Курсом новых возможностей

Речной туризм развивается на фоне роста внутреннего турпотока и господдержки.
Губернатор Александр Авдеев провёл в Суздале совещание о перспективах развития водного туризма во Владимирской области. Тема приобретает особое звучание в контексте подготовки к 60-летию турмаршрута «Золотое кольцо России».

Представители министерств, Государственной Думы, транспортной прокуратуры, ГИМС МЧС России, эксперты отрасли обсуждали вопросы использования маломерных судов, предоставления досуговых и рекреационных услуг на реках и озёрах, обеспечения безопасности на водных объектах, лицензирования, а также доработки соответствующей нормативно-правовой базы. Глава региона предложил изучить опыт Санкт-Петербурга и Москвы и в дальнейшем опираться на него.

- Мы все знаем, как ходят круизные теплоходы по Волге, как используются Москва-река и каналы Санкт-Петербурга. Прогулки по малым рекам - это тоже очень популярный вид отдыха. К сожалению, в этой сфере есть пробелы законодательства. Сейчас оно меняется: с 1 сентября расширяются полномочия ГИМС. Закон позволит определить то, кому подчиняются маломерные суда, которые оказывают туристические услуги, - подчеркнул Александр Авдеев.

- Спасибо Владимирской области, которая подняла вопрос развития туристического потенциала малых рек. Нашему министерству с 1 сентября будут переданы новые полномочия в сфере коммерческого водного транспорта. Естественно, этим законом повышается уровень ответственности как судоводителей, так и собственников маломерных судов. Это важно для безопасного нахождения людей на водных объектах, а также вписывается в концепцию развития водного туризма в России, - пояснил директор департамента Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Игорь Грязнов.

Речные прогулки в тёплое время года пользуются всё большей популярностью. Они предоставляют уникальную возможность знакомства с территориями с нестандартного ракурса. Так, в Суздале, например, туристов чуть ли не с начала мая катают по Каменке речные трамвайчики. Рейсы уходят каждый час, гостям предлагают увидеть самые красивые места древнего города с воды. Однако в планах развивать водный туризм не только в Суздале, но и на других малых реках региона.

- Во Владимирской области около 750 малых и больших рек, и это перспективное направление туризма. Уже сейчас возможности достаточно широкие. Среди популярных видов активного отдыха – сплавы на сап-бордах. Очень популярны прогулки по воде в Суздале. По Каменке ездят речные трамвайчики и стилизованные ладьи, есть водные маршруты для лодок и сап-бордов. Более 10 тысяч человек ежегодно пользуются этими сервисами. Ведётся работа по развитию некапитальной причальной инфраструктуры и прибрежного сервиса. Ежегодно здесь проводятся крупные мероприятия на воде, которые собирают не менее 500 участников и полутора тысяч зрителей, – это SUP-фестиваль и проект «Лето на Каменке», - говорит министр предпринимательства и туризма Юлия Бояркина.

Развитие водной инфраструктуры - логичный шаг в работе с прилегающими к реке землями. 

В последние годы укрепился новый тренд на путешествия по рекам на автодомах-амфибиях. Такие плавучие мини-гостиницы уже производят в Муроме, они гораздо дешевле иностранных аналогов. Понятия «хаусбот» и «кемпбот» по инициативе нашего региона планируют закрепить в федеральном законе о туризме.

- Остаётся важная задача - сделать отдых на воде более привлекательным и комфортным. Поэтому итогом сегодняшнего совещания станет ещё одна законодательная инициатива, которая даст чуть больше полномочий ГИМС, касающихся возможности лицензирования деятельности на малых реках. Это будет способствовать созданию наиболее прозрачных условий для ведения туристического бизнеса, - поделился после рабочей встречи депутат Госдумы от Владимирской области Алексей Говырин.

Защита города и истории от наводнений

Развитие водного туризма влечет за собой и постоянное обслуживание, и капитальный ремонт разных гидротехнических сооружений. Одно без другого попросту невозможно. А это тоже большие затраты из бюджета.

15 июля представителей федеральных и региональных СМИ в рамках пресс-тура, организованного Федеральным агентством водных ресурсов, ознакомили с ходом капитального ремонта нижней плотины №2 на левом берегу реки Каменки в Суздале, в районе пересечения набережной Шевченко и переулка Шевченко.

Этот ремонт идет по проекту «Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений».

Ремонт плотины в Суздале.  

Плотина была построена и введена в эксплуатацию более полувека назад – в 1974 году. За минувшие с тех пор годы капремонт сооружения не производился ни разу. Обследования плотины, выполненные перед ремонтом, выявили неудовлетворительное состояние железобетонных конструкций: было полностью разрушено на откосах крепление понура (это водонепроницаемое покрытие), стены береговых устоев имели видимые разрушения до 100 мм с оголением и коррозией арматуры. Бетон водослива и водосбоя тоже частично разрушился, а крепление рисбермы (крепление в нижнем бьефе за водобоем) оказалось утрачено полностью. В частично работоспособном состоянии находилась задвижка водоспуска.

