Рязанский пианист Геннадий Филин рассказал, что ребенком нехотя, чуть ли не из-под палки играл на фортепиано, но потом неожиданно открыл для себя джаз

Коренной рязанец Геннадий Филин – известный в нашей области и за ее пределами музыкант. Он пианист, джазмен, руководитель и продюсер группы Feelin's. Но поводом, чтобы написать о нем статью, стало, как бы неожиданно это ни звучало, фото с рыбой. Недавно я увидел на его страничке в «ВКонтакте» снимок, где он держит двух только что пойманных в Оке больших щук. Я сам неравнодушен к рыбалке и сразу же написал Геннадию Анатольевичу. Наша беседа состоялась 29 августа в Муниципальном культурном центре в репетиционной его коллектива.

Оказывается, рыбалка была для моего героя не просто страстью. Привил ему любовь к этому делу еще в додетсадовском возрасте дедушка. Он привозил 3-летнему внуку ершей, запускал их в таз и вручал ему маленькую удочку.

– И в тазу я этих ершей ловил, – смеется мой собеседник. – Поклевок не было. Но когда из другой комнаты меня зачем-то звала мама, я убегал, а по возвращении на крючке висел самый большой ерш. Моему счастью не было предела! Только уже в более старшем возрасте я догадался, что это было дело рук дедушки. Так, играючи, благодаря ему я стал настоящим фанатиком рыбалки. Летом в школьные годы меня интересовала только она. Позже стал заниматься и зимней рыбалкой. А в 90-е мы с друзьями даже открыли магазины для рыбаков. Но с 2004 года я отошел от дел. Еще с младшим братом – его зовут Павел – мы писали (и их публиковали) статьи в центральные рыболовные глянцевые журналы России, несколько лет были соавторами рыболовной рубрики в «Приокской газете». Я даже вел рыболовную передачу на ГТРК «Ока». В те времена с братом мы могли поймать сорок судаков за раз. Но потом я это все резко оставил. Может, раз в год выезжал на водоем, а не как раньше – не менее сотни выездов за летний сезон.

Но через 21 год любовь к рыбалке вернулась с новой силой. В июне Геннадий уехал на Оку, всего на час, и сразу же поймал щуку под два килограмма. На следующий день он, войдя во вкус, опять отправился на рыбалку и вернулся с 6-килограммовой щукой! А недавно после концерта в Шиловском районе музыкант выловил из реки еще двух больших рыбин. Его супруга Валентина тоже не прочь порыбачить, а потом приготовить из щук вкуснейшие котлеты.

Кстати, Геннадий Анатольевич женат второй раз, у него есть дочь Юлия от первого брака. Она работает в его коллективе директором.

С нынешней спутницей  жизни, Валентиной, Геннадий познакомился в знаменитом музыкальном кафе «Фонтан» в 2003 году. Сейчас этого заведения уже нет. По форме кафе было вытянутым. Внутри с одного торца располагалась сцена, где музыканты играли джаз, а с другого, прямо напротив, – бар.

– Валя работала барменом, – рассказывает музыкант. – И вот она стоит с одной стороны, а с другой стороны на сцене обычно был я. И мы смотрели друг на друга, причем очень долго. И так появилась между нами искра. С тех пор мы неразлучны.

Так же Геннадий Филин неразлучен с музыкой. Чем бы он ни занимался, ни увлекался, она всегда с ним. Но, надо сказать, эти отношения не были любовью с первого взгляда.

Геннадий появился на свет в 1964 году в семье рабочих, далеких от музыки. Его родители трудились на рязанском Приборном заводе. Мамы, к сожалению, давно уже нет в живых. Отец в свое время по работе много бывал в странах соцлагеря – в Польше, Германии, Чехии, Алжире. У Геннадия есть родной брат Павел, историк по образованию, известный ученый, автор многих книг, путешественник, исследователь Арктики и Антарктики.  Живет в Санкт-Петербурге и работает в Кунсткамере. Ко всему прочему Павел –  замечательный блюзовый гитарист, 10 лет проработал в группе Feelin’s.

