Игрушки из прошлого: коники, птицы и барышни
Начнем, пожалуй, с того, что плотницкая игрушка была непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью процесса воспитания детей и даже праздников. Исторически деревянные игрушки изготавливали в трех регионах России: на Онежском полуострове (это Архангельская и Вологодская губернии, где делали деревянную обрядовую куклу - поморскую панку), в Нижегородской губернии (города Семенов, Городец, Лысково, Пурех, Федосеево) и в районе Сергиева Посада (в самом городе и деревне Богородское в 27 километрах от него). Мастера этих мест для создания образов своих игрушек предпочитали использовать жанровые изображения, нередко делая их подвижными для большего эффекта. Именно в Сергиевом Посаде, в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н. Д. Бартрама хранятся немногочисленные подлинники гороховецкой топорной игрушки.
Исторические факты
В Гороховце основным промыслом уезда издревле было плотницкое дело. Эта территория лидировала на Владимирской земле по количеству лесов, и местные мастера-плотники – якуши, как их величали по названию одного из сёл – снискали себе добрую славу по всей стране. Сама природа подсказала жителям идею промысла, ведь материал для работы, дерево, - вот он, вокруг, повсюду. А сюжетов для творчества в природе еще больше! Это и разнообразные растительные орнаменты, и персонажи сказок и преданий, и солнце с луной, которые вечно ходят друг за другом… Конечно, деревянной резьбой на Руси занимались многие жители, но гороховецкие мастера достигли в этом ремесле наибольшей виртуозности. Они могли сотворить узор, орудуя только топором! А уж если использовали и другие плотницкие инструменты, то получались вообще шедевры! В 1900 году гороховецких умельцев-якушей пригласили даже во Францию, в Париж для оформления международной промышленной выставки. Вот как распространилась молва об их талантах! И сегодня визитной карточкой Гороховца, как и в старину, остаются украшенные роскошной резьбой образцы деревянного зодчества конца XIX века: Дом судостроителя Шорина, Дом купца Морозова, знаменитый «Дом с русалками» председателя земской управы Фёдора Пришлецова и другие.
Так вот, Гороховецкая деревянная игрушка вырезалась топором из отходов плотницкого дела - щепок и деревянных чурок, поэтому и называлась «щепная», «топорная», и была едва ли не единственной радостью деревенской детворы. Игрушечниками могли быть только мужчины, плотники, в совершенстве владеющие топором и понимающие художественные возможности и свойства дерева, особенно его мягких пород (липы, осины).
Мастера вкладывали в такие игрушки все свои умения и выдумки. Чтобы заинтересовать ребятню, они даже придумывали конструкции, выполняющие нехитрые движения (например, все детали каталок-колёсок при игре приводились в движение одна от другой).
Интересно, что вопрос о времени бытования гороховецкой плотницкой игрушки, несмотря на глубокое изучение этой темы историками и культурологами, открыт до сих пор. Поначалу исследователи относили это явление к концу XIX века, потом – к началу XX века. Но в собрании музея игрушки Сергиева Посада есть, к примеру, деревянная тройка лошадей с каретой из частной коллекции, помеченная 1850 годом. А главное - стиль этой игрушки и ее основные технические приемы выглядят вполне сложившимися, так что искусствовед Александр Скворцов, профессор, сделал вывод о более раннем происхождении игрушек из Гороховца.
Более раннюю датировку гороховецких игрушек подтверждает и специалист в области изучения русского народного и прикладного искусства Наталья Тарановская. Она указывает, что в типичной гороховецкой кукле-бабе передан «конкретный образ русской крестьянки». Вот как она пишет:
«В этом образе мы видим жительницу крупного села в нарядной одежде, которая указывает на городскую моду первой половины XIX века. На фигурке модная тогда городская кофта и широкая колокообразная юбка. Впрочем, это не мешает барыне иметь традиционный головной убор – «ужасной величины кокошник», характерный больше для конца XVIII века».
Расцвет игрушечного производства пришелся в Гороховце на 50-60-е годы XIX века, в 70-80-е годы оно резко спало – настолько, что в конце века в уезде числился лишь один кустарь-игрушечник. Следовательно, гороховецкая плотницкая игрушка просуществовала совсем недолго, и, конечно же, тем большее значение для нас сегодня приобретают редчайшие образцы, собранные и сохраненные в музейных фондах.
Внешний вид игрушек
Первое, что бросается в глаза, когда мы рассматриваем ранние гороховецкие игрушки (коников, барынь, птиц), – их монументальность, мощь и фасадность (акцент с одной стороны); при относительно небольшом размере (15-20 сантиметров) мы видим крупные без деталей «маховые срезы», сделанные рукой мастера, привыкшего изготавливать масштабные изделия для восприятия их на расстоянии.

