Рязанский орнитолог Елена Фионина рассказала, почему нельзя кормить уток осенью и почему не стоит включать громкую музыку, когда поют соловьи

Всегда интересно поговорить со специалистом в той или иной области. На этот раз я решил пообщаться с орнитологом Еленой Фиониной, фанатом своего дела, человеком, который всей душой любит птиц и помогает им выжить среди людей. Мы познакомились через социальную сеть «ВКонтакте» и договорились о встрече. Она состоялась 7 августа в РГУ имени С. А. Есенина, где Фионина работает научным сотрудником. Елена Александровна встретила меня на вахте. Пока мы поднимались по лестнице в ее кабинет, я заметил на стенах фотографии различных птиц – их было, наверное, три десятка. Оказалось, что все эти работы сделаны моей новой героиней.

Увидев мой интерес к снимкам, Елена объяснила:

– У меня не обычный фотоаппарат, а фоторужье. Я никогда не стреляла из настоящего ружья и не буду, а вот снимать – это другое дело. Такой азарт! Всегда хочется найти и сфотографировать какую-нибудь редкую птицу. Ведь всего в нашем регионе живет 300 видов птиц, а реально можно увидеть и сфотографировать лишь 200. Кстати, на прошлой неделе мы ездили в луга и снимали болотных сов. В этот раз они хорошо «позировали». Или вот филин. Он занесен в Красную книгу Рязанской области. Не путайте с ушастыми совами. Настоящих филинов не более десятка на весь регион, и живут они в таких местах, что их может увидеть лишь человек, живущий в глубоком лесу. Охотник или егерь.

Интересно, что Елена Александровна родилась в семье далекой от изучения какой-либо живности.

– Я училась в обычной школе, – рассказала орнитолог. – С детства любила наблюдать за птицами. Правда, росла в областном центре, а не в деревне, где пернатых больше. И тогда я еще не знала, что любовь к птицам станет моим призванием. В школе мне нравились химия и биология. Я зачитывала до дыр учебник по биологии, наш класс углубленно изучал этот предмет. И я участвовала в олимпиадах и занимала призовые места. После школы, в 1998 году, поступила в РГУ имени С.А. Есенина, где изучала естественные науки. На втором курсе я впервые взяла в руки бинокль и увидела птиц во всей их красе. Тогда я и поняла, что пропала.

К сожалению, по словам моей собеседницы, студентов в экспедиции не отправляли. Вся учеба и практика проходили в городе. Для участия в экспедиции нужны были средства. И Елена со стипендии стала откладывать деньги. Сначала купила рюкзак, потом болотные сапоги. Так постепенно набрался нужный инвентарь. В серьезную научную экспедицию Елена поехала только в аспирантуре. И с тех пор она регулярно, уже лет двадцать, участвует в походах в Окский заповедник, или Мещерский национальный парк.

Аспиранты могли пропадать в заповеднике все лето. Там они проводили исследования, которые потом могли лечь в основу диссертаций. Правда, Елена призналась, что свою диссертацию она так и не защитила, но науку не забросила.

– Я окончила аспирантуру, – говорит собеседница. – В вузе не было лаборатории, изучающей птиц. Была лишь кафедра зоологии. Но мой научный руководитель Евгений Иванович Хлебосолов, царствие ему небесное, приложил все усилия, чтобы научная лаборатория эволюционной экологии была создана. Мы с коллегой стали  там младшими научными сотрудниками. С тех пор я работаю на этом же месте в этой же должности.

Елена говорит, что она обожает свою работу. Постоянные поездки, новые задачи. Порой нетривиальные. Так, например, в последнее время она много времени посвящает изучению сов. А для этого нужно ездить в лес по ночам. Ведь эти птицы бодрствуют, когда весь мир спит. Вот и приходится Елене с коллегами пробираться пешком сквозь чащу по 5-10 километров в кромешной темноте, когда путь освещает лишь тусклый свет фонарика. Иногда везет. Если есть хорошая лесная дорога, то они едут на машине. Периодически глушат мотор и слушают, не кричат ли совы. Всего в области их 13 видов. Конечно же, орнитолог пытается сфотографировать пернатых полуночниц, но это не всегда получается. Слишком они осторожны и не дают к себе приблизиться.

Помимо своей основной работы, Елена возложила на себя просветительскую миссию. Она объясняет людям в социальных сетях, как правильно взаимодействовать с птицами в городских условиях. Оказывается, мы многого не знаем и можем невольно навредить пернатым, при этом действуя из лучших побуждений.

Например, Елена Фионина объясняет, как правильно подкармливать птиц.  Оказывается, осенью этого просто не надо делать. Иначе тем самым горожане провоцируют отказ пернатых от перелетов на зимовку. Например, утки понимают, что их кормят – можно и остаться здесь. Но настает зима, замерзают водоемы – и все… Птицы оказываются в экологической ловушке. Так как улететь они не могут, они начинают полностью зависеть от людей. А если вдруг человек не пришел и не покормил – утка погибнет.

Поэтому Елена Александровна советует гражданам осенью ни в коем случае не кормить водоплавающих птиц, чтобы они могли спокойно улететь. Только после ледостава тех птиц, которые все равно не улетели, подкармливать обязательно нужно. Но не белым хлебом, а геркулесом и другими крупами. Правда, пшено не нужно – оно быстро портится. Для синиц самый универсальный корм – это семечки. Только не жареные  и не соленые.

– А вот голубей мы, профессиональные орнитологи, целенаправленно не подкармливаем, – объяснила Фионина. – Они сами объедают кормушки, которые предназначены для воробьев и синиц. Способствовать увеличению их популяции нецелесообразно. Они начинают размножаться практически круглый год, численность их возрастает. И это совсем плохо, в обстановке скученности у птиц прогрессируют болезни – бактериальные и вирусные. Голубей в городах не должно быть много. Кстати, мы видим, как рязанцы в кормушки порой кладут хлеб с плесенью. Этого ни в коем случае делать нельзя.