– Я учился в рязанской школе № 39, – говорит мой собеседник. – В 60-70-х годах многие родители старались отдать детей в музыкальную школу. И мои папа и мама не были исключением. Сначала к нам домой приходил педагог, а потом, в 1971 году, меня отвели в музыкальную школу во Дворце культуры профсоюзов (сейчас МКЦ). Семь лет я занимался по классу фортепиано. Но признаюсь, что много раз хотел бросить обучение, особенно после пятого класса. Можно сказать, отец дал мне волшебного пенделя в критический момент. И за это я ему очень благодарен сейчас. Просто тогда, в детстве, меня увлекало другое: летом – рыбалка, зимой – хоккей. Да и вообще я любил улицу. Хотя учился в музыкалке я весьма хорошо. Меня даже два раза награждали пионерскими путевками – в Болгарию и в Черновцы (западная Украина). В результате кое-как музыкалку я все-таки окончил. Кто бы подумал, что музыка станет моей жизнью?

Два года после этого молодой человек не прикасался к инструментам. Думал, что все, конец, не его это. Но потом юноша неожиданно загорелся идеей  стать участником какого-нибудь вокально-инструментального ансамбля. Он пробовался то в один коллектив, то в другой, но его не брали.

– Как-то я пришел с другом в очередной коллектив, и один музыкант сказал своему коллеге: «Сыграй им джаз», – вспоминает рязанец. – И тот сыграл что-то простенькое джазовое на фортепиано. И тогда я внезапно ярко понял: так вот что мне так нравится, оказывается, это называется ДЖАЗ! Я даже слова такого не знал! Мне было 16 лет.

Но тогда до музыкальной карьеры было еще далеко. Сразу после школы Филин поступил в Рязанский радиотехнический институт. Выбор не случаен, просто в школе он учился в математическом классе.

– И вот в радике мой друг Сережа Тишкин, который учился играть на барабанах во Дворце пионеров и занимался у трубача Анатолия Петрова, сказал мне: «Геныч, нам надо джазовую группу собрать». Так и сделали.  В 1983 году – это был третий курс – мы организовали джаз-банд под моим управлением. А его название, Feelin's, возникло уже позже, в 1991 году. Это название представляет собой игру слов: с одной стороны, от английского слова feelings, то есть чувствовать, с другой – feelin’s band – группа Филина. В 1993 году мы впервые поехали за границу. Мы сами установили контакт с немецкими музыкантами из города-побратима Рязани – Мюнстера. И там побывали и играли в самом большом молодежном скаутском лагере в мире Гаудеамус.

При этом Филин окончил вуз, факультет автоматики и механики, специальность – «автоматизация информационных процессов», остался работать на кафедре, даже стал членом КПСС. Потом была аспирантура: молодой научный сотрудник писал научные статьи, запатентовал 12 изобретений, писал диссертацию, а после окончания аспирантуры преподавал программирование на кафедре вычислительной и прикладной математики.

Но через пару лет после развала СССР, в 1994 году, Геннадий Анатольевич решил уволиться и заняться бизнесом, открыв те самые магазины для рыбаков. Нужно было жить-выживать. Тем более у него уже была маленькая дочка. Так что он параллельно зарабатывал на жизнь и играл в группе, пока не произошел переломный момент.

На рубеже тысячелетий, что очень символично, тогдашний мэр Рязани Павел Маматов предложил Филину работу в Муниципальном культурном центре. И Геннадий согласился. Так с 1 января 2000 года началась новая эпоха для группы Feelin's: музыканты стали муниципальным коллективом. За четверть века группа получила широкую известность и признание в стране и мире. Начались поездки по России и за границу, участие в международных фестивалях, сотрудничество с именитыми музыкантами и выпуск сольных альбомов. Всего их у Feelin's уже более десятка.

Во многом такая популярность была получена благодаря проекту «ЕсенинJazz», в котором песни на стихи Сергея Есенина исполняются в сплаве стилей джаз, блюз, фанк  и соул.

– Сначала, в 2010 году, мы его назвали просто «Есенин и джаз», – рассказывает Филин. – Мы уже давно исполняли джазовые аранжировки знаменитых песен советских композиторов Григория Пономаренко, Евгения Попова и Василия Липатова на стихи нашего великого поэта. В 2011 году на нас вышел Московский государственный музей Сергея Есенина. Мы объединились и совместно сделали несколько международных проектов в Бельгии, Германии.

