Пограничный столб «едет» на забытую заставу №8 в красногородское Синозерье!
Отцы-командиры
дали… «добро»!
Сейчас пограничная святыня находится вблизи довоенной заставы №8. Две трети пути уже пройдено!
Место дислокации самой заставы в Синозерье мы открыли на Покров прошлого года вместе с красногородскими поисковиками. По итогам военно-духовной акции журналисты обратились к нашим стражам границы: «Отцы-командиры псковских пограничников теперь могут смело дать добро на установку Памятного столба в честь 8-й заставы Синозерья!» Это было бы лучшей памятью о пограничниках, героях-партизанах, местных жителях и всех тех, кто через 90 лет указал место утраченной заставы.
В апреле 2025 года идею одобрил губернатор региона Михаил ВЕДЕРНИКОВ в рамках реальной поддержки патриотических материалов в псковских СМИ. Следом – и это было для нас важно – начальник Пограничного управления ФСБ по Псковской области генерал-майор Александр ЧИЛИКИН утвердил наше обращение с просьбой передать в Синозерье реальный пограничный столб.

Так пограничники на местах получили «добро». Об этом мне сразу сообщил от имени псковских ветеранов полковник Сергей ЛЕПЁШКИН. В мае 2024 года мы с ним открывали в Дно именную парту героя-пограничника Василия Ильича ИВАНОВА в школе №1. Именем земляка раньше называлась застава в Западной Украине, и мне с дновцами довелось там служить. Здесь же, образно говоря, пришла поддержка уже от Иванова.
«Иголка» –
из стога сена
Всё бы здорово, но газетчики не знали, что старые бетонные столбы давным-давно списаны (пошли на пирсы, стоянки и т. д.). Я было отчаялся, но на прошлой неделе вновь позвонил Сергей Николаевич Лепёшкин: «Можете ехать к нашим морским пограничникам. Вас там ждут!» И это не могло не радовать, ведь с морскими пограничниками мы дружили с 90-х годов, когда их командиром был ещё Владимир СТРИЖОВ: не раз ходили на учения и памятные акции в Чудское озеро по спуску на воду венков в честь победы Александра Невского.
В Наволоке нас с Александром ЛАБАНОВЫМ тепло встретил «кап три» Денис Владимирович Астапов с молодыми мичманами из Дивизиона пограничных сторожевых катеров.

Мы погрузили в прицеп бесценный, пусть и выцветший, бетонный столб; параллельно получили «рубашку» (бетонное основание – обязательную «одёжку» к военной святыне).
– Когда будете ставить погранзнак, не забудьте пригласить моряков, – подчеркнул Денис Владимирович. – Дело делаете важное и нужное – для сохранения памяти о пограничниках всех поколений.
Следом были звонок адресатам и дорога в Покровское. Нас встречали друзья: Дмитрий Игнатьев, Виктор Тарабанов и Николай Степанов. После детального обследования утраченной, казалось, святыни (что делать, где красить, как крепить) – решено было к нашему октябрьскому десанту провести необходимые инженерно-технические работы.

Только факты:
строки из истории
Земли в Синозерье испокон веков были псковским приграничьем с Ливонией и упоминаются в летописях с XVI века.
С Синозерьем связано имя дипломата и бригадира Ивана Лаврентьевича ЛЬВОВА, примирившего на Кавказе грузин с соседями, выступивших потом с русскими единым фронтом против турок.
В Синозерье родились такие уважаемые люди, как Почётный гражданин Великих Лук Ольга Ильинична АНДРЕЕВА (ВАСТЕНКОВА)(1922-2018) и известный в стране альпинист Виктор ТУР (1933-2019), сын заместителя начальника заставы Аврама ТУРА. Его старший брат Юрий ТУР (1930-2005) – художник, преподаватель «Строгановки», автор памятника космонавту Виктору ПАЦАЕВУ. В Синозерье родился юный партизан и ветеран-орденоносец Николай АНИСИМОВ (сын церковного старосты Петро-Павловского храма Анисима Константинова).
Что касается заставы, то согласно исследованиям
Р. Никитина, В. Тыльца и Героико-патриотического форума России, сперва она относилась к 10-му Островскому отряду, потом к 31-му Красногородскому, соседняя в Нескучном – к 11-му Себежскому («КрЪ», 2024 г.). Сам погранотряд формировался с 5 по 21 октября 1935 года, в него входили заставы: Столбово, Самульцево, Гор-Бор, Лямоны, Мозули, Павлушево, Ольховка (Ольховики), Скоморохово, Слободзинец и Синозерье! С декабря 1937 года командиром отряда в Красном был ст. лейтенант Антон ЗИНОВСКИЙ – геройски погибнет 12 октября 1941 года под Вязьмой при выводе полка из окружения («КрЪ», 2025 г.).

