«Иду на таран!»
Посмертная награда
Николай Францевич Гастелло родился в 1907 году в Москве. Но в 1924 году семья переехала в Муром, где он стал рабочим на паровозостроительном заводе. Параллельно закончил в Муроме школу, а через несколько лет вернулся в Москву. В 1932 году поступил в авиационную школу в Луганске. Служил в тяжелобомбардировочном авиаполку, стал командиром звена, позже - командиром эскадрильи. Сражался на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, участвовал в финской войне.

В июне 1941 года Николай Гастелло был командиром эскадрильи дальнебомбардировочного артиллерийского полка. Уже через час после нападения фашистов совершил свой первый боевой вылет. 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил немецкий бомбардировщик.
26 июня 1941 года экипаж под его командованием вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне. Однако вражеский снаряд попал в топливный бак самолета Гастелло. Видя, что машина теряет высоту, он решил драться до последнего - направил пылающий самолет на механизированную колонну врага. Таран получился мощнейшим! Борт врезался во вражескую «толпу» цистерн и машин, и воздух сражения сотрясся оглушительным взрывом. Вместе с командиром погиб весь экипаж: лейтенант Анатолий Бурденюк, лейтенант Григорий Скоробогатый и старший сержант Алексей Калинин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
Подвиг Николая Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро он впервые был упомянут: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».
Последний заход
Последователем Гастелло историки войны считают Сергея Дмитриевича Герасимова. Золотую Звезду Героя он получил посмертно.

10 августа 1944 года разведка сообщила, что к прифронтовой железнодорожной станции Альвитас, запруженной составами с военной техникой, подходил очередной вражеский железнодорожный эшелон. Командир авиационной эскадрильи гвардии майор Герасимов получил боевое задание: вылететь в район станции и нанести бомбовой удар по железнодорожным составам.
Достигнув намеченной цели, летчики под командованием Сергея Герасомова один за другим пошли в пике, сбрасывая бомбы. После второго захода на станции возник пожар.
Когда оставалось завершить последний заход, внезапно из правого крыла самолета Герасимова повалил дым.
- Я ранен… Иду на таран… Про… - прозвучали в шлемофонах ведомых летчиков последние слова командира.
После этого горящий самолет Герасимова резко пополз вверх, и вдруг, снизившись до бреющего полета, врезался в платформы с автомашинами и цистернами.
За совершенный героический подвиг Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 августа 1944 г. Герасимову Сергею Дмитриевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Станцию Альвитас советские войска освободили на следующий день.
Герасимов погиб в 28 лет. К этому времени он уже был награжден медалью «За отвагу» во время боев на реке Халхин-Гол в 1939 году и тремя орденами Красного Знамени. Совершил 93 боевых вылета. Войну Сергей Дмитриевич Герасимов встретил на Дальнем Востоке, где был шеф-пилотом командующего фронтом. В действующей армии оказался в октябре 1943 года. В составе штурмовой авиации участвовал в освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии.
Интересно, что сразу два российских региона считают героя Герасимова «своим». Его имя увековечено на мемориале Героев в Иванове. В деревне Чижово Шуйского района Ивановской области установлен памятный знак. На самом деле Сергей Дмитриевич родился в деревне Чижово Собинского района, которая до войны тоже относилась к Ивановской области. Владимирская область была образована только в 1944 году. У нас стела с барельефом установлена в мае 2010 года на площади Победы во Владимире. Имя Герасимова носит улица в селе Бабаево и Ставровская средняя школа. В родной деревне Чижово памятника герою нет, но на отчем доме, который принадлежит потомкам, есть мемориальная доска. Еще один памятник экипажу Герасимова установлен на станции Альвитас в Литве.
Сгорел и воскрес
А вот боевой подвиг его родственника - Николая Васильевича Харитонова достоин экранизации! Такой сюжет не под силу писателям выдумать, но на войне, как утверждали фронтовики, и не такое случалось!
Харитонов родился 1 января 1920 года в селе Пусто-Ярославль. Окончил семь классов и уехал в столицу работать штукатуром. С юных лет парня тянуло в небо. Сначала он занимался в аэроклубе, затем поступил в летное училище. Прошел всю войну с первого до последнего дня. Дрался с фашистами над Москвой, Смоленском, Ельней и Духовщиной. Не дал уйти из Сталинграда вражескому «Кондору» с высокими чинами из окружения Паулюса, за что получил свой первый орден Красного Знамени. А 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Для вручения Золотой Звезды его вызвали с фронта в Кремль. Награду получил из рук Калинина. Затем воевал на Курской дуге, под Минском и Брестом, Варшавой и Познанью.

