Достояние Юрьев-Польской земли

Памятники архитектуры Михайло-Архангельского монастыря.
Золотое кольцо России - одно из основных туристических направлений в нашей стране. Знаменитую восьмерку «золотых» городов (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Иваново) знает, пожалуй, каждый. А вот менее известные, но тоже интересные для любителей истории, города на слуху не у всех. Взять хотя бы Юрьев-Польский. Маршрут по нему хоть и не самый популярный, но может стать весьма неизбитым путешествием в выходной день.

Юрьев-Польский находится в 70 километрах езды от Владимира и расположен не на пути Золотого кольца, а внутри него. Вот почему многие экскурсионные туры обходят его мимо, а зря! Этот город практически ровесник Москве и фактически ее брат по отцу-основателю – Юрию Долгорукому. Датой основания значится 1152 год. Чтобы не путать этот населенный пункт с другими Юрьевами (которых было несколько), в его название добавили вторую часть – «Польский», но не в честь страны Польши, а в честь красивейших русских полей, которых вокруг городка и сейчас множество. Эти места во Владимирской области знают еще как Ополье, главную житницу региона. Территория здесь - всхолмленная равнина с плодородными землями, что остальной части области с ее лесами и болотами не свойственно. Отправляясь в Юрьев-Польский из Владимира на машине, будьте готовы восхищаться пасторальными пейзажами буквально на каждом километре. А еще знайте, что особенность Юрьевской дороги в том, что она, в отличие от трассы Владимир - Суздаль, не выпрямлена, а петляет, как встарь, от села к селу, и сельские храмы не мелькают где-то вдали по сторонам, а прямо-таки выскакивают на обочину, вызывая острое желание затормозить и как следует их осмотреть.

Кольцо времени

Земляной вал – хорошо сохранившаяся до наших дней часть городского исторического ландшафта. Он окружает древнюю часть Юрьев-Польского и в плане имеет форму почти правильной окружности. Длина вала более километра, высота – почти шесть метров, а раньше он был на несколько метров выше и достигал девяти метров.

Земляные валы.  

С высоты вала открывается величественный вид на древние храмы, стены Михайло-Архангельского монастыря и разнообразные деревянные домики. Теперь это территория историко-архитектурного музея. Здесь сосредоточен ряд памятников, представляющих различные эпохи строительства ансамбля. Сам музей основан еще в 1919 году, основная часть его экспонатов поступила из бывших дворянских усадеб уезда (Голицыных, Салтыковых и других) и частных коллекций юрьевских предпринимателей – Николая Ганшина, Дмитрия Овсянникова, Ивана Беднякова. Именно на основе собрания живописи Ивана Михайловича Беднякова в 1920 году и был организован музей. Тогда он назывался краеведческим. Кроме того, многие ценные вещи были собраны в местных храмах.

Наследие дворянских усадеб.  

В 1974-1989 гг. Юрьев-Польский музей был филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В дальнейшем он получил статус культурного учреждения в подчинении администрации города. В настоящее время фонды музея насчитывают более 16 тысяч экспонатов. Размещены они в бывших монастырских зданиях, что придает экспозициям особый колорит. Однако это влечет и определенные ограничения для экспозиционно-выставочной деятельности, которая не должна нарушать ценности РПЦ.

В надвратной церкви Иоанна Богослова (1670 г.) можно осмотреть «Художественную выставку». Наиболее ценную часть коллекции представляет древнерусская живопись – Царские врата XVI века с изображениями Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также иконы XVI-XVII веков. Раздел живописи также знакомит посетителей с работами академической школы, полотнами художников-передвижников Маковского, Боскина, Мозгова, Лагоды-Шишкиной, Сверчкова.

В центральной части Богословской церкви расположены витрины с богатой коллекцией фарфора заводов Гарднера, Попова, Сапегина. Напольные вазы из этой коллекции были выполнены по индивидуальному заказу для князей Голицыных.

