Музыка, за которую мы благодарны… пастухам

Живая нить традиций: современный ансамбль «Владимирские рожечники».
Пастушество - один из древних и распространенных промыслов Владимирской губернии, особенно в селах Камешковского, Суздальского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Ковровского уездов. Память об этом сегодня бережно сохраняет, как это ни удивительно, сфера культуры. Дело в том, что раньше под звуки пастушьего рожка в селах и деревнях пели, плясали, водили хороводы на открытом воздухе. А в наши дни традиции этого музыкального искусства на Владимирской земле сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники».

Изначально рожки использовали для подачи сигналов во время работы: их звуком пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. В итоге пастушеские рожки приобрели большую популярность в крестьянской среде. Народные мастера стали изготовлять рожок не просто как пастуший атрибут, а как вполне самостоятельный музыкальный инструмент.

Какие рожки бывают

Пастушьи инструменты.  

Для изготовления рожков, как правило, использовали березовые, кленовые или можжевеловые заготовки. Длина варьировалась от 36 до 85 см. Их продольно их раскалывали, затем полукруглыми стамесками выбирали древесину, просверливали (или прожигали) шесть игровых пальцевых отверстий и оплетали распаренной берестой две обработанные половинки. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога. Каждый новый инструмент получал окончательную обработку в процессе использования. Поэтому старые рожки (на которых уже играли) ценились больше новых.

Традиционная технология изготовления передается из поколения в поколение и в наши дни. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук рожка, сильный и пронзительный, зависит от его размера. Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название – «визгунок»), длиной 30-32 см, и большой рожок («басок»), длина которого может достигать одного метра. Иногда используется рожок, средний между малым и большим – «полубасок», длиной 50-60 см.

По исполнению рожки делят на ансамблевые и сольные. Ансамблевые – это как раз «визгунки» и «баски», а для сольной игры обычно используется рожок средних размеров. Он, кстати, считается довольно редким.

Тембр рожка самобытен, он синтезирует тембры трубы и человеческого голоса. Неслучайно, некоторые свои наигрыши рожечники называли напевами, поскольку рожечное искусство складывалось под непосредственным влиянием народной песни.

Слава владимирских рожечников

Широкое распространение - как музыкальный инструмент - пастушеский рожок получил в селах центральной России. Особую популярность в середине XIX века приобрели музыканты-рожечники Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках. Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».

В начале 1870-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (теперь это Камешковский район) крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым был создан оркестр рожечников из 12 пастухов различных сел, а именно: Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Эти люди, будучи неграмотными, тем не менее прославились как отличные музыканты: они играли по памяти и свободно импровизировали. Первые выступления рожечников проходили, в основном, на праздниках.

Особый успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 году. Слава о них дошла до императорского двора, и они были приглашены в Петергоф и имели честь играть для семьи Александра III.

Интерес императора к рожечникам был неслучаен: он имел страсть к духовым инструментам, сам играл на валторне и корнете, а в 1882 году создал первый в Европе духовой оркестр при дворе - «Придворный музыкантский хор». Однако, по воспоминаниям крестьянских музыкантов, император не смог издать на рожке ни одного чистого звука, только шипение. Рожок оказался сложным инструментом для Александра III, но он похвалил музыкантов и отблагодарил их деньгами.

Исторический снимок из журнала XIX века.  

Рукоплескали владимирским рожечникам потом даже Париж и Берлин, где им пришлось демонстрировать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Сохранилось историческое фото во французском журнале: 12 бородачей в цилиндрах, широких балахонах и лаптях, к губам каждого прижат пастуший рожок. Но закончились парижские гастроли печально: брошенные на чужбине сбежавшим антрепренером, без гроша в кармане, без знания иностранных языков, мужественные и сильные крестьяне-музыканты пешком прошагали всю Европу, добираясь до родного дома. Художественное описание приключений кондратьевского хора в Париже воплощено в рассказе «Чудесный рожок» владимирского писателя Сергея Никитина.

В 1896 г. владимирские рожечники с большим успехом выступили на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, что было отмечено в газетах. На их искусство и верную передачу напевов русских песен тогда обратил внимание писатель Максим Горький. А в 1902 году наши рожечники покорили своим творчеством посетителей Всероссийской кустарной выставки в Петербурге.

