В интересах всех автолюбителей

Общественники берут пробы топлива на всех АЗС.
Во Владимирской области есть общественная организация, которая на протяжении двух десятков лет в интересах всех автолюбителей проверяет АЗС. Представители межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» за это время стали экспертами. Проект продолжался и рос благодаря энтузиазму руководителя общественной организации Алексея Смирнова и его единомышленников. Последние несколько лет начинания активистов получили поддержку Фонда президентских грантов и что ценно – работа эта продолжается.

Разрывая замкнутый круг

Алексей Смирнов переехал с семьей во Владимир в конце 90-х годов. Нашим коллегам он так рассказывал об особенностях того времени и причинах, по которым стал заниматься проверкой качества ГСМ:

«Время было непростое, требующее умения приспособиться к запросам рынка. И я предложил коллегам из «НИКТИДа», с которыми сотрудничал, создать НПП «Нефтетест». В то время исследованиями качества ГСМ в регионе практически никто больше не занимался. В ряде регионов подобные структуры действуют при администрациях, надзорных органах, и это логично: ведь топливо приобретается на бюджетные средства. У нас же региональная власть не увидела необходимости в такой структуре. И сегодня новые структуры не могут прийти в эту сферу из-за сложности аккредитации, а нам помощь не оказывают, потому что мы не вписываемся в рамки существующих программ. Словом, замкнутый круг!

Жалобы на качество ГСМ приходилось слышать достаточно часто. И в 2005 году на областном совещании я предложил создать систему контроля качества нефтепродуктов, одним из элементов которой станет общественное объединение. Ведь некачественное топливо было даже причиной гибели человека в котельной Лакинска!».

Однако в ответ Алексей Смирнов услышал, что не прав: эта сфера – не для общественности.

Руководитель межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» Алексей Смирнов. 

- Я обещал доказать обратное и создал общественное объединение – ВРООП «Народный контроль». Это было в 2005 году. Мы – группа гражданских активистов - выявляли, где топливо не соответствует существующим требованиям. А ситуация была просто аховой - каждый второй литр дизельного топлива, поставляемый в область в это время, был «печным топливом», а каждый третий литр реализуемого бензина стал высокооктановым бензином с помощью «присадок».

В 2007 году на собрании Владимирской областной топливной ассоциации я выступил с докладом о том, где у нас торгуют некачественным топливом, доказав таким образом, что общественная организация может стать элементом контроля качества. Поначалу в Ассоциации моих действий не одобряли: ее руководство защищало всех, в том числе и торгующих некачественным топливом. А потом мы стали сотрудничать с Ассоциацией и совместно пытались навести порядок на рынке, - вспоминает он.

За 2005-2016 годы членами организации было закуплено и направлено на анализ более 200 образцов топлива, около 30% из них оказались некачественными. Более 100 случаев нарушения законодательства выявлено при проведении рейдов (в том числе и по параметрам безопасности АЗС).

Суд и дело

По итогам в контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ЦМТУ Росстандарта, ТУ Росприроднадзора, ТУ Ростехнадзора, ГУ МЧС по Владимирской области) направлено более 100 материалов. Только за 2016 год ЦМТУ Росстандарта взыскала штрафов в федеральный бюджет по обращениям ВРООП «Народный контроль» на сумму 940 тысяч рублей.

Однако, вспоминает руководитель «Народного контроля», заставить работать чиновников было непросто:

- Мы выявляли факты и обращались в надзорные органы. Но нас не слышали и там: в ответ получали отписки. Прокуратура, Рос-технадзор, Роспотребнадзор – все эти инстанции начали реагировать на наши обращения только тогда, когда мы стали обжаловать их позицию в вышестоящих инстанциях вплоть до федеральных, - говорит он.

Несомненно, за эти годы законодательная база, регулирующая топливную сферу, претерпела изменения. Вносились новации и в действия контролирующих органов, однако до сих пор проблема некачественного топлива на заправках остается актуальной.

Летом этого года «Народный контроль» завершил проект «Трасса: качественное моторное топливо и безопасные дороги». За год общественники побывали на 75 АЗС во Владимирской области. Отбирали пробы топлива для анализа в лаборатории, осуществляли общественный контроль соблюдения требований законодательства в сфере экологии и защиты прав потребителей. В случае выявления нарушений направляли жалобы в надзорные органы. После проверок активистов в адрес владельцев заправок вынесено: Росстандартом и Роспотребнадзором –  по 16 предостережений, министерством природопользования Владимирской области – 5 предостережений.

- Объем продаж некачественного бензина, по результатам наших проверок, с 2022 года вырос в 10 раз, - констатирует наш собеседник. - Каждая десятая проба не соответствует обязательным требованиям Таможенного союза. А вот дизельное топливо, напротив, в целом стало лучше. Если в 2018 году доля некачественного ДТ составляла 30 процентов, а в 2019-м – 26%, то уже к 2022 году этот показатель снизился до пяти процентов, а в прошлом – до трех. Дистиллята на АЗС мы не обнаружили. Подобная ситуация была и ранее – в 2022 и 2024 годах.