В Знаменской трапезной церкви (1625 г.) разместилась экспозиция «Владимирцы в войне 1812 года. П.И. Багратион – национальный герой России». Открыта она была в 1982 году к 170-летию Отечественной войны с Наполеоном. Один из разделов экспозиции посвящен русскому полководцу Петру Ивановичу Багратиону, имя которого связано с Юрьевским краем. Он неоднократно бывал в селе Сима, в имении своего друга и дальнего родственника Бориса Александровича Голицына. Здесь Багратион встретил назначение главнокомандующим 2-й Западной армией, сюда его привезли после ранения в Бородинском сражении, здесь же он умер и был похоронен в местной церкви Св. Димитрия, а через 27 лет его прах перевезли на Бородинское поле.

Центром музейной экспозиции считается карета, на которой, по легенде, раненого Багратиона доставили в Симу. Среди экспонатов также можно увидеть портреты полководца и князя Б.А. Голицына, оружие, наградную шпагу Багратиона, муляжи знамен, вещи из гостиной и кабинета владельцев усадьбы.

«Багратионовская» карета.  

В здании Архимандритского корпуса (1684 г.) развернута экспозиция «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья», рассказывающая об истории Юрьевской земли, занятиях, культуре и быте ее населения за многие столетия. На материалах раскопок в Юрьев-Польском и в близлежащих селах наглядно показано, как край заселялся и осваивался финно-угорскими и славянскими племенами. Экспонируются предметы крестьянского и мещанского быта города Юрьева. На основе экспозиции проводятся занятия и уроки для школьников.

На втором этаже Архимандритского корпуса создана экспозиция «История мануфактуры Юрьев-Польского уезда». Она рассказывает о развитии ткачества и набивной ручной печати на тканях в XVII-XIX веках. Воспроизведены интерьеры деревенской избы с инвентарем для обработки льна и ручного ткачества, городской гостиной купцов Овсянниковых, рабочего кабинета фабрикантов Ганшиных, а также салона юрьевских портних. Также на этом этаже корпуса сохранились красивые изразцовые печи.

В Михайло-Архангельском соборе (1792 г.) экспонируется декоративная резьба и деревянная скульптура XV-XIX веков.

На втором этаже четырехъярусной колокольни монастыря расположена экспозиция «Монашеская келья», в которой воссоздается образ одного из настоятелей монастыря - архимандрита Пимена. Третий этаж занимает выставка «Колокольные звоны», рассказывающая об истории колоколов. Звонница выполняет роль смотровой площадки, откуда открываются прекрасные виды на Юрьев-Польский и его окрестности.

Шедевр со слоном

В состав Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея входит белокаменный Георгиевский собор 1234 года постройки, который расположен примерно в 150 метрах от Михайло-Архангельского монастыря. Этот собор - всемирно известный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества, охраняется ЮНЕСКО.

Георгиевский собор.  

Изначально это был небольшой одноглавый четырехстолпный собор. Здание было очень стройным и живописным. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно для белокаменного зодчества конца XII-начала XIII веков.

Собор был богато украшен резьбой и славился своей красотой даже через столетия. К сожалению, в середине XV века произошла трагедия: здание обрушилось, и в 1471 году было «собрано изнова» известным московским зодчим Василием Ермолиным, у которого в процессе сборки осталось довольно много «лишних» камней.

Тяжеловесность современного храма – это результат именно восстановления. Здание потеряло половину своей высоты, свою стройность и изящность. И все равно даже в своем приземистом, коренастом виде, лишенный целостности своего гениального рисунка, Георгиевский собор производит неизгладимое впечатление на всех, кто его видит, своим величием, каменным кружевом стен, умиротворенностью. Этот собор незабываем, его обязательно надо увидеть. Считается, что это последний храм домонгольской Руси, о которой ныне почти ничего не известно.

Белокаменная резьба на Георгиевском соборе 

Внутри собора находится экспозиция древних резных камней, составлявших его стены до обрушения в середине XV века. Уже много лет для приезжих существует традиция искать на белокаменном фасаде слона: это единственное известное его изображение в древнерусском храме. Кто нашел – может загадывать желание, оно обязательно сбудется, гласит людская молва.