Хором рожечников Николай Кондратьев руководил до начала XX века, передав потом эту роль своему ученику Петру Гордеевичу Пахареву. Уже в советское время хор выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях. В 1923 году музыкантов тепло принимали на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. Владимирские крестьяне своим самобытным творчеством способствовали развитию народной музыки, однако после смерти Пахарева в начале 30-х годов XX века коллектив распался.

Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», хотя распространен был во многих губерниях. Все благодаря славе Кондратьева и его сподвижников. Сегодня понятия «владимирский рожок» и «владимирские рожечники» включены во все энциклопедические словари. А еще пастуший рожок красуется на гербе Камешковского района Владимирской области - малой родины владимирских рожечников.

В 1936 году Александр Васильевич Сулимов, уроженец села Вышеславское Суздальского уезда, тоже виртуозный рожечник, заново создал хор из суздальских, ивановских и ковровских рожечников. Этот коллектив находился на службе в РККА, а затем вошел в состав Ансамбля песни и пляски Московского военного округа.

Репертуар хора рожечников Сулимова состоял преимущественно из русских народных песен, но были и военно-патриотические. Например, знаменитая «Катюша».

Искусство наших дней

Традиции музыкального искусства хоров Кондратьева, Пахарева и Сулимова на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль «Владимирские рожечники» Областного Центра народного творчества (руководитель - Александр Лебедев, лауреат Премии Правительства России «Душа России»).

Ансамбль был создан в 1997 году, в 2006-и ему присвоено звание «Народный коллектив». Старинная музыка владимирских рожечников внесена в Единый реестр нематериального культурного наследия Владимирской области. Коллектив выступал на лучших концертных площадках страны (в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии, является лауреатом и дипломантом Международных и Всероссийских конкурсов.

«Владимирские рожечники» ведут большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Во время каждого концерта Александр Лебедев старается познакомить зрителей с историей владимирского рожка, его устройством, народной русской музыкально-песенной культурой. Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей, которые исполняли владимирские рожечники в конце XIX – начале XX веков, а также современных обработок народной музыки. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни разных областей России. Артисты не только играют на рожках, но поют и пляшут.

Разумеется, современные рожечники не имеют к пастушеству никакого отношения. Все они - люди с профессиональным музыкальным образованием (Российская академия музыки имени Гнесиных, Московский государственный университет культуры, Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина и так далее). Но их объединяет любовь к традиционной культуре, стремление возродить самобытное искусство игры на исконно народном музыкальном инструменте – рожке. Музыкальные обработки русских народных песен «Ах, ты береза», «Ой, да ты, калинушка», «Во кузнице», «Барыня», «По улице мостовой», «Я пойду млада», «Во субботу день ненастный» и другие входят в золотой фонд ансамбля.

Ежегодно в деревне Мишнево Камешковского района - на родине хора Николая Кондратьева - устраивают традиционный праздник пастушьего рожка «Хорошо рожок играет!». В этом году его провели 5 июля.

Хорошо рожок играет!  

На фестивале собираются поклонники традиционного русского народного творчества, ценители аутентичных музыкальных инструментов и люди, интересующиеся культурным наследием региона. Ансамбль «Владимирские рожечники» - постоянный участник фестиваля – демонстрирует зрителям виртуозность исполнения традиционных мелодий. Так было и в этот раз.

Также среди наиболее ярких выступлений коллектива в этом году можно назвать торжественное открытие Всероссийского фестиваля-конкурса «Кубок Сталинграда» – «Медное золото Победы». Этот проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив. В театре «Царицынская Опера» ансамбль «Владимирские рожечники» подарил зрителям яркие образы сельской Руси, исполненные душевностью и теплом народного фольклора. Как всегда, выступление вызвало искренний восторг публики, ведь именно такие мотивы способствуют формированию национальной идентичности и гордости за свою страну. Зал «Царицынской Оперы» собравший 450 зрителей, буквально жил эмоциями, музыкой и историями прошлого. Да и могло ли быть по-другому? «Владимирские рожечники» - это очень яркий и самобытный коллектив, одна из «визитных карточек» нашей области.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: traditions33.ru,rozhok33.ru,Владимирский Центр народного творчества