Еще городские жители периодически видят мертвых птиц на улицах. И часто грешат на «плохую экологию». Но она тут ни при чем – причины гибели могут быть самыми разными. Елена Александровна объяснила, что осенью идет миграция пернатых. Они летят широким фронтом, в том числе через города. Дезориентируются, врезаясь в различные препятствия (например, в окна), бьются о провода и стены зданий, попадают под автомобили. До мест зимовок долетят не все.

Или вот еще пример. Несколько лет назад зимой в областном центре на улицах стали находить много мертвых галок. Экспертизы показали, что птицы съели отравленный корм. Но где же они его взяли? Ведь голуби не умирали. Все дело в особенностях поведения этого вида птиц. В города они прилетают только на ночевку, чтобы устроиться на деревьях. Утром же разлетаются на поиски пищи: кто-то отправляется на свалку, кто-то – на поля. В фермерских хозяйствах есть зернохранилища, где галки находят себе угощение. В итоге выяснили, что галки клевали испорченное плесневыми грибами зерно, а к ночи возвращались в город. Наутро жители Рязани находили их мертвыми или умирающими.

– А вот еще популярное заблуждение о птицах, – рассказывает Елена Александровна. – Многие думают, что свиристели зимой едят забродившие ягоды, а потом, опьянев, падают и погибают. На самом деле они действительно едят ягоды, но холодные и замерзшие. Объедаются, и температура тела у свиристелей падает. Если птица съест много ягод – она может впасть в сон, потерять ориентацию в пространстве. В итоге свиристели падают, врезаются в здания. Если птичку вовремя подобрать и обогреть, можно ее спасти и выпустить на волю.  Но если не успеть, то она, скорее всего, замерзнет насмерть.

Я попросил Елену Александровну рассказать подробнее о воробьиной переписи, которая снова будет проходить в России. Называется она «Воробьи на кустах», а моя собеседница, кстати, является ее всероссийским куратором.

Итак, перепись проходит два раза в год: в феврале и в августе. Летний этап уже начался. Он идет с 9 по 17 августа. Зачем это нужно? В последние годы очень сильно сократилась численность воробьев в городах. У нас два вида воробьев: домовые и полевые. Полевых пока достаточно, а численность домового вида резко сократилась. Они действительно стали редкостью, что тревожно. Ведь эти маленькие птицы нужны для экосистемы. Чем их меньше, тем больше насекомых-вредителей, что вряд ли нам понравится.

Любой желающий может принять участие в акции. Например, если по дороге на работу или просто во время прогулки вы увидели воробьев, нужно снять GPS-координаты этого места и сфотографировать птиц. Снимки и данные их местонахождения нужно будет внести в анкету на сайте vorobey.nbud.ru. Полученная информация необходима ученым для анализа состояния популяции воробьев в каждом из регионов и по всей стране. Акция имеет не только природоохранное, но и социальное значение, позволяя увлечь темой наблюдения за природой и маленьких детей, и пожилых людей.

Кстати, в прошлой переписи Рязанская область заняла второе место по воробьям по стране. Это говорит о том, что у нас много активных граждан.

На вопрос, какая у Елены Александровны любимая птица, она ответила, что это сорокопут-жулан. Это плотоядный вид пернатых из отряда воробьинообразных семейства сорокопутовых. Это красивая, заботливая, но маленькая и хищная птичка. Она ловит мышей, но, так как у нее нет когтей, она накалывает свою жертву на шипы растений или проволоку и разрывает клювом ее плоть. И так съедает. В  переводе с латыни ее имя звучит жутко – это «мясник» или «палач», а на вид – тот же воробушек, только немного другого окраса. Кстати, сорокопуты-жуланы очень верные: самец кормит самку, приносит ей кузнечиков в гнездо.

Еще я спросил про коршунов. Слишком часто они стали попадаться на глаза во время поездок по области. Елена Александровна объяснила, что, когда идет сенокос, на него слетаются хищные птицы. В огромном количестве – десятками. Скашивается трава, и для коршунов это шведский стол, ведь в траве прятались насекомые, мыши, мелкие лягушки, а теперь они лишились укрытия. И для хищников это настоящее пиршество.

– Охранять пернатых может каждый, – сказала орнитолог в конце беседы. – С мая по июнь у птиц период гнездования. В это время важно быть внимательными и осторожными на природе. Не включайте громкую музыку, когда птицы поют. Ведь самцы издают звуки, чтобы привлечь внимание самки. Представьте, как соловей старается изо всех сил, а рядом кто-то врубает музыку на полную громкость. И все его усилия напрасны.

Также Елена Александровна предупредила: если у вас частный дом и вы замечаете, что птицы бьются в окна, примите меры. Наклейте на стекла силуэты хищных птиц – это отпугнет мелких пернатых. Либо используйте ультрафиолетовый маркер и нанесите на окнах сеточку. Птицы видят ультрафиолет и воспринимают рисунок как преграду, не пытаясь пробиться сквозь нее.

И еще орнитолог отметила, что ночью птицы часто сидят вдоль дорог.

– Если вы на машине, то снижайте скорость и выключайте дальний свет, чтобы не ослеплять и не дезориентировать их. А если вы нашли раненую птицу, свяжитесь с нами: напишите в моем телеграм-канале  «Иду лесом, несу дичь», в рязанский клуб «Птицы» в «ВКонтакте» или позвоните в МЧС. Эти советы помогут и вам, и природе.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Елена Фионина