Раскрывать тайны расположения рельефа со слоном мы не станем. Подскажем лишь, что искать его нужно на северной стене храма (со стороны основного входа) и лучше делать это, немного отступив от собора, чтобы обзор белокаменных фрагментов был получше.

Еще Георгиевский собор знаменит почитаемым «Святославовым Крестом». Это вырезанная из камня многочастная икона с изображением Распятия Иисуса Христа с предстоящими.

Святославов крест.  

Традиция связывает поставление креста с князем Юрьевским Святославом Всеволодовичем, ставшим впоследствии на короткое время великим князем Владимирским. По предположению целого ряда исследователей, непосредственным поводом к созданию креста послужили драматические обстоятельства похода князя на Волжскую Булгарию в 1220 году.

Сейчас этот центральный экспонат временно «гостит» в Москве. Поскольку Министерство культуры РФ выделяет средства на проектные и реставрационные работы собора, с 25 августа до до 26 октября в Музее архитектуры имени А.В. Щусева работает выставка «Белый Храм. История Георгиевского собора». Она посвящена истории создания, изучения и реставрации этого выдающегося памятника древнерусского зодчества. В экспозиции также представлено более 40 оригинальных белокаменных рельефов XIII века, ранее никогда не покидавших Юрьев-Польский.

Собор, который строили все

Рядом с Георгиевским собором – «законсервированное» здание другого некогда величественного храма из красного кирпича. Тоже городская достопримечательность, хоть и не пощаженная временем. Троицкий собор.

Вид на Троицкий собор.  

Его строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости, не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и в 1913 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось лишь в 1914-м. Поскольку собор строился в честь 300-летия Дома Романовых, сам император внес вклад в размере 30 000 рублей. По тем временам сумма немалая, если учесть, что вклад в банк в размере 1000 рублей считался самым крупным, а стоимость коровы в 1911 году составляла 25 рублей.

Газета «Владимирские епархиальные ведомости» тогда писала: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек. Святые иконы в нем дорогого художественного письма...» Стенной живописи в соборе не было, но в правый придел перенесли из Георгиевского храма тот самый «Святославов крест», древнюю святыню, очень почитаемую верующими.

Величавое кирпичное здание в неорусском стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Из-за Первой мировой войны собор до конца так и не благоустроили. Но самое печальное, что просуществовал он всего ничего. Уже в середине 1920-х годов Троицкий собор был закрыт, ограблен, осквернен и разорен. В 1930-х годах святыню обезглавили, в ней сначала разместили электростанцию, а затем склады торговых организаций.

Сейчас собор возвращен церкви, но состояние его удручающе. Красивейшее сооружение постепенно разрушается, становясь тихим пристанищем для голубей на крыше. Доступа внутрь, как в любую заброшку, нет. Можно лишь походить рядом, оценить масштабы… Возможно, если бы Юрьев-Польский был более развит в туристическую сторону, храм было бы реально восстановить. Если однажды такое случится, это будет настоящая городская жемчужина.

Кстати, ценители загадок, тайн и легенд убеждены, что это место до сих пор «живое». Если верить местным, в тихие лунные ночи из собора порой доносятся звуки, напоминающие церковные песнопения. Что это - эффект гуляющего в пустоте ветра или действительно что-то мистическое, - точно не скажет никто. Однако, независимо от правдивости или вымышленности этих рассказов, Троицкий собор – по-настоящему духовное место, которое, вполне вероятно, однажды еще откроет верующим свои истории.

