Символ начала расцвета Владимира
Выбирая место
Кидекша расположена в живописном месте - при впадении реки Каменки в реку Нерль. Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, решил, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Он стал искать другое место. Ему понравилась территория, которая была всего в четырех верстах от города: на правом берегу реки Нерли, неподалеку от впадения в нее реки Каменки. В древности здесь держали под контролем речной выход из Владимира в Суздаль.
Место это было действительно стратегически важным: по центральной улице Кидекши проходил торговый путь из Суздаля в Городец и Нижний Новгород.
В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить на этом форпосте крепость, уже и строительный материал был свезен, но только передумал князь. Однако на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. Массивный, кубической формы трехапсидный храм был поставлен в центре укрепленного княжеского городка, прикрывавшего водные пути к Суздалю. Это и была первая белокаменная постройка Северо-Восточной Руси, которая сохранена до сих пор! Для сравнения отметим: во Владимире Успенский собор возводился в 1158-1189 годах, Золотые ворота датируются 1164 годом, а Дмитриевский собор - 1194-1197 годами. В Суздале собор Рождества Богородицы с переходом и лестничной башней дворца А.Боголюбского строился в XII веке, Рождественский собор в – в 1222-1225 годах, Георгиевский собор в Юрьев-Польском - в 1234, а неповторимая и любимая всеми в любое время года церковь Покрова на Нерли возведена в 1165-м году.
В Степенной книге, которая считается одним из крупнейших памятников русской исторической литературы 16 века и повествует о русской истории с древнейших времён, сообщается, что веком ранее здесь располагалось становище сыновей Владимира Святого (князь новгородский (970–988) и великий князь киевский (978–1015), при котором произошло Крещение Руси) - святых князей Бориса и Глеба. Они прибыли сюда на встречу, когда направлялись в Киев, где их и ждал отец Владимир Святославович. И здесь же в 1015 году оба были убиты своим старшим братом Святополком, который совершил братоубийство в борьбе за власть.
Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались братья Борис и Глеб на пути в Киев. Предание послужило поводом для освящения построенного собора в честь первых русских святых. Храм получил название Борисоглебский. Отметим, что святые князья были канонизированы как Русской, так и Константинопольской Церковью.
По мнению нашего современника и соотечественника, архитектора и реставратора
С.А. Шарова-Делоне храм строила артель в 25-30 человек как дворцовую церковь княжеской семьи. Есть предположение, что в Кидекше жил сын Долгорукого, Борис, потому что здесь находятся могилы самого Бориса Юрьевича, его жены и дочери.
Правильная и чёткая геометрия, ставшая отличительной чертой построек Владимиро-Суздальской земли, характеризует и Борисоглебскую церковь в Кидекше. Специалисты отмечают необычайно высокое техническое мастерство исполнения храма. Блоки, из которых он сложен, обтёсаны так гладко и подогнаны друг к другу с таким совершенством, что связующий раствор между ними почти не заметен.
Единственный купол и хоры в западной части опираются на 4 столпа. На всех фасадах и апсидах храма видны древние заложенные окна. Фасады здания завершались полукруглыми закомарами.
Фундамент церкви сложен из булыжников на белом известковом растворе и сужен до ширины стен. Заведующий сектором архитектурной археологии в Государственном Эрмитаже О. М. Иоаннисян относит ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши.
Вероятно, при Юрии Владимировиче храм не был расписан. Имеющиеся остатки фресок относят ко временам его сына, Всеволода Большое Гнездо.
До сегодняшнего дня историки строят гипотезы по поводу одной из главных загадок Борисоглебского храма. В описываемые времена на Киевской Руси самым популярным строительным материалом был тонкий обожжённый кирпич - плинфа. Блоки из белого известняка, по расчетам академика Сергея Заграевского, были на порядок (в 10 раз) дороже, с учётом его сложной добычи, транспортировки и обработки, чем плинфа. Зачем Юрию Долгорукому надо было строить храм из такого дорогого камня? Что заставило древнерусских мастеров отказаться от экономичной и удобной плинфы? Ответ на этот вопрос остается открытым…
Проживая век за веком
За века своего существования храм повидал и пережил многое. В 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, пусть и с изменениями, и оно было освящено.
На месте княжеского двора возник Кидекшанский монастырь, заброшенный в 14 веке. Церковь стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили храм только в 16-17 веках. Впоследствии он не раз подвергался переделкам.
Важная деталь. В южном аркосолии (арочная ниша) храма Бориса и Глеба был похоронен сын Юрия Долгорукого - князь Борис Туровский. Он умер в 1159 году. В нише над захоронением сохранилась фреска 12 века.
Перед княжеской гробницей лежит надгробная плита могилы 17 века, на ней надпись - «лета 7114 (1606) августа 18 дня представился раб Божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра».
Восстановительные работы провели во время строительства в Суздальском кремле, в 1660 году: старые своды полностью разобрали, сделали новое перекрытие, над центральным залом возвели новый свод и установили маленький луковичный купол, заложили древние окна и южный вход, сделали проёмы в других местах.
В 18 веке перед церковью Бориса и Глеба была возведена стройная восьмигранная шатровая колокольня с проездной аркой. На ней и по сей день находится древний, середины 16 века, колокол в 30 пудов веса.
В 1780 году рядом с Борисоглебским храмом возвели зимнюю церковь Святого Стефана с высокой двускатной крышей, напоминающую жилой деревянный дом. Архитектура храма находится в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане.
Открытия реставраторов
Долгое время архитектурный ансамбль в селе Кидекше был в запустении. Масштабные работы по восстановлению и реставрации церкви Бориса и Глеба провел Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 2015 году храм открыли в обновленном виде после первой комплексной реставрации, которая шла шесть лет.
