Невероятное путешествие скобарей из Пскова на Сахалин и Курилы. Это надо было видеть!

Впервые команда туристов-псковичей из древнего западного приграничного града России добралась на самый Край русского Света – в восточный сахалинский форпост, и подняла над островами флаг родной Псковской области, газеты «КурьерЪ» и «Турботрэвел». Вывод один: если есть на свете рай, то это Сахалинский край!

Сделано это было в знак памяти и уважения перед земляками-первопроходцами, героями Великой Отечественной войны, СВО и моряками, служившими здесь в советские годы...

После увиденного на самом деле впору уточнить сахалинское откровение любимого мною Антона Павловича ЧЕХОВА про пережитый им на Сахалине «ад на земле» – место ссылки каторжан (раем писатель тогда назвал остров Цейлон).

Поэтому, в знак благодарности перед жителями этой Обетованной Земли, мне хочется изменить современный курортный слоган краснодарцев (пусть не обижаются): «Если есть на свете рай, то это – Сахалинский край!». Поверьте, оно того стоит!

Среди «первооткрывателей» XXI века оказались журналисты народной газеты «КурьерЪ», рядовые великолучане, островичи, псковичи – самые отчаянные путешественницы по «Турботрэвел», проехавшие всю Россию-матушку и ближнее зарубежье, но здесь ещё не бывавшие.

 

12 безумцев

и наш Ангел-хранитель!

Первое, что сказали друзья, когда речь зашла о Сахалине: «ЗдОрово, что рванули на другой конец страны, но это полное безумство при наших зарплатах, к тому же небезопасно!». Однако глаза боятся – руки делают. Моя жёнушка Светлана – семейный штурман по таким путешествиям – не знаю каким образом, но собрала искомую сумму (почти в два раза превосходящую по стоимости поездки на Алтай или Байкал). Так же, думаю,  было и у остальных экстремалов.

Конец июля 2025 года, 12 безумцев впервые организованно рванули на Сахалин, сделав это с постоянным Ангелом-хранителем псковских туристов-«трэвелистов» Екатериной ГРЯДСКОЙ (просто с ней никогда голова не болит о дорожных проблемах). Поезд «Псков – Москва», день восторга на ВДНХ в аквапавильоне от косаток (мы ещё не знали, что вскоре будем любоваться ими на свободе).

Вечером уже сидели на борту широкофюзеляжного аэробуса, 8 часов полёта промчались быстро – то ли от вкусного вина с едой, то ли от страха затеряться во вселенной, то ли желания поскорее увидеть остров (на обратном пути мне уже не хватило этих 8 часов на обработку отснятых фото). Приземлились по местному времени в Южно-Сахалинске в 12:20. А дальше просто забыли про часы и дни недели.

 

Антон Чехов –

это наше всё!

Я, конечно, знал, что Сахалин прочно связан с Антоном Павловичем ЧЕХОВЫМ (1860-1904), который в 1890 году подарил России изумительную книгу-энциклопедию «Остров Сахалин». Экскурсоводы сейчас мило стараются обыгрывать его меткие комментарии про пережитые тяготы каторжанами, нажимая на позитив и заявляя: «Чехов – это наше всё!» (замечу, как для псковичей Александр Пушкин!). И это заслуженно: на каждом шагу чеховская символика, сувениры, названия театра, улиц, посёлков... В той же областной столице, в сквере у литературно-художественного музея книги «Остров Сахалин», мы буквально «зависли» среди скульптур героев: «Дамы с собачкой», «Человека в футляре» «Толстого и Тонкого», «Клоуна и Каштанки»… Для меня разве что не хватило легендарной Соньки Золотой ручки, которую писатель также увековечил (от желающих сфотографироваться, уверен, отбоя не было бы).

Уже дома узнал, что в музее города Александровск-Сахалинский, есть персональная камера королевы воров. Но это, увы, намного севернее от нас. Как, впрочем, и от землетрясения, случившегося на Курилах и испугавшего дочу, родню, друзей. Докладываю: если бы не вы, то про ЧП мы вообще бы не знали. Никакой тряски на юге островов не ощутили, лишь засняли на берегу Тихого океана остаточные красивые волны так и не разыгравшегося цунами. Зато дружно решили, что это Боженька уберёг скобарей и подарил солнечную погоду.

 

Знай и не забывай  

своих псковских героев!

Не секрет, что Чехов не один, кто прославил Сахалин, через 7 лет здесь побывал талантливый газетчик и публицист Влас ДОРОШЕВИЧ (1864-1922), но в истории остался только Антон Павлович. К слову, по дороге из аэропорта в гостиницу Южно-Сахалинска мы тоже увидели тюрьму (её нам показал таксист), извините, не впечатлила.