К зятю Петра и Февронии

Рассказав о «Святославовом Кресте» в Георгиевском соборе, уместно несколько слов сказать и о том, кто эту святыню создал. К сожалению, князь Святослав потомкам сегодня не так уж широко известен, и это, на наш взгляд, большое упущение. Внук Юрия Долгорукого, племянник святого Андрея Боголюбского, он, судя по всему, был незаурядной личностью. Предполагается, что он не только возвел Георгиевский собор и своими руками вытесал каменный крест, впоследствии ставший его главной чудотворной ценностью и важнейшей городской достопримечательностью, но и дал резчикам и архитекторам образцы для подражания еще на столетия вперед!

Академик Российской академии художеств С.В. Заграевский, в частности, показывал, что Святослав руководил строительством и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича, в том числе Богородице-Рождественского собора 1222-1225 гг. в Суздале.

Интересно также родство князя другим почитаемым сегодня фигурам. Известно, что он женился на Евдокии, дочери благоверных муромских князей Петра и Февронии. У супругов родился сын Димитрий, но, вероятно, были и другие дети. В конце жизни и Святослав, и Евдокия приняли монашество. Святослав основал в Юрьев-Польском один из немногих в России монастырей в честь Михаила Архангела и завершил в нем свой земной путь.

Честные останки князя, положенные после его кончины в Георгиевском соборе, издавна почитались православно верующими. В житии, составленном в XVII веке, говорилось, что останки «святого князя Святослава лежат Богом блюдомы». У гробницы князя Святослава около семисот лет совершались молебны и панихиды, возжигались лампады и множество свеч. Бывали случаи, когда недужные, с верою и благоговением приложившись к мощам князя, получали исцеление.

Ковчег с мощами князя Святослава Всеволодовича.  

В 1919 году большевики объявили кампанию по вскрытию мощей, чтобы показать, что никаким нетлением они не обладают. Гробница Святослава была уничтожена, мощи «переехали» в запасники Юрьев-Польского музея. Церковное почитание князя возобновилось лишь в 1981 году, когда его имя по благословению Патриарха Пимена включили в Собор Владимирских святых.

Мощи благоверного князя Святослава Всеволодовича были вновь обретены в 1991 году и поставлены в Свято-Покровском храме Юрьев-Польского. 16 февраля 2020 года их оттуда торжественно перенесли в Михаило-Архангельский мужской монастырь, им же и основанный. Во время поездки в Юрьев-Польский можно заехать и поклониться небесному заступнику города. Братия монастыря и богомольцы глубоко чтят его память.

«Русская Фландрия»

Есть в Юрьев-Польском еще одно удивительное по красоте место, способное стать центром притяжения во все времена года. Располагается оно в самом сердце города - на берегу реки Колокши. Это территория улицы Набережной, откуда открываются прекрасные видовые точки на воду и храмы.

Часть улицы Набережной.  

Это небольшой живописный участок города, где дома еще сохраняют традиции деревянной резьбы, на реке видны мостки, растут березки. Он как будто сошел с картины.

Здесь можно совершить неторопливую прогулку, насладиться тишиной и пейзажами. Сегодня Набережная - одно из самых популярных мест для отдыха как горожан, так и гостей Юрьев-Польского. Считается, что это одна из самых романтичных улиц города. Раньше молодожены вешали тут на мосту через реку замочки в знак прочности своего союза, а ключи кидали в воду. Позже традицию перенесли в центр, где специально для молодоженов создали парк.

С реками в Юрьев-Польском связано еще несколько интересных наблюдений. Город стоит на берегу Колокши и Гзы и находится как будто в низине. Такое расположение создает особый микроклимат: влажность чуть выше, и в прохладное время ощущение холода становится более выраженным. Но такие географические особенности определенно повлияли и на ландшафтную составляющую. В далекие годы красивые русские пейзажи, окруженные реками, и даже немного утопающие в них, отдаленно напоминали некоторым купцам Фландрию, в связи с чем часто в кулуарах можно было услышать различные рассказы про местную «русскую Фландрию».

Была бы нитка - дойдем до клубка

Любителям промышленного туризма и производственных экскурсий – прямая дорога на ткацко-отделочную фабрику «Авангард». Это предприятие с богатейшей историей, с самого своего основания в 1881 году завоевавшее своей продукцией авторитет в странах Европы и Азии, о чем свидетельствуют многочисленные награды и золотые медали, присужденные на международных выставках.