14 апреля 1945 года он в паре с ведомым комсомольцем Борисом Барановым прикрывал переправу наших войск через Одер. Пришлось отбивать атаку вражеской авиации. Самолет Баранова сел на аэродром с уже мертвым летчиком в кабине. А Харитонов с задания не вернулся. Через несколько дней нашли обломки его обгоревшего самолета. Из них сослуживцы соорудили памятник своему бесстрашному другу и поклялись отомстить за него в Берлине. А 30 апреля Николай Харитонов «воскрес». Оказалось, что в бою над Одером самолет Николая Васильевича был подбит. Он выпрыгнул из объятой пламенем машины и потерял сознание. Парашют приволок его в траншею к фашистам. Из немецкого плена Харитонова вызволил наш разведчик, работавший в тылу врага под прикрытием. Он спрятал Николая Васильевича в товарный вагон, где уже находились такие же, как он, пленные. Потом этот вагон был отцеплен на одной из станций, которая вскоре перешла в руки Советской Армии.
За время войны Николай Васильевич Харитонов совершил более 300 боевых вылетов, сбив 16 вражеских самолетов лично и еще 11 в составе группы.
Он также награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды.
Курсанты, ставшие легендами неба
Уроженец Вязников, штурмовик, младший лейтенант Александр Максимович Слабков также повторил подвиг Гастелло. 31 августа 1943 года он совершил огненный таран и героически погиб, но не был награждён за этот подвиг даже посмертно. Он направил свой самолёт на танки, стоявшие на заправке, и врезался в них. Погиб, хотя имел возможность и катапультироваться. Но летчик о своей жизни не думал, перед собой он видел иную цель.
Александр Слабков был курсантом Вязниковской военной авиационной школы пилотов – ВАШП. В 1941 году там был реорганизован местный аэроклуб. За период с 1944 по 1945 годы здесь был подготовлен 1081 летчик–истребитель. За боевые действия на фронте и испытание авиационной техники 26 воспитанникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
Вязниковский аэроклуб
В боях за Родину 12 вязниковцев, воспитанников аэроклуба «ОСОАВИАХИМ» завоевали высокое звание Героя Советского Союза. Также они награждены 17 орденами Ленина, 80 человек - орденами Красного Знамени, около ста - орденами Красной Звезды, порядка 45 - орденами ВОВ 1 и 2 степени, а также семь человек удостоены орденов Славы.
По неполным данным, непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны погибло более 150 воспитанников аэроклуба.
За штурвалом Ил-2
В Камешковском районе хранят память еще об одном летчике, который обессмертил свое имя, повторив подвиг Гастелло.

Иван Антонович Ларионов родился 26 сентября 1921 года в простой крестьянской семье в селе Ряхово, там же прошли его детские и юношеские годы. Учился в Ряховской школе – бывшем доме местных фабрикантов Швецовых, приносил домой только хорошие и отличные оценки, очень любил мастерить, ходить в лес, был внимательным, заботливым сыном, трудолюбивым, общительным. Закончив школу, он поступил в ФЗУ при заводе им. Киркижа, но ни на минуту не забывал о своей мечте – научиться летать. Иван «заболел» небом еще в то время, когда в первый раз увидел пролетавший над Ряховом самолет.
Основную учебу он успешно совмещал с занятиями в аэроклубе, который был организован в Коврове в 1934 году. А уже в 1939-м Иван совершил свой первый вылет на самолете У-2 и получил за него заслуженную оценку «отлично». С началом войны Иван Ларионов стал курсантом Балашовской авиашколы. После успешного прохождения экзаменов, уже сержантом, он получил назначение в воинскую часть №15458 шестого гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии, воевавшей на Калининском фронте. На вооружении части, где служил Ларионов, находились знаменитые штурмовики Ил-2 – мощные бронированные машины, которые немцы называли «летающей смертью».
Летчик Ларионов и стрелок-радист Захар Валиулин во время боевых вылетов мужественно выполняли поставленную перед ними задачу, подавляли огневые точки противника. «Хорошо смотреть сверху, как «ганс» умирает, а мы им вслед жару даем, теперь-то они поняли, что не в свою хату попали», - писал домой в ноябре 1942 года Иван Ларионов.
А 26 апреля 1943-го Ил-2 под командованием пилота Ларинова совершал обычный боевой вылет в тыл противника, но огнем немецкой артиллерии самолет был подбит. Видя неизбежность катастрофы, напарники решили направить горящий штурмовик в скопление немецкой боевой техники…
За свой подвиг летчик был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Имя Ивана Ларионова навсегда связано с Сергеихинской школой. С 2002 года здесь возродили пионерскую дружину имени отважного летчика Ларионова. Школьники узнают о героическом земляке и учатся любить свою малую Родину и гордится ее славной историей.
Источник фото: кадры военной хроники