Юная Ольга
и писатель Эмиль Золя
Самое главное – место нахождения заставы подсказала наша героиня – орденоносец Ольга АНДРЕЕВА (ВАСТЕНКОВА), которая в 1941 году с подругами-колхозницами вывела в Ярославль из Красногородска стадо в 250 коров. Потом воевала на фронте, после войны была в Красном 1-м секретарём райкома партии, возглавляла народное образование в Великих Луках. Мне посчастливилось с ней дружить и общаться, в наши дни на меня вышла её правнучка Алёна ВАСИЛЬЕВА. Так вот, прабабушка мне рассказала, что в
1930-е годы двери заставы были открыты детям, родителям, старикам Синозерья, как бы ещё вчера сказали, для проведения культмассовой работы.
Синозерцам артисты из города показали антирелигиозный спектакль по пьесе француза Эмиля Золя «Преступление аббата Муре» о запретной любви юной девушки и священника. Спектакль шёл у кирпично-красной церкви Петра и Павла, которую хорошо было видно из окон заставы через кладбищенские кресты. В конце пьесы тело бездыханной девушки медленно спускалось с колокольни на верёвке (у Золя: ещё и мимо окна молящегося священника). Согласитесь, такое нарочно не придумаешь и не забудешь.
Благодаря этой пьесе и потрясённой девочке Оле Андреевой, мы и нашли через 90 лет заставу! Она оказалась в сотне метров справа от храма, хотя и само место порядком заросло.
Синозерье:
как это всё было…
Сперва попался первый большой тёсаный камень, потом второй... На третьем Виктор ТАРАБАНОВ взял лопату – так проявилась заросшая было цепочка камней. Потом нашли у двух берёз угловой ряд с выступом для крыльца. Днём раньше поисковик Сергей БОЛОТОВ, не зная про фундаменты, обнаружил пуговицу с формы пограничников 20-х годов. Следом пошли кирпичи, пробитый металл, горлышки от медицинских бутылок, кованые гвозди... Рядом – другой фундамент единого заставского комплекса и в конце жутко оплавленная дверь от сейфа.
После присоединения Латвии и всей Прибалтики в 1940 году, пограничники 8-й заставы были передислоцированы на запад. В годы войны в Синозерье находились немцы, партизаны захватили с боем имение, уничтожили технику, а скот раздали местным жителям. В те времена мужественно погибла под пытками в соседнем Гусленниково девушка-партизанка Катя ГЕРАСИМОВА, похоронена у синозерского храма, но могила героини, увы, утрачена.

В прошлом году, после открытия 8-й заставы, мы установили с Виктором Тарабановым и комиссаром Геннадием Ильиным высоченный дубовый флагшток с флагом. Теперь впереди – воздвижение столь дорогого для всех поколений синозерцев погранзнака.
На нём обязательно будут строки в память о заставе, пограничниках, местных жителях, партизанах-героях. От себя уточню – прихожанах объединявшего всех храма Петра и Павла, в котором были божественные лики – копии с икон Нестерова и Васнецова.

ОТ АВТОРА: когда верстался номер, на меня вышел Савва ФЕДОСЕЕВ – праправнук священника Дмитрия ФРИДРИХА, последний служил в Петро-Павловской церкви в годы революционного лихолетья и похоронен у храма. Ничего случайного! Новая история и новые открытия!