Все вехи становления фабрики хранит ее музей. Здесь рассказывают, как в дореволюционное время был налажен промышленный выпуск востребованных тканей того времени - сатина, тика, нанка, карусета и камлота, как строительство железных дорог в конце XIX века позволило поставлять продукцию в Манчжурию, Персию и Афганистан, как в сложные годы Великой Отечественной войны снабжали армию кашемиром и далембой и еще много разных любопытных фактов.

На фабрике «Авангард». 

Фабрика успешно работает на текстильном рынке и сегодня. Ее товар – это широкий ассортимент домашнего текстиля: махровые полотенца, ткани, простыни, салфетки, кухонный мягкий инвентарь, а также ткани с различными фактурами, современными дизайнами и цветовыми решениями: плательные и сорочечные, ворсовые и гобеленовые, пестротканые и окрашенные.

В фирменном магазине при фабрике посетители могут ознакомиться с выпускаемым ассортиментом и приобрести понравившиеся изделия по ценам производителя для себя и в подарок. А это, согласитесь, очень важно, когда хочется привезти из поездки полезные сувениры.

Киношные места

Удивительно, но небольшой и не самый популярный у туристов Юрьев-Польский много раз становился съемочной площадкой для кино. Его панорамы и архитектурные памятники до сих пор нет-нет, да и промелькнут в художественных фильмах.

В 1968 году здесь снимались сцены первой экранизации популярнейшего романа «Золотой теленок». В постановке режиссера Михаила Швейцера Остапа Бендера сыграл Сергей Юрский, а Юрьев-Польский исполнил роль заштатного городка Арбатова. Присмотритесь к кадрам, где Бендер идет вдоль витрин магазинчиков, дирижирует невидимым оркестром и «примеряет» на себя роль Гамлета. Все это снято в местных Торговых рядах.

Когда Паниковский идет в последний раз исполнять роль сына лейтенанта Шмидта, за спиной у него высится колокольня Михайло-Архангельского монастыря.

Подельники Бендер и Балаганов сидят на монастырском земляном валу и смотрят за «выносом тела» незадачливого жулика. На вал заехала даже «Антилопа-Гну», которая, покидая город, делает по нему круг почета.

Кадр из к/ф «Золотой теленок», реж. М. Швейцер, 1968 г. 

В память о съемках «Золотого теленка» на центральной площади Юрьев-Польского в 2023 году установили бронзового гуся в натуральную величину, точь-в-точь такого, с каким бегал по улицам герой Паниковский, а еще гирю, которую тот вместе с Балагановым по сюжету хотел распилить, думая, что на самом деле она из золота.

Гусь Паниковского на центральной улице.  

Позже, в 2005 году, на территории Михайло-Архангельского монастыря снимали грузинско-российский фильм «Седьмой день». Через три года город засветился в российской драме «Юрьев день». Еще через два – в сериале «Русский шоколад».

В 2014 году в Юрьев-Польском прошли съемки фильма «Магдалина» - в жанре исторического фэнтези. На экраны картина вышла в 2018 году.

В 2024-м на территории Георгиевского собора сняли сцены для исторической драмы «Князь Андрей». Роль Юрия Долгорукова в ней исполнил Александр Балуев, а актер Сергей Безруков вжился в образ суздальского боярина Кучки.

Пока точные даты выхода этого фильма не называются, но то, что новая глава книги о кинематографе в Юрьев-Польском пишется фактически на наших глазах – это факт. Хотите тоже почувствовать себя, как в кино? Приезжайте и просто пройдитесь по здешним улочкам. Наверняка сделаете для себя хоть крохотные, но открытия, о которых потом будете вспоминать с большим теплом.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: турпортал г. Юрьев-Польский,Юрьев-Польский музей,министерство культуры,Ксения Андреева,mmonastery.ru