Наш псковский тюремный замок (1805 года постройки) в разы круче. Если что и объединяет темницы – это колючая проволока. Но речь сегодня о другом...

Среди сахалинских героев было приятно отметить нашего выдающегося земляка-мореплавателя адмирала Николая ЧИХАЧЁВА (1830-1917) из имения Добрывичи Новоржевского уезда. Имя его увековечено в соседнем Приморском крае и на Сахалине – назван остров, залив, маяк, мыс... В 1853-1954 годах старший офицер шхуны «Восток» Чихачёв участвовал в описании побережья Сахалина, в поисках угля и в открытии поста-шахты Дуэ. Но то, что мореплаватель связан с Псковом, здесь толком не знают, не увидел я и его фото в музее. Хочется верить, что пока...

 

Зато имена других псковских героев не забыты – это «командор» (камергер), дипломат и путешественник Николай РЕЗАНОВ (1764-1807), стоявший у истоков Российско-американской компании. Вспомним его любовь к юной испанке Кончите и популярную рок-оперу «Юнона и Авось». Резанов владел у нас в Порховском уезде землями и 5 лет служил в гражданском суде в палатах Постникова (знаменитом «Доме-Мешке»), ходил с братьями и матушкой в храм Сергия Радонежского.

Именно Николай Резанов до своей американской миссии на кораблях «Юнона» и «Авось» был первым официальным русским послом в Японии, составителем в 1803-1805 годах русско-японского словаря (на 5 тысяч слов). На Сахалине, за городом Корсаковым, есть даже гора и мыс «Юнона» (подсказали музейщики), мы их сфотографировали по пути на маяк Анива.

Отдельно порадовало, что увидел в музее портрет Николая БОШНЯКА. Уточню: потомка себежско-прихабского полковника Ивана Константиновича БОШНЯКА (1717-1791), в чью Никольскую церковь ходили мои предки из деревни Одерёво.

 

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:

храбрый Иван Бошняк достойно воевал с Пугачёвым, спас казну и был увековечен Пушкиным. А уже его родственник (полагаю, внук) Николай Константинович БОШНЯК (1842-1899), владел имением в костромской земле, был капитаном 2-го ранга, участником Амурской экспедиции адмирала Невельского; в Советской гавани даже есть ему памятник. Напрямую связан потомок нашего Бошняка и с Сахалином, хотя дальнейшая судьба более чем трагична. Так что в отстроенном до войны японцами шикарном краеведческом музее, псковичам было кем и чем удивить любящих малую родину экскурсоводов.

Пару слов о советской истории. Радует, что сахалинцы бережно сохранили 9-метровый бронзовый памятник Ленина работы скульптора Евгения ВУЧЕТИЧА, подарившего миру монументы «Воина-освободителя» в Трептов-парке Берлина и «Родину-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде.

 

Вести от маяка Анива
и умных косаток

В Южно-Курильске заглянули по канатной дороге на шикарную смотровую площадку лыжного курорта «Горный воздух», откуда открывается обалденный вид на округу. А утром помчались к маяку Анива, на стык Японского и Охотского морей. Где-то там стояли резановские корабли «Юнона» и «Авось», хотя сам маяк был возведён японцами в 1939 году. Сегодня он входит в десятку ярчайших туристических объектов России (высота башни над уровнем моря 31 метр, высота «огня» – 40). Увы, не действующий, передан гражданским, высадка туристов запрещена, реконструкция – в перспективе, но от экскурсантов отбоя нет.

К сожалению, наш железный мощный катер не мог причалить к камням Анивы. Но в дело вмешалась Катюша ГРЯДСКАЯ: как истинная псковитянка, «коня на скаку остановила», заполучив моторную резиновую лодку москвичей. В итоге мы десантировалась на берег и подняли в честь наших мореплавателей флаги Псковской области, газеты «КурьерЪ» и «Турбо-
трэвел» под восторженные крики чаек. Рядом с нами были гора Крузенштерна, залив  Анива и знаменитый пролив Лаперуза!

Вероятно, в знак благодарности, дружное семейство косаток провожало  по морю нас целых четыре мили. Даже бывалые капитаны этому диву дивились. Ничего случайного, на то они и скобари. Плюсом явно был передан привет от московских косаток. В море нам всюду улыбались и позировали милые нерпы.