Рабочая схема?

Отметим, что в целом топливный рынок Владимирской области регулярно сотрясают различные скандалы. Так, в 2024 году федеральные информационные агентства со ссылкой на экспертов Роскачества сообщили: при исследовании автомобильного топлива во Владимирской области в 9% проверенного бензина было выявлено превышение содержания серы.

Использование такого «обогащенного серой» бензина сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Специалисты Роскачества инициировали проверку после массовых жалоб автолюбителей.

Бензин, в котором обнаружено нарушение, закуплен на несетевых АЗС и в региональной сети «Магистраль эконом». Примечательно, что Роскачество уведомило компании, которые были заявлены поставщиками некачественного топлива в документах АЗС, о проблеме. Однако те сообщили что ничего не поставляли… Круг снова замкнулся, и снова крайними стали автовладельцы.

Во Владимирской области в общей сложности около 300 АЗС. Не более 45% из них принадлежат ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям).

- Таким образом, ведомственный контроль качества нефтепродуктов на нефтебазах и АЗС в регионе не осуществляется на большинстве АЗС. В результате возможна продажа некачественных нефтепродуктов или недолив. Как следствие, в нашем регионе велик риск повышения цен и увеличения поставок суррогатного топлива на АЗС, - говорит Алексей Смирнов. - Анализ результатов общественного контроля АЗС за 2023-2024 годы показал, что заказчики не контролируют исполнение государственных контрактов на поставку нефтепродуктов ни по количеству, ни по качеству. Во Владимирской области отсутствует контроль за качеством и количеством нефтепродуктов и со стороны муниципальной власти, и со стороны правительства области как заказчиков по государственным контрактам.

При этом Владимирская область считается худшей в ЦФО по организации контроля качества нефтепродуктов, как в рамках защиты прав потребителей, так и по государственным закупкам неф-тепродуктов.

- Согласно ст. 42.1 закона «О защите прав потребителей», правительство Владимирской области обязано осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также разрабатывать региональные программы по защите прав потребителей и оказывать содействие общественным объединениям потребителей. Но ничего в этом направлении не делается. Фактически правительство Владимирской области самоустранилось от защиты прав жителей региона и не оказывает никакого содействия социально-ориентированным общественным объединениям. Никаких мероприятий по защите прав потребителей-автомобилистов на АЗС правительством Владимирской области не предложено и не предпринимается. Постановление администрации Владимирской обл. от 13.04.2018 №292 «О региональной программе «Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области» не предусматривает защиту прав потребителей-автомобилистов. Прокуратура и надзорные органы на это бездействие никак не реагируют. Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти, надзорных органов и общественных объединений (общественные советы) не работают, - уверен общественник.

Что делать в этой ситуации потребителю? Следить за соблюдением своих прав самостоятельно и обязательно спрашивать у продавцов топлива документы.

Во время проверки качества топлива. 

Заправляйтесь с умом!

Корень проблем общественник видят в административном изъяне.

- Мы сожалеем, что в нашем регионе нет государственной системы контроля качества топлива, даже закупаемого на бюджетные деньги для государственных и муниципальных нужд, - констатирует председатель правления ВРООП «Народный контроль» Ирина Панина.

Результаты общественного контроля заправок можно увидеть на карте АЗС Владимирской области. На ней зелеными значками отмечены АЗС, где нарушений не выявлено, желтыми – АЗС, по которым направлены заявления для проверки надзорными органами, красными – заправки, получившие предостережения, представления или штрафы. Информация регулярно обновляется. Общественники следят за обратной связью – за тем, как устраняются нарушения, и оперативно вносят изменения на карту.

- Планируйте маршрут с нашей картой и заправляйтесь с умом! – советует Алексей Владимирович. - За год мы объехали 12 районов области. Также написали 7 жалоб в ГИБДД по поводу изъянов в содержании дорог, влияющих на безопасность дорожного движения. В 3 случаях дефекты были устранены к моменту выезда инспекторов на проверки. В 3 случаях ответственные лица получили предостережения. Одна из наших жалоб осталась без реакции.

Мы довольны результатами нашего проекта. И в то же время видим, что в случае снижения контроля бизнес быстро начинает посягать на права потребителей, экологическое благополучие территории, где работает, и правила честной конкуренции.

По обращениям потребителей, пострадавших от некачественного топлива, «Народный контроль» оказывает бесплатную правовую поддержку. В частности, его представители разъясняют правила взаимодействия с продавцом и составления претензий, правила взаимодействия с автосервисом при ремонте автомобиля из-за некачественного топлива.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: организация «Народный контроль»