Искусствовед Тарановская, о которой упоминалось выше, отмечала, что у гороховецких коников и птиц голова «гордо вздернута», а шея «вытянута вверх», что нарушало пропорциональность в сравнении с коротким туловищем. Такой образ могли создавать резчики, хорошо знакомые с домовой резьбой. В частности, с изготовлением охлупней (коньков) в виде конской или птичьей голов.
Формы игрушек, подчас архаичные и грубоватые, подсказывала сама жизнь. Плотники воплощали в щепе и чурочках то, что видели вокруг: животных, птиц, женщин с детьми на руках. Поскольку мастера часто работали в городах, то они старались отразить и городские детали. Так появились, например, деревянные барыни в широких юбках и городских кофтах вместо традиционных сарафанов, но с кокошниками на головах.
Мимо Гороховца пролегал почтово-торговый тракт, соединяющий город с Москвой и Нижним Новгородом. По нему ездили и тяжелые барские кареты, и мчались тройки с бубенцами, и неторопливо тянулись повозки, груженные разными товарами. Игрушечники, разумеется, все это видели и отмечали. Так в игрушке родился образ тройки.
У деревенских ребятишек особой популярностью пользовались лошадки: коники по-другому. Возвращаясь с ярмарок или заработков, родители считали своим долгом купить своим сыновьям такую игрушку. Поэт Николай Некрасов в четвертой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обрисовывает образ заботливого отца-бурлака: «Он бодро шел, жевал калач, В подарок нес жене кумач, Сестре платок, а для детей В сусальном золоте коней».

Отметим, что гороховецкие игрушки достаточно ярко раскрашивались, с преобладанием красных, оранжевых и желтых тонов. Традиционные гороховецкие лошадки как раз красно-оранжевого цвета. Считается, что это символически отражало веру наших предков в то, что солнечный диск движется по небу с помощью огненных коней.
И сегодня именно красную лошадку охотнее всего покупают туристы и гости Гороховца - как символ города и самый узнаваемый местный сувенир.
Хранители наследия
Подлинных образцов гороховецкой плотницкой игрушки сегодня сохранилось крайне мало. Во-первых, всерьез к этому занятию мастера не относились, делали фигурки часто наспех, для детской забавы, а не на продажу. В сравнении с искусной резьбой, которая пользовалась спросом во многих регионах России, игрушка не имела большой ценности. Когда она приходила в негодность, ее просто выбрасывали и резали новую. Редкие экземпляры сохранились только благодаря усилиям коллекционеров. Хранятся они, как мы уже сказали, в музее игрушки в Сергиевом Посаде, а еще в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Сегодня, когда интерес к старине всё больше растет, это забытое ремесло тоже потихоньку начинает возрождаться. В Гороховце есть несколько мастеров, которые успешно режут традиционную деревянную игрушку из щепы и чурок, используя при этом те же инструменты, что и наши предки: топор и долото.

Алексей Климович – один из таких умельцев. Уже почти 20 лет он трудится в отрасли культуры Гороховецкого района, а с детства любил работать с деревом. Именно он начал возрождение гороховецкого символа. Первым шагом к изготовлению игрушки послужило расширение музейной экспозиции «Кустарные и отхожие промыслы Гороховецкого уезда рубежа XIX-XX веков», параллельно же Алексей Юрьевич обратил пристальное внимание на глухую и пропильную резьбу «якушей».
В 2008 году появились первые образцы плотницкой игрушки: два коника, птица и барыня. Так благодаря стараниям Алексея Юрьевича была возрождена плотницкая игрушка, традиционная для Гороховецкой земли, и технология её изготовления, которую позже записали в объект нематериального культурного наследия Владимирской области.

Сегодня Алексей Климович дает мастер-классы и охотно рассказывает, как из чурки появляется удивительный образ. В 2018 году умелец получил престижную премию «Хранители наследия».
Узоры на современных игрушках тоже максимально приближены к тем, что дошли до нас из прошлого. Это, во-первых, крупная лепестковая розетка, которую до сих пор можно увидеть в декоре резьбы на карнизах гороховецких домов и наличниках. Во-вторых, общий рисунок часто складывается из мелких точек, штрихов, прямых и волнистых линий.
Изменилась разве что сама техника раскраски: раньше чистую деревянную игрушку покрывали слоем левкаса (грунт из мела, размешанного на клею), как в иконописи, затем наносили рисунок и фиксировали его олифой. Это придавало игрушке блеск и характерный оттенок. Сейчас мастера используют современные краски и лаки, но это нисколько не мешает плотницкому творчеству сохранять мудрость многих поколений и быть ярким сказочным миром для детворы, как и века назад.
Источник фото: из группы Гороховецкого районного центра культуры в соцсети «ВКонтакте»,из группы Гороховецкого районного центра культуры в соцсети «ВКонтакте».