 

Итуруп:

хруп-хруп…

Часовой перелёт на юг, и под нами остров Итуруп, стоящий в каких-то 120 километрах от Японии. Это было захватывающе! Мы попали в объятия гостеприимных хозяев: двухметрового весельчака Николая, сотрудников базы, «рыбака» Кирилла, его жены администратора Алёны, сопровождающих гидов-водителей Ильи, Натальи... Ещё побывали на лавовом плато у подножия вулкана Богдана Хмельницкого (1585 метров). Братья-хохлы от такого российского почитания изошли бы на желчь, но для нас это история.

 

Приятный шок испытал и в самом Курильске, увидев на высоком берегу рукотворный «Стоунхендж» и свой остров «Пасхи»: 12 мощных валунов, воздвигнутых в 1984 году в честь окрестных островов. И почти в каждом я увидел лики людей или фрагменты лиц (тот же самый большой нос). В своё время мне довелось побывать в Англии в Стоунхендже. Поверьте, уведенное на Итурупе завораживает не меньше, в том числе энергетикой. Подобные мысли были при виде скал, глаза вырывали неизвестные надписи, а ум рисовал новые лики. Рай для таких безумцев, как я, а для учёных непаханое поле. Но это надо видеть и изучать.

Добрались мы и на север, на Белые скалы: белоснежные волнистые хребты, зелень, безлюдье – полный космос, а ещё море пемзы (естественно, привёз друзьям).

Не обошлось на вулканическом острове и без лечебных термальных источников. Так, в «Жарких водах» мы грелись, как тюлени, ходили по илистому дню природной купели, а пятки снизу обдавало чуть ли не кипятком.  Ещё были в кратере вулкана Баранского, на знаменитой реке Кипящей, температура изумрудной воды в Жёлтом Оке – 102 градуса! Пар – как в русской бане, вместо крыши – небо! Не видел бы – не поверил. Мы даже сварили в сетке, благодаря простейшей лебёдке-коромыслу, упаковку куриных яиц, откушав здесь же с красной икрой. Ещё грели кости в каскаде горячих ванн, после чего я спасался в холодной купели. В итоге изъеденное комарами и мошкарой тело через день «помолодело», а раны от псковских кровопийц вдруг затянулись. Не чудеса ли?

Ну, здравствуй,

милый Тихий океан!

Побывали и на берегу Тихого океана, перемахнув
через перешеек, длиной 7-9 километров, на джипе с милой курильчанкой Натальей. Застали довольно крутые волны от нашумевшего курильского землетрясения.

– В воду далеко не заходить! Не плавать! Снесёт в океан, не вернётесь! – тут же предупредили нас сопровождающие,

И это было на самом деле опасно. Однако «сапоги» в холодных водах Тихого океана мы омыли и пофотали друг друга. А ещё полюбовались дикими оранжевыми лилиями, остатками строений и бетонными остовами, на которых были башни наших танков.

 

Неменьший восторг вызвали залив Касатка и японская база, откуда  вышли корабли самураев и разгромили небезызвестную американскую базу Перл-Харбор. Мы же обследовали Чёртову скалу и прорубленные тоннели. У японцев здесь были госпиталь и секретная химическая лаборатория. Своды одной из пещер до сих пор отсвечивали странным серебром (в мощном луче моего сибирского фонаря), излучая одновременно красоту и опасность.

Со слов гида Ильи, он знал дедка, который притащил домой целый арсенал оружия. Зачем? «Так, на всякий случай, а вдруг война?!»  Шахты эти сейчас завалены, добрая их часть ещё не изучена.

Да, на берегу океана встретили буксир «Корунд», севший на мель в шторм лет 10 назад. Моряки остались живы, но половину корпуса засосали в песок приливы и отливы. Рай для любителей эктрима. Но мне почему-то было горько. Увы, эвакуация таких судов экономически не выгодна.

Замкнула это пространство бухта Оля с белоснежным пляжем. Здесь мы не могли не прокричать трёхкратное «гип-гип УРА» нашей имениннице художнице Ольге, а встречавший нас хозяин базы Николай подарил торт и шампанское. Точно так же, в первый день приезда, мы славили псковитянку Оксану. Что сказать – здесь это норма, умейте  радоваться жизни!

Впрочем, каждому своё, меня любопытство привело на японское кладбище, соседствующее с русским. Ничегошеньки не уничтожено – есть даже обновлённые японские стелы. Отснял с десяток камней с иероглифами (такие же видел в новгородском аракчеевском военном поселении Медведь, где после войны работали пленные японцы).