В поисках вокалиста для этого проекта Филин внезапно понял, что ему нужен певец из Европы. Чтобы голос у него был как у звезд западной рок-музыки типа Джона Бон Джови или Фредди Меркьюри, чтобы он любил джаз и блюз, но при этом любил русскую культуру и захотел исполнять аранжировки Геннадия. Вот такой невообразимый коктейль! Как только он это отчетливо осознал, судьба мгновенно свела его с Борисом Саволделли – известным итальянским исполнителем.

Филину позвонил один московский продюсер и предложил сделать в Рязани, в кафе «Фонтан», концерт этого певца.

– И когда он запел, я сразу понял, что это то, что надо, – говорит герой нашей статьи. – Мы с ним пообщались буквально 15 минут. Борису понравилась моя идея. Про Есенина на тот момент он ничего не знал, но, как выяснилось, мама назвала его в честь Бориса Пастернака. Она была фанаткой русской литературы. Это было попадание в десятку. И мы стали работать. Быстро записали первый альбом «ЕсенинJazz». В него вошли все известные песни: «Над окошком месяц», «Ты жива еще, моя старушка», «Не жалею, не зову, не плачу», «Клен ты мой опавший». Сейчас в багаже проекта уже три альбома. Они были изданы в звукозаписывающей компании Игоря Бутмана. Последний – «ЕсенинBlues» был издан к 130-летию поэта.

Уже 11 лет коллектив Филина и Борис Саволделли регулярно совершают туры по лучшим филармониям нашей страны. Это и Центральная Россия, и Урал, Сибирь, Алтай, север нашей страны, Поволжье. Вся Россия, кроме разве что Дальнего Востока пока. Кстати. Борис Саволделли не знает русский язык до сих пор. Но при этом прекрасно на нем поет. Главное – душа!

Помимо «ЕсенинJazz» у Геннадия много других проектов. Например, «Ретро советской эпохи». Рязанцы могли его оценить этим летом на Дне города. Тогда группа выступила с певицей Натальей Богдановой. Есть грандиозный патриотический детский проект, существующий уже много лет и получивший развитие в рамках гранта президентского Фонда культурных инициатив. Он называется «С чего начинается Родина?». В финале проекта приняли участие 400 детей из семи школ, хотя охватил он все школы нашего города. Под живой аккомпанемент джазовой группы дети исполняют песни из детских кинофильмов и мультфильмов советской эпохи.

– А еще мы очень тесно связаны с Окским заповедником с 2008 года, – добавил музыкант. – На данный момент у нас есть несколько песен о его главных обитателях –  о журавлях, о зубрах. Одна из них называется «Зуброблюз». А в год 80-летия заповедника еще появилась песня и про выхухоль, ведь заповедник создан был ради сохранения именно этого забавного реликтового древнего зверька! Песни очень яркие и искренние, и детям это нравится. Каждый год в сентябре в заповеднике отмечают праздник – День журавля, и мы даем там концерт. В этом году концерт состоится в Рязани в школе № 47, мы с ними давно дружим. Эта школа тесно связана с Окским заповедником и даже усыновила зубренка, которого зовут Мета.

Геннадий Анатольевич со своим коллективом часто выступает и в обычных школах области, и в музыкальных. По его словам, детям очень нравится джаз. Когда ребята сталкиваются с живым исполнением, то тут же «загораются», их интерес огромный.

– Главное в джазе – это импровизация, – сказал в конце нашей беседы музыкант. – Она основана на законах гармонии, мелодии и ритма. Все люди делятся на две категории: которые могут импровизировать и которые боятся это делать. Джаз открывает творческие шлюзы в нашем сознании для создания чего-то нового. Неважно, в какой сфере. Это и наука и техника, это и архитектура, это и изобразительное искусство, это и танцы. Разведчики-спецагенты, которые не умеют импровизировать, не могут быть разведчиками. Они обязаны импровизировать. Импровизация расширяет горизонты и открывает нам новые пути.

Николай СКРИПКИН, Рязань

Справка:

Сейчас в джаз-бенде «Feelin's» четверо музыкантов –

Геннадий Филин — фортепиано, руководитель группы,

Сергей Долгишев — саксофон,

Вячеслав Сергеев — барабаны,

Константин Панкратов — бас-гитара.

Все они пришли в группу еще в прошлом веке.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Геннадий Филин