Тонкое искусство: мстёрская вышивка
Родилась мастерица в 1949 году в селе Борисоглеб Муромского района. В 1968 году поступила в Мстёрскую художественную профтехшколу имени Модорова. Окончила ее с отличием, а после выпуска была принята на Мстёрскую фабрику имени Н.К. Крупской, где 27 лет трудилась мастером вышивального участка. Она украшала мстёрской вышивкой скатерти и салфетки, покрывала и портьеры, женскую и мужскую одежду. Награждена медалью «Ветеран труда». Член Союза художников России.
После выхода на пенсию Нина Владимировна продолжила вышивать. С 2012 года она стала участвовать в различных выставках - международных, всероссийских, межрегиональных и областных. В 2015 году ее «Панно Победы» побывало на выставке к 70-летию Великой Победы в Москве.
- Есть несколько видов вышивки - белая гладь, русская гладь и владимирский верхошов. В творческих работах техники зачастую смешиваются, так что определить вид достаточно сложно, но белая гладь всегда выделяется очевидно. Это вышивка белой нитью по тонкому белому полотну плотными стежками с лицевой и изнаночной стороны. То есть если взять и посмотреть такую работу, то с обеих сторон вышивка будет выглядеть совершенно одинаково, - объясняет мастерица.
Мстёрская гладь обычно выполняется тонкой иглой нитками мулине в 1-2 сложения. На рисунке, где требуется выпуклость, делается настил из тех же ниток. Гладь сочетает в себе различные рельефные элементы с настилом и без настила, со штрихами, петельками и полупетельками, стебельчатым швом. Узоры дополняются ажурными решетками, стягами, дырочками, узелками и сетками. Все это создает декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.
В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Дырочки получают путем прокола специальной костяной, деревянной или металлической палочкой с заостренным концом. Если дырочки большие, их делают с помощью ножниц, разрезая ткань в будущей дырочке по вертикали и горизонтали с двух сторон.

К слову, белая гладь - любимая техника вышивки Нины Владимировны. Вышивает она на хлопковой ткани маркизете белым мулине. В этой технике она выполнила ряд зимних панно, «Панно Победы», о котором мы уже упоминали выше, и панно «Времена года», идею которого маме подсказала дочь Наташа. Она тоже умеет вышивать, но постоянно этим не занимается. Нина Владимировна же большинство вышивок делает в жанре картин. На одну такую работу у нее может уйти до четырех месяцев. Потом готовое произведение искусства (а по-другому столь тонкое творчество и не назвать!) оформляется в багет и отправляется на выставки.
Хотите разбираться чуть больше в вышитой красоте? Обратите внимание на стежки. Русская гладь и владимирский верхошов отличаются: первая делается методикой «вперед иголку», в итоге получается много маленьких стежков, которые образуют плотный рисунок. Владимирский верхошов - это крупные стежки в несколько слоев.
Классическое для мстерской вышивки сочетание - красные нитки поверх бежевого льна. Но в творческих работах возможны любые палитры. В произведениях Пчеляковой с помощью красного мулине и нежнейшей белой глади расцветают диковинные цветы, сказочные пейзажи и птицы, летят по просторам русские тройки. «Жар-птица», «Русское раздолье», «Мстерское раздолье», «Три девицы под окном», «Космос», «Каменный цветок», «Времена года», «Полевой букет», «Лилии», «Дары природы» - все это названия ярких и самобытных работ.

Нина Владимировна замечает, что вышивка успокаивает ее по жизни, радует своими результатами. О том, что нужно для любимого хобби, она говорит в стихах:
Яркий свет настольной лампы,
С результатом не спеши,
Немного ткани, нитки, пяльцы -
Вся фурнитура для души.
На ткань кладу стежки я аккуратно,
Стараюсь точно передать
Разделки, сетки, все цветовые пятна
И, словно радуга, цветную гладь.
Художница-вышивальщица может гордиться семью персональными выставками. Одна из последних - «Вышивка без границ» - была в прошлом году приурочена к ее юбилею. В Мстёрском художественном музее посетители могли полюбоваться личной коллекцией автора: уникальными панно, салфетками, фартуками, платками, полотенцами, скатертями с оригинальными композициями, темами и сюжетами.

В марте 2025 года в этом же музее работала выставка, посвященная 35-летию Мстёрского отделения Союза художников России. Она демонстрировала преемственность поколений мстёрских традиционных художественных промыслов. Коллекцию современной мстёрской вышивки представляли в том числе и произведения Нины Пчеляковой - «Паутинка» и «Деревенька моя».
Мстёрский художественный музей и владимирский музей «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» - обладатели наибольших собраний мстёрской вышивки в нашем регионе.
Сейчас, когда профессиональных вышивальщиц становится все меньше, каждая из них ценится на вес золота. Бережно сохраненное мастерство сегодня, как и в старину, славится на весь мир и покоряет ценителей прекрасного, как бы показывая всем нам следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и верили, что изображения солнца, растений, птиц на одежде и предметах быта принесут в дом довольство, благоденствие, счастье, плодородие и жизненную силу.
В наши дни технологического прогресса искусство «ручного» вышивания по-прежнему опирается на традиции, заложенные не одним поколением творцов, работавших на мстерской земле, а значит, приобретает уже не только декоративное звучание, но и особую энергетику, духовность. И кто знает, может, однажды настанет такое время, когда, перестав глядеть на запад, мы повернемся лицом к своему, родному, оценим действительно по достоинству то, что когда-то делали наши предки, и начнем свою собственную историю моды - с исконно русской основой, завещанной народом нашей страны.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Мстёрская вышивка - удивительный по красоте и совершенству раздел народного творчества. Одна из разновидностей вышивки - владимирская гладь - признана традиционным российским видом рукоделия, является наследием русской культуры, сохраняется и поддерживается на государственном уровне.
История вышивки началась с монастырского шитья, появившегося в XVII веке в женском монастыре Иоанна Милостивого в Богоявленской слободе (так раньше именовалась Мстёра). Женщинам писать иконы было нельзя, поэтому предметы церковных ритуалов они украшали с помощью вышивки.
В XIX веке белой гладью вышивала уже большая часть женского населения Мстёры. Слобода, ставшая селом, получила современное название.
Изделия, созданные в нарядной, тонкой технике сразу получили огромную популярность, стали вывозиться в Москву, Петербург и другие города Российской империи, за границу.
Новейшая история мстёрской вышивки - как промысла - связана с созданием Образцовой артели художественной вышивки в 1923 году, которая позже получила название Строчевышивальной фабрики имени Н.К. Крупской.
В 2003 году это предприятие преобразовалось в ООО «Мстёрская вышивка». Самобытная продукция, выпускаемая объединением, пользовалась большим успехом. Мастерицы, опираясь на традиционные подходы, создавали авторские произведения, которые демонстрировались на российских и международных выставках. В настоящее время работа фабрики приостановлена. Традиции мстёрского вышивального творчества сохраняют студии декоративно-прикладного искусства и отдельные мастерицы.
Источник фото: министерство культуры Владимирской области