И до такой степени увлёкся, что не услышал окрик сопровождавшей меня Натальи, сотрудницы лесничества.

– Олег, быстрее возвращайся. Срочно назад!

Оказалось, по верху горы проходит медвежья тропа, и наша собака Лора подняла Топтыгина. Официально на
6,5 тысяч островитян приходится 3000 особей медведей, хотя в одном из постов путешественников сказано, что популяция медведей на Итурупе может превышать в два-три раза. Так это или байка для туристов – не проверял. Но каждую ночь у нашей базы по ночам лаяли, а потом выли собаки. Со слов итурупцев – это подтверждение зашедшего «в гости» медведя.

Поэтому поздно вечером и ночью, нам настоятельно рекомендовали сидеть дома. Уже днём водители рассказывали про мелькавшие за отбойниками трассы задницы косолапых и посиделки мишек на остановках (есть видео).

И снова

родной Сахалин!

Зато в лагуне Буссе мы забыли про страх. Благодаря чудным приливам и отливам, в озере  можно обнаружить несметное число устриц, ежей, крабов, гребешков, трепангов, трубачей, креветок (лов последних  до конца года сейчас запрещён).

Устриц и ежей мы добывали сами и тут же, благодаря помощи сопровождающих нас капитанов, вскрывали и уплетали их в сыром виде. Непередаваемое ощущение. Но мне лично понравились варёные крабы – по вкусу чем-то схожи с нашими раками.

Чтобы помнили.

Удивительные совпадения…

Говоря о вещах серьёзных, не могу не отметить: на Итурупе, у подножия исследованного мною русско-японского кладбища, братья Александр и Дмитрий ГОЛЬТЯЕВЫ в 2024 году, впервые в Сахалинской области, возвели в честь своего геройски погибшего на СВО брата Фёдора часовню во имя Феодора СТРАТИЛАТА, почитаемого за отвагу и стойкость.

Началось на острове и строительство 23-метрового храма Святой Троицы (чем не перекличка с Псковом), а с 1994 года здесь открыта на месте музея деревянная церковь Богоявления Господня, слева у паперти две каменные японские «пирамиды». Чуть дальше – памятный знак в честь присоединения в 1778 году Итурупа к России. На горе – памятник героям Великой Отечественной.

В знаковых точках острова мы всегда поднимали наши флаги, думаю, правильно делали. Так, псковитянка Ольга дала слово своему безвременно ушедшему из жизни мужу Юрию, морскому пехотницу, что обязательно побывает на Сахалине, где родился и восторгался красотой острова. Так что наши знамёна были подняты и в его честь!

Мне же, впервые, некого было связать из своей родни с Сахалином. Однако по возвращении в Псков, позвонил троюродный племянник Александр ЛАБАНОВ, порадовался за поездку и между слов заметил, что его отец служил на подводной лодке на Дальнем Востоке и бывал на Сахалине. Месяц назад Василия похоронили в Себеже. Получается, что и его мы помянули, а когда я пришёл на работу, то Елена из отдела реализации вдруг подарила мне магнитик из… Костромы – из тех мест, где было родовое имение Николая БОШНЯКА. Так и от него прилетел привет.

В эту шеренгу славных героев – Чихачёва, Резанова, Бошняка – явно входят и другие наши земляки, напрямую связавшие Псков и Сахалин. Уверен, наши приграничные форпосты могли бы стать землями-побратимами, а жители на льготных условиях – летать друг к другу. Но этого надо добиваться в Москве! Жаль, некому. В любом случае, виват Сахалину! Псковичи это искренне пожелали.

 

Земля

это…  нашенская!

Ещё мы увидели, что на островах сейчас активно асфальтируются дороги, строятся дома и государевы здания. Россия, наконец-то, всерьёз заявила, что земли это нашенские, открыты нашими предками, и мы их никому не отдадим. Побывайте и вы здесь, не пожалеете!

Да, чуть не забыл, жили мы на базе, которую мило называют Котолея. Утром я насчитал более 15 курильских бобтейлов (без хвостов). Одного котёночка при нас увезли молодые москвичи, остальных охраняла умная собака Чара (см. стр. 21 газета «КурьерЪ»). Как я узнал, она спасла малыша, который играл на дороге – первой бросилась под колёса мчащейся машину.  Ребёнок уцелел, Чара чудом выжила, но стала хромать. Ещё бы в честь них поставить памятник на острове.

Такие здесь светлые люди и животные, дружно живущие в этом раю. Поклон им!

Псков – Москва – Сахалин – Итуруп – Сахалин – Псков



подпишитесь на нас в Дзен