До этого в Кидекше работали легенды отечественной археологии, истории и реставрации: Уваров, Варганов, Воронин, Сычов, Столетов. Но каждый раз это было фрагментарно. И вот когда в 2009 году были восстановлены фрески, выполненные к визиту Николая II в притворе церкви, стало понятно, что дальнейшая реставрация живописи не имеет смысла. Надо было спасать сам храм, саму кладку, белый камень, к тому времени поросший грибком.
Весь 2010 год полностью посвятили проектным работам. Реставраторы придумали, как установить в никогда не отапливавшемся храме оптимальный температурно-влажностный режим, который позволил бы избавиться от губительной для известняка плесени. Рядом с церковью построили вентиляционную камеру, а под полом храма проложили каналы, чтобы круглогодично подавать по ним воздух нужной температуры.
Устройству «теплого пола» предшествовали археологические раскопки. Их в 2011 году проводил Институт археологии РАН. И результатами исследований стали уникальные находки, которые заставили пересмотреть проект реставрации, к реализации которого уже приступили.
Спустившись до начального уровня пола церкви, ученые обнаружили в алтарной части основание первого престола храма Бориса и Глеба, его резные белокаменные ножки. А под куполом храма, в том же слое XII века, круглой формы известковый омфалий - возвышение, с которого во время службы канонами предписывалось произносить некоторые возгласы. Этот предмет церковного интерьера называют еще «пуп земли».
Дело в том, что в XII веке получил распространение другой тип евхаристического стола, и до нас в основном дошли более поздние образцы. А престолов, аналогичных открытому в Кидекше, найдено всего три: в Киево-Печерской лавре, Ладоге и Новгороде. И поскольку церковь Бориса и Глеба считается древнейшим белокаменным храмом на северо-востоке, то и престол этот был, вероятно, первым в своем роде, а может быть, и единственным в наших краях.
Нашли белокаменную плиту с основаниями четырех ножек в алтарной части храма. Сверху, полагают ученые, была белокаменная столешница. Неподалеку обнаружена массивная резная деталь, которую представители Института археологии РАН рассматривают как ножку от этого самого престола. Хотя, возможно, говорят ученые, она относится не к середине XII, а к началу XIII века, когда храм ремонтировался после вторжения монголо-татар. Тогда, кстати, в церкви появился кирпичный пол, также обнаруженный во время нынешних раскопок. Открыты и более ранний известковый пол, по которому ходил сам Юрий Долгорукий, а также фрагменты фресок того времени с орнаментальными изображениями.

- Мы вступаем в мир вещей Юрия, которых остались считанные единицы, - объяснил важность открытий директор Института археологии РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Николай Макаров. - Большая часть предметов материальной культуры русского средневековья - это вещи, которые не связаны с отдельными историческими событиями. А здесь мы видим живую персонифицированную историю. А колонка - это, возможно, древнейший образец белокаменной резьбы, который происходит с территории Северо-Восточной Руси. Это знаковые, символические вещи. Это поворотные точки русской истории, когда сооружается первый престол, строится первый белокаменный храм. Это качественно новый этап жизни в этих глухих местах. Мы сейчас хорошо представляем контекст, как это было в XII веке: это девственная земля была тогда - апсиды храма смотрели в лес. Это начало нашей истории.
Впрочем, по результатам археологической экспедиции Института археологии РАН, начавшейся еще в 2001 году, можно сделать вывод о том, что Кидекша еще до строительства здесь белокаменной церкви была большим (площадью 16 гектаров) зажиточным селом, которое возникло на рубеже IX-X веков. Об этом судят по фрагментам керамики, принадлежащим смешанной древнерусско-мерянской культуре. О том, что люди здесь во все времена жили состоятельные, говорят хорошего качества украшения и тщательно декорированные предметы быта, например, цепочка, на которой подвешивали котел над огнем. Фрагменты внутреннего убранства храма (небольшие кусочки фресок, чрезвычайно ярких и прекрасно прописанных), детали хороса (церковного светильника) свидетельствуют, по словам сотрудника Института археологии Анастасии Федориной, «о богатстве и статусности собора», а коллекция крестиков - о том, что церковь Бориса и Глеба активно посещалась местным населением и в XVII, и в XVIII и XIX веках.
Тогдашний гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова вспоминала, как в процессе реставрации было принято решение музеефицировать артефакты на месте. С инженерной точки зрения это было сделать довольно сложно. Воплощением идеи занимались на протяжении 2012-014 годов. Параллельно происходила реставрация белого камня в интерьере и настенной живописи ХII века, а также более поздних росписей XVII-XIX веков. Постепенно памятник выводили на новый температурно-влажностный режим. Зато теперь для музея эта поистине уникальная экспозиция - предмет особой гордости.
Среди первых посетителей только-только отреставрированного храма был министр культуры Владимир Мединский. Он тогда высоко оценил деликатность подхода к памятнику. Даже мачты с осветительным оборудованием нисколько не нарушают историческую среду. Светлана Мельникова тоже осталась довольна работой «Владимирреставрации», которая блестяще справилась с очень ответственной задачей.
В 2004 году Борисоглебский храм посетил на Рождество Владимир Путин в статусе Президента РФ. Тогда он провел весь день в Суздале и заглянул в Борисоглебский храм.
В настоящее время село Кидекша - популярный туристический маршрут. Церковь Бориса и Глеба это еще и символ начала расцвета Владимира. И, к счастью, благодаря реставраторам сегодня мы можем любоваться самым древним храмом Северо-Восточной Руси, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник фото: ВСМЗ
