественную мастерскую. Однажды в мастерскую зашел преподаватель Высшего Петербургского художественного училища барон Штиглиц. Увидев резьбу Михаила, он уговорил хозяина отдать мальчика к нему в школу. В 1917 году Михаил был выпущен из школы и получил звание художника прикладного искусства.
Михаил Сахаров поддержал Октябрьскую социалистическую революцию и в течение трех лет сражался на фронтах гражданской войны. В 1921 году он демобилизовался из Красной Армии и переехал жить во Владимир. С 1922 года непрерывно занимался педагогической деятельностью, в то же время не забывая своё любимое искусство – резьбу по дереву. В 1934 году Михаил Михайлович стал членом Союза художников СССР.
Начиная с 1930-х годов, Сахаров руководил кружком рисования в Доме пионеров. В начале марта 1938 года по его инициативе была организована городская выставка детского творчества. В годы Великой Отечественной войны кружковцы М.М. Сахарова готовили выставки на тему «Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских оккупантов». Организовывались художественные выставки и в госпиталях.
Выйдя на пенсию, Михаил Михайлович продолжал работать руководителем кружка рисования и лепки во Дворце пионеров (тогда он уже располагался на площади Свободы, ныне – Соборной площади). Ребята его кружка представляли свои работы на областных выставках изобразительного творчества детей.
М.М. Сахаров был награжден за труд значком «Отличник народного просвещения», орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Скончался Михаил Михайлович 29 апреля 1981 года, был похоронен на Улыбышевском кладбище.

Петрова Анна Илларионовна, руководитель рукодельной мастерской, в детстве рано лишилась родителей и воспитывалась родной теткой. Жили очень непросто: в большой семье осиротевшая Аня была семнадцатой.
Пережитое навсегда оставило глубокий след в ее сердце. С годами у Анны Илларионовны росла любовь к детям - особенно к тем, которые, как и она сама, рано потеряли отца и мать. В течение многих лет она работала именно с детишками: в детском доме, школе, детском саду, в Доме пионеров.
В 1938 году в рукодельной мастерской Дома пионеров под руководством Анны Петровой занималось 180 учащихся четвертых-восьмых классов. Все стены комнаты, где проходили занятия, были сплошь увешаны портретами и картинами, исполненными участниками кружка. Особенно выделялся портрет поэта Александра Пушкина, выполненный Ларой Цыганковой. Вышитая картина «Дрейф папанинцев», работа девочек Бариновой, Евстеевой и Прокофьевой, была на областной художественной выставке в Доме народного творчества, а затем уехала на выставку в Москву.
Накануне Великой Отечественной войны и в годы войны инструктором радиокабинета Дома пионеров был муж Анны Илларионовны, В. Петров. В радиокружке Дома пионеров под руководством Петрова собирали модели глиссеров, пароходов, физические приборы, даже сделали копию паровоза «Иосиф Сталин».
В Великую Отечественную войну рукодельная мастерская продолжала работу. С февраля 1943 года кружок выполнял заказ для Горпромкомбината, делал игрушки на продажу. Эта работа была подспорьем семьям, так как за нее получали хлеб по карточкам. Для детей Сталинградской области мастерская отправила 50 игрушек, для яслей города – 30.
Ежедневно слушая сообщения о чудовищных злодеяниях фашистских варваров, о детях, лишившихся родителей и крова, Анна Илларионовна и ее муж решили взять на воспитание ребят, потерявших родителей. Так в их маленькой комнате появилось четверо приемных детей. Гороно, оказывая поддержку Петровым, предоставил им небольшую квартиру в три комнаты, чтобы разместить увеличившуюся семью. Все дети выросли достойными людьми.
В течение многих лет во владимирском дворце Детского (юношеского) творчества ведется работа по созданию Книги Почёта, куда заносятся лучшие педагоги и воспитанники. Большая работа по сбору и обработке информации была проведена учащимися детского общественного историко-краеведческого объединения ДД(ю)Т под руководством Ирины Чистяковой. Ирина Капитоновна не только сохранила нам имена своих коллег-фронтовиков, сумевших отеческим теплом обогреть опаленные войной детские души и помочь ребятишкам в выборе будущей профессии, но и сумела разыскать дополнительные сведения об их семьях. Так что все, что мы опубликовали – это во многом именно ее заслуга.
Благодарим Дворец детского (юношеского) творчества за помощь в подготовке материала.
Источник фото: сайт ДД(ю)Т