- В преддверии празднования 1000-летия Суздаля были спроектированы работы по капитальному ремонту плотины, направлена соответствующая заявка на финансирование из федерального бюджета. Мы получили одобрение и поддержку от Росводресурсов. Из-за аварийного состояния плотины под угрозой затопления находились жилые дома и объекты инфраструктуры: автодорога, два моста, линии электропередачи. Капремонт позволит обеспечить безопасность проживания более чем 3,4 тысячи жителей Суздаля, а также многочисленных туристов, – поделился министр природопользования и экологии Владимирской области Юрий Самодуров.

В свою очередь, заместитель главы администрации города Суздаля Артём Манов отмечает, что плотина имеет для города ключевое значение: «По окончанию капитального ремонта будет исключена опасность подтоплений окрестностей, что, безусловно, обезопасит жителей и даст толчок развитию предпринимательства – в частности, туристического сектора».

Проектом предусматривается приведение в порядок всех основных конструктивных элементов плотины: удаление некачественного слоя бетона понура, водослива, устройство береговых устоев, водобойного колодца, рисбермы, восстановление этих узлов в проектных размерах, замена механического и грузоподъемного оборудования.

- На сегодняшний день на объекте демонтированы и устроены заново левый и правый береговые устои, выполнено устройство обводного канала с водосливной перемычкой и водопропускными трубами, смонтированы затворные рамы и подъёмные механизмы с затворами донного водоспуска. Сейчас мы удаляем некачественный слой бетона на водосливе и водосборном колодце, устанавливаем анкера и сетку, укрепляем рисберму каменной наброской, - уточнил директор компании-подрядчика ООО «Владимирское гидротехническое общество» Сергей Куценко.

Земляные работы предусмотрены в зоне объекта археологического наследия «Культурный слой, валы, рвы, города Суздаля X-XIII, XIV-XVII вв.». С целью сохранения памятника на участке, отведённом под капремонт плотины, ведётся археологическое наблюдение. Его общая площадь составляет почти 3 тысячи квадратных метров.

- На реализацию проекта Росводресурсы направили порядка 84,8 миллиона рублей, из них в 2025 году – 48,8 миллиона рублей, - отметила и.о. руководителя Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Любовь Махова. - Общая стоимость работ составила более 97 миллионов рублей.

На сегодняшний день готовность объекта составляет 43%, все работы выполняются в соответствии с графиком.

Чтобы минимизировать бюрократические препоны в проведении подобных работ и подготовить почву для гладкого развития водного туризма, региональное правительство намерено также выйти с инициативами по изменению водного законодательства. Дело в том, что во Владимирской области только Клязьма и Ока входят в перечень внутренних водных путей России, поэтому власти вышли с предложением расширить перечень характеристик по рекам России в «Государственном водном реестре» с указанием характеристик по ширине и глубине. Это позволит оперативно принимать решения по подбору водных объектов для запуска туристических маршрутов для маломерных судов.

А еще в правительстве области подчёркивают, что комфортные речные прогулки должны быть доступны всем, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Создание инклюзивных туристических маршрутов на воде - тоже в планах.

Межрегиональный диалог

В начале июня Экспертный совет при Министерстве экономического развития РФ принял решение включить маршрут «Золотое кольцо» в список Национальных туристских маршрутов.

Сегодня в городах «Золотого кольца» проводится более тысячи событий самой разной направленности: гастрономические, развлекательные, спортивные, культурные. Традиционный маршрут предлагает туристам посетить Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий. В 2018 году в этот список в Ярославской области был также официально добавлен город Углич, а с 5 июня 2025 года в маршрут «Золотое кольцо России» включен еще и Рыбинск. Соответствующее решение принято на заседании комиссии Минэкономразвития. До этого город был частью макротерритории «Большое Золотое кольцо», но в состав классического маршрута не входил. Теперь же эксперты оценили изменения, которые произошли в муниципалитете за последние годы (отметили, в частности, обновлённые Красную площадь, улицы Бульварную и Стоялую, музей исторических вывесок под открытым небом), и решили, что Рыбинск достоин включения в главный турмаршрут страны.

- Рыбинск называют еще урбанистическим чудом. Лет 10 назад этот промышленный город не особенно интересовал туристов, но местные власти переосмыслили его потенциал. Был создан единый дизайн-код Рыбинска, началось благоустройство исторических улиц, обновление зданий. Это помогло кратно увеличить турпоток, сформировать плотную событийную повестку и, конечно, пополнить местный бюджет. Не говорю о том, насколько приятно жителям видеть заботу о городе, - говорит губернатор Владимирской области Александр Авдеев. - Это те результаты, которых и мы поступательно добиваемся в нашем регионе. Вместе с коллегами из правительства области и администраций наших муниципалитетов мы ездили в Рыбинск перенимать этот уникальный опыт. Провели совещание по теме градостроительной деятельности и посмотрели обновлённый центр. Для регионов, входящих в маршрут «Золотое кольцо России», пример рыбинцев – это дополнительный стимул совместно проработать вопросы развития внутреннего туризма, связанности наших городов, архитектуры и благоустройства, создания дизайн-кодов. Наш пилот в реализации единой градостроительной стратегии – тысячелетний Суздаль. Необходимо распространить такой стратегический подход на все города Владимирской области. Убеждён, что каждый из них со своим неповторимым характером и лицом может стать привлекательным для жителей и гостей.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Ксения Андреева,правительство Владимирской области